О необходимости перемещения международных организаций в другие регионы мира: актуальность переезда Международного суда ООН из Гааги во Владивосток, Пекин или Дели

США отказали в выдаче виз делегатам РФ на сессию по информационным технологиям в ООН под таким заголовком 6 марта вышло сообщение ТАСС*. Представитель России в ООН Ирина Тяжлова назвала это грубым нарушением обязательств по размещению и обеспечению работы центральных учреждений организации. Такие претензии с российской стороны звучат регулярно, что говорит о системной проблеме доступа к штаб-квартире международной организации в Нью-Йорке.

Схожая проблема складывается в Европе, в частности в Нидерландах, где находятся Международный суд ООН и Международный уголовный суд несколько недель назад местные власти предписали покинуть страну 10 российским дипломатам c разъяснением, что в Нидерландах не может быть больше российских дипломатов, чем голландских в России. Странная уравнительная позиция с учетом того, что некоторые эксперты называют Гаагу мировой юридической столицей – центром юридической практики и теории по международному праву.

По причине высокой концентрации офисов международных организаций в Нидерландах (как других европейских странах и США) жесткая политическая позиция в отношении России, приведшая к сокращению количества российских дипломатов – представителей, равно как разнообразные санкции, ограничивает страну в доступе к международным механизмам защиты национальных интересов. Это поднимает важный вопрос о допустимости подобных ограничительных действий и более глобально о злоупотреблении местоположением международных структур.

Даже вне контекста недопустимой ситуации с текущими ограничениями России, вопрос о перемещении международных организаций в другие регионы актуален по причине прогнозируемых для международного сообщества значительных выгод, а также с точки зрения справедливости. Перемещение Международного суда ООН и других органов, организаций в другие регионы (Азия, Африка, Южная Америка) потенциально может помочь сбалансировать представительство различных регионов и точек зрения в международном сообществе, а также может привести к расширению доступа к правосудию для людей в этих регионах.

Диспропорциональное размещение международные органов (организации) в западных странах приводит международное сообщество к смещению взглядов в сторону западных представлений о мироустройстве и правовых принципов. Переезд этих организаций в другие регионы позволил бы шире представлять различные культурные, социальные и политические точки зрения, что может помочь учесть интересы и потребности всех регионов. В последнее время наблюдаются злоупотребления текущим местоположением штаб-квартир со стороны западных стран допускаются ограничения доступа к ним (визовые проблемы, высылка дипломатов и т.п.), оказание влияния, давления и даже шантаж в отношении дипломатов и представителей мировых стран.

Потенциальные выгоды и риски такого шага необходимо тщательно изучить и взвесить, а также обсудить с мировым сообществом.

Некоторые потенциальные выгоды:

  • Повышение доступности: переезд Международного суда в другие регионы повысит доступность суд, защиту справедливости через мирное урегулирование споров и конфликтов. За время существования суда с 1946 года в основном Европа пользовалась этим инструментом у них наивысшая вовлеченность и распространение среди стран региона (см. таблицу Вовлеченность/Проникновение далее).
  • Лучшая представленность: перемещение Международного суда в разные регионы может помочь сбалансировать представительство различных регионов и точек зрения в международном сообществе. Взаимное непонимание и фактическое игнорирование Европой проблем других регионов стало очевиднее на примере ситуации вокруг Украины. Реакция Европы и США на конфликт несопоставима с их реакцией на другие конфликты.
  • Повышение легитимности: Перенос Международного суда в другие регионы мог бы помочь повысить его легитимность в глазах людей в этих регионах.
  • Сокращение расходов: перемещение Международного суда потенциально может привести к сокращению расходов, связанных с управлением и содержанием суда в Гааге.

Для полноты оценки инициативы разумно рассмотреть также потенциальные риски перемещения Международного суда, в том числе:

  • Логистические проблемы: Перемещение Международного суда потребует значительного логистического планирования и может оказаться сложным и дорогостоящим процессом.
  • Политические соображения: Перенос Международного суда может рассматриваться как политическое решение и может привести к напряженности между различными странами и регионами.
  • Проблемы безопасности: Гаага считается относительно безопасным местом для Международного суда, и перемещение суда потенциально может создать риски для безопасности.

В целом, перемещение Международного суда – это сложное, но выполнимое решение, которое в целом вписывается в логику разумного повышения эффективности системы международного правосудия, установления исторической справедливости, поиска решений для повышения всеобщей безопасности в мире и мирного урегулирования споров и конфликтов.

В подтверждение необходимости перераспределения/ переезда международных организаций с запада помимо аргументов о выгодах и необходимости перемены текущего порядка вещей (принципы сменяемости для обновления и баланса сил в демократиях занимают важное место) можно использовать научные юридические исследования, в частности – исследование Чикагского университета 2005 года о возможной предвзятости суда, а также следующую статистику по поданным искам в Международный суд в разрезе мировых регионов:

Регион

Вовлеченность

это условная величина, полученная путем деления общего количество исков, поданных в Международный суд с момента образования в 1946 г к одной из стран региона и текущим количеством стран, образующих этот регион (кол-во дел / 1 страну региона)

Проникновение

– это условная величина, отношение общего количества стран к числу хоть единожды обратившихся в Международный суд стран региона, где 100% – все страны региона обращались в суд

Европа

3,86

60%

Азия

0,97

36%

Африка

0,94

51,8%

Америка

2,54**

57%

* Ссылка на сообщение ТАСС: https://tass.ru/politika/17207355

** До 30% исков приходится на долю США, которые, в основном, пытались привлечь как ответчика

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest