Международные инициативы в области инвестиционной и коммерческой медиации. Позиция России в этом движении

7 августа 2019 г. международное сообщество приветствовало принятие Конвенции Организации Объединенных Наций о международных мировых соглашениях, достигнутых в результате медиации (Нью-Йорк, 2018 год) (далее – Сингапурская конвенция о медиации или Конвенция).

Как поясняет на своем сайте ЮНСИТРАЛ, Конвенция является инструментом содействия международной торговле и поощрения медиации в качестве альтернативного и эффективного метода урегулирования торговых споров. Будучи обязательным для исполнения международным документом, она, как ожидается, придаст определенность и стабильность международным рамкам в области медиации и тем самым будет способствовать достижению Целей в области устойчивого развития (ЦУР), главным образом ЦУР 16.

Основная идея Сингапурской конвенции обеспечить упрощенное исполнение мировых соглашений, достигнутых в ходе медиации, по аналогии с Конвенцией о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, широко известной как Нью-Йоркская конвенция 1958 г.

Сингапурская конвенция определяет минимальные стандарты к форме мировых соглашений и к порядку их заключения в ходе медиации.

На текущую дату, сентябрь 2022 г., к Сингапурской конвенции присоединились 55 стран, среди которых Белоруссия, Израиль, США и Китай.

Россия, Европа (за некоторыми исключениями) и Япония к Сингапурской конвенции не присоединились. Россия пока не определилась с этим вопросом и официальная позиция в отношении Конвенции не ясна.

Россия участвует в работе Рабочей группы III ЮНСИТРАЛ по реформированию системы урегулирования споров между инвесторами и государствами, целью которой является создание удобных оговорок о медиации для инвестиционных договоров и разработка новых правил о медиации инвестиционных споров с участием государства.

Во многом, документы этой Рабочей группы полагаются на последние разработки Сингапурской конвенции, типовом законе ЮНСИТРАЛ о международной коммерческой медиации и международных мировых соглашениях, достигнутых в результате медиации (май 2022 г.), учитывают Правила медиации ЮНСИТРАЛ (2021 г.), Правила инвестиционной медиации МЦУИС (2022 г.), и Правила по медиации инвестиционных споров с участием государства IBA (2012 г.).

Россия принимала активное участие и в разработке самой Сингапурской конвенции.

В этой связи, учитывая активное участие в обсуждении правил медиации инвестиционных споров и при разработке Сингапурской конвенции, кажется нелогичным, что Россия до сих пор не присоединилась к Сингапурской конвенции о медиации.

Возможно, ответ кроется в том, что в отношении прямого принудительного исполнения медиативных соглашений российское законодательство пошло несколько дальше, чем Сингапурская конвенция.

Россия допускает прямое принудительное исполнение медиативных соглашений, удостоверенных нотариусом. Плюсом прямого исполнения медиативного соглашения, заверенного нотариусом, является то, что должник должен инициировать отдельный судебный процесс, чтобы признать медиативное соглашение недействительным.

В то же время, в соответствии с Сингапурской конвенции должник, принявший обязательства по мировому соглашению, может выдвинуть возражения против его исполнения на этапе процесса признания и приведения в исполнении. В этом смысле должник более защищен по Сингапурской конвенции.

Например, должник может сослаться на то, что соглашение ничтожно, утратило силу или не может быть исполнено по применимому закону, что медиатор серьезно нарушил стандарты медиации, и без такого нарушения эта сторона не заключила бы соглашения.

Таким образом, взыскателю предоставлено больше возможностей по российскому законодательству в отношении медиативного соглашения чем по сравнению с Сингапурской конвенцией, а должнику – меньше.

Однако, для применения этого инструмента по российскому законодательству, медиативное соглашение должно быть подчинено российскому праву и быть заверено у российского нотариуса.

Учитывая эту разницу в подходах к исполнению медиативного соглашения по российскому законодательству и Сингапурской конвенции, присоединение России к Сингапурской конвенции потребует изменения российского законодательства в отношении порядка исполнения международных мировых соглашений, достигнутых в ходе медиации.

Изменение российского законодательства о медиации с той целью, чтобы оно соответствовало унифицированным международным стандартам ЮНСИТРАЛ это хороший шаг, способствующий развитию гармоничных международных отношений.

По российскому праву медиативное соглашение может быть оформлено как мировое соглашение в суде, что придает мировому соглашению силу судебного решения. На этом основании может быть получен исполнительный документ. Однако, отсылка к праву одной из сторон (российскому праву) не всегда может быть принята в международных отношениях.

Мировое соглашение также может быть принято в качестве арбитражного решения на согласованных условиях, при этом право может быть избрано любое. Однако, этот способ потребует от сторон финансирование арбитража, назначения арбитра.

Таким образом, учитывая вышеназванные аргументы, присоединение к Сингапурской конвенции для России является выгодным и прогрессивным шагом, направленным на унификацию и гармонизацию условий проведения международной медиации.

Кроме того, выгоды от этого присоединения состоят еще и в следующем:

1) Согласно опросам, международное бизнес-сообщество было бы более уверено в институте коммерческой медиации, если бы этот институт был поддержан мерами принудительного исполнения на международном уровне,

2) К Конвенции присоединились 55 стран, среди которых Белоруссия, Израиль, США и Китай. Отметим, что в США, Израиле и Китае медиация очень развита. В Белоруссии статистика проведения медиаций в несколько крат выше, чем в России. Присоединение России к Сингапурской конвенции показало бы бизнес-сообществу прогрессивное отношение к институту медиации и повысило бы доверие инвесторов к российской правовой среде, повлияло бы положительно и на развитии института медиации в России,

3) Для того, чтобы Россия была более привлекательной для иностранных инвесторов, ей необходимо участвовать в международных движениях по улучшению качества разрешения споров. Медиация является современным и эффективным инструментом для разрешения спора. Ее активное применение позволит разгрузить суды, что в свою очередь повлияет на качество разрешения судебных споров,

4) Сингапурская конвенция является прекрасным ориентиром в требованиях к мировым соглашениям, в требованиях к процедуре медиации. Присоединение к ней покажет инвесторам, что Россия присоединяется и к этим требованиям, поддерживает их,

5) Присоединившись к Сингапурской конвенции, Россия покажет свое прогрессивное отношение и станет примером для Европы и Японии, которые все еще сомневаются в присоединении к Конвенции (по ряду причин, в числе которых, по некоторым сведениям, желание продвигать собственные акты),

6) Присоединение к Сингапурской конвенции повлечет необходимость реформировать и улучшать законодательство в сфере медиации в России, что положительным образом скажется на развитии российской медиации.

Учитывая положения Сингапурской конвенции, Россия могла бы присоединиться с той оговоркой, что Конвенция применятся только в том случае, когда стороны согласились на ее применение в договоре. Это не требует от России повсеместного распространения Конвенции на все заключённые ею инвестиционные договоры, а дает сторонам возможность в каждом конкретном случае определить для себя этот вопрос.

Позиция по этим вопросам будет представлена для обсуждения в рамках Рабочей группы III ЮНСИТРАЛ по реформированию системы урегулирования споров между инвесторами и государствами. Если у сообщества медиаторов и юристов есть дополнения по этой позиции, мы с радостью обсудим и примем их во внимание.

Дарья Ждан-Пушкина

Центр медиации Solis

Подписаться в Телеграм: https://t.me/solismediation

Подписаться в Яндекс-Дзен: https://zen.yandex.ru/id/623c30801d256e37a2b89e2d

https://www.youtube.com/channel/UCRTcrl4Ov-ZzwFwVu2CP3Ww

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest