Ничего налогового, только политика. Россия попала в «черные списки» ЕС

Международные отношения сегодня развиваются весьма стремительно и непредсказуемо. Казалось бы, что Россию никто не может обвинить в заниженном налогообложении и хоть какой-то схожести с классическими оффшорами. Законодательство по САР (специальный административный район) ужесточили, введя требование постоянного присутствия и ежегодную пошлину (как требовали европейские когда-то партнеры). Отчетность финансовую все компании готовят и подают. Информация об участниках (акционерах) большинства компаний публично доступна (по всем ООО и по АО с одним акционером).

Но, как говорится: Ничего налогового, только политика. ЕС включила Россию в список несотрудничающих юрисдикций ЕС для целей налогообложения (так называемый Черный список). Основание – прекращение совместной работы налоговых экспертов ЕС и РФ в части изменения (приведения в соответствие с международными требованиями) налогового законодательства в САР. Причем прекратилось это сотрудничество по инициативе ЕС. Ничего личного, только политика. Вот так пока Россия вела свои черные списки оффшорных юрисдикций, строго отслеживая выведение туда средств и удерживая налоги у источника, сама невольно попала в такой список.

Решение ЕС было принято 14 февраля 2023 года. Но ограничения по обновлённому списку юрисдикций начинают применяться с 1 января 2023 года. Попала Россия в обновленный список наравне с БВО, Коста-Рика, Маршалловыми островами.

Какие это будет иметь налоговые последствия для российских компаний? Рассмотрим на примере Кипра.

Несмотря на наличие действующего соглашения об избежании двойного налогообложения между Правительством Республики Кипр и Правительством Российской Федерации, на Кипре при расчетах с российскими компаниями будет удерживаться налог у источника по следующим выплатам доходов в пользу российских лиц:

  • Налог у источника по ставке 17% на доходы в виде дивидендов (если российский акционер владеет более 50% акций и имеет право на доход более 50% от капитала кипрской компании),
  • Налог у источника по ставке 30% на доходы в виде процентов,
  • Налог у источника по ставке 10% на доходы в виде роялти (не учитывая доходы, которые уплачивает физическое лицо на Кипре),
  • Кроме того, налоговые органы могут отказать принимать к вычету расходы компании, которые были перечислены российским лицам.

Если указанные доходы перечисляются компании, учрежденной в России, но являющейся налоговым резидентом в другой стране, то налог не удерживается. Но этот факт налогового резиденства надо еще доказать. Например, если органы управления российской компании находятся за пределами РФ и принимают управленческие решения за пределами страны.

Также дивиденды по акциям, которые торгуются на бирже, признанной Кипром, освобождены от налога.

Помимо налоговых последствий, сделки с компаниями из РФ теперь подпадают под DAC 6 (Hallmark C(1)(b)(ii) the EU Mandatory Disclosure Rules) вне зависимости от того, выполняется ли критерий основной выгоды или нет. Теперь о сделках с российскими компаниями надо отчитываться местным (кипрским) налоговым органам, потому что сделки с российскими компаниями отныне признаются в ЕС агрессивными схемами налогового планирования.

Аналогичные налоговые и административные последствия наступят для российских лиц во всех других странах ЕС. Ставки могут отличаться в зависимости от юрисдикции. Но более пристальное внимание со стороны налоговых органов стран ЕС к сделкам с российской стороной обеспечено.

Работать с Европой становится все сложнее и менее выгодно. Не удивлюсь, если мы тоже со временем зеркально внесем все страны ЕС в свой черный список. Хотя бы на основании того, что практически обмен налоговой и банковской информацией прекращен.

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest