О преподавании ядерного права

В английской Law Society Gazette вышла статья профессора Дэвида Онга под заголовком О важности преподавания ядерного права (https://www.lawgazette.co.uk/practice-points/why-we-should-teach-nuclear-law/5113792.article).

В статье профессор указывает на недостаток магистерских программ (в частности, LLM), в которых раскрывались бы вопросы ядерного права, и отмечает, что ядерное право, будучи связанным с энергетическим, экологическим, градостроительным, административным правом, а также климатической повесткой, заслуживает гораздо большего внимания составителей программ магистратуры. В качестве одного из решений автор упоминает программу по международному энергетическому праву своего Nottingham Trent University, а также возможность повышения квалификации, в том числе в Международной школе ядерного права, организованной под эгидой Агентства по атомной энергии.

При этом пропагандируется подход, при котором ядерное право преподается в целости жизненного цикла объекта использования атомной энергии: от момента принятия инвестиционного решения, до проектирования, сооружения, монтажа, эксплуатации и вывода из эксплуатации ядерной установки в контексте более широких соображений о роли ядерной энергетики в достижении экологических и климатических целей.

Полностью поддерживая доводы профессора Онга, хотелось бы попробовать перенести эти соображения на российские реалии. Российская атомная отрасль является не только важной для обороноспособности страны, но и обеспечивает до 20% производства электрической энергии. С завидным постоянством строятся и модернизируются объекты использования атомной энергии гражданского назначения причем, многие из них строятся за рубежом. Ядерная энергетика, при всей неоднозначности, вносит огромный вклад в уменьшение углеродных выбросов и включена Европейским союзом в перечень зеленых источников энергии. Помимо традиционных АЭС большой мощности, новые объекты использования атомной энергии включают в себя плавучие атомные электростанции, малые модульные АЭС и, потенциально объекты использования термоядерной энергии.

Таким образом, существует немалая потребность в специалистах, которые понимали бы правовое регулирование ядерной энергетики в контексте градостроительного, экологического, административного, инвестиционного, морского права и основ технического регулирования/

В отличие от ряда стран, российское высшее образование является довольно продолжительным и позволяет включить уже на этапе бакалавриата / специалитета ряд курсов, которые в другом контексте требовали бы включения в магистерскую программу. Можно представить себе курс ядерного права как специализированный курс для тех направлений юридических факультетов, которые связаны с энергетикой, ТЭК и даже международным правом. И безусловно, он должен касаться упомянутых выше отраслей права, не только охватывая жизненный цикл объектов использования атомной энергии, как предложено английскими коллегами, но и предлагая возможности для компаративного исследования российского и зарубежного регулирования.

Буду признателен за вопросы и предложения о возможности и необходимости преподавания такого курса в российских юридических вузах.

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest