Конфискация активов российских подсанкционных лиц будет набирать обороты

Страны, вводящие санкции против России, ведут активную работу по усилению контроля за соблюдением санкционных режимов. Одним из инструментов ужесточения ответственности за обход санкций становится конфискация заблокированных активов. Дискуссия о конфискации таких активов не только набирает обороты, но и переходит в практическую плоскость. Несмотря на правовые сложности, связанные с конфискацией замороженных активов, стали появляться реальные примеры, когда у подсанкционного лица под тем или иным предлогом забирают имущество. В складывающейся обстановке страны, вводящие санкции, скорее всего, будут все активнее использовать институт конфискации, изобретая различные правовые обоснования.

Конфискация, в соответствии с Конвенцией ООН против коррупции, предполагает окончательное лишение имущества по постановлению суда или другого компетентного органа. То есть, конфискованное имущество навсегда выбывает из собственности лица.

Конфискацию стоит отличать от заморозки, поскольку последняя предполагает, что собственник актива не может полноценно осуществлять правомочия, например, продать или подарить имущество, перечислить денежные средства в период действия каких-то ограничений, но при это он остается собственников, и, в случае снятия санкций и разморозки актива, он снова сможет им распоряжаться.

Конфискацию стоит также отличать от национализации, которая касается российских компаний, находящихся на территории страны, вводящей. Результат национализации переход компании в государственную собственность. Например, Германия рассматривает возможности конфискации российской дочки Газпрома (Gazprom Germania GmbH, переименована в SEFE GmbH), а в Польше решили изъять долю Газпрома в компании Europol Gaz (оператор польской части газопровода Ямал Европа).

Конфискация актива как исключительная мера, влекущая лишение права собственности, требует серьезного правового основания, с которым некоторые страны пока испытывают трудности. Во-первых, защита права частной собственности основополагающий принцип любого цивилизованного правопорядка, включая западные страны. Во-вторых, государственное имущество, которое часто становится объектом блокировки, пользуется иммунитетом, защищающим его от изъятия.

Стоит обратить внимание, что в вопросе конфискации имущества подсанкционных лиц прослеживаются определенные различия между странами, вводящими санкции против России, как с точки зрения механизмов конфискации, так и с точки зрения активов, подлежащего конфискации.

ЕС и страны-члены ЕС, в первую очередь, Германия в большей степени настаивают на конфискации активов российского государства, прежде всего государственных резервов ЦБ. В их логике активы российского государства должны быть конфискованы и направлены на восстановление Украины. США, Канада, Украина же активно используют механизмы конфискации в отношении активов частных лиц.

С точки зрения механизма конфискации активов, наметилось три разные модели.

Модель Украины и Канады: конфискация активов по решению суда

Первопроходцем в создании правовой базы для конфискации активов лиц, попавших под блокирующие санкции, можно считать Украину, которая приняла ряд нормативных актов, позволяющих изъять в доход государства российское имущество без какой-либо компенсации (закон Украины № 2116-IX от 03.03.2022 Об основных принципах принудительного захвата в Украине объектов права собственности Российской Федерации и ее резидентов), а также имущество лиц, попавших под блокирующие санкции (закон Украины от 12 мая 2022 г. N 2257-IX О внесении изменений в некоторые законы Украины о повышении эффективности санкций, связанных с активами отдельных лиц).

В соответствии с указанным регулированием конфискация активов подсанкционных лиц признается исключительной мерой и возможна на основании решения Высшего антикоррупционного суда Украины.

Уже есть первые кейсы, например, изъятие собственности российского миллиардера Михаила Шелкова (владельца металлургической группы ВСМПО-Ависма), который попал под украинские санкции в конце 2022 года, а также конфискация имущества стоимостью около 2 млрд. гривен, принадлежащего Олегу Дерипаски.

Канада, в свою очередь, пошла схожим с Украины путем. В июне 2022 года были внесены изменения в бюджет страны, которые позволяют изымать активы подсанкционных лиц с дальнейшим использованием их для восстановления иностранного государства, пострадавшего в результате грубого нарушения международного мира и безопасности.

В конце 2022 года канадские власти начали процесс конфискации в отношении российских активов лиц, попавших под блокирующие санкции. Так, МИД страны в судебном порядке будет требовать конфискации 26 млн. долл. США у Granite Capital Holdings Ltd., компании, принадлежащей Роману Абрамовичу, в отношении которого Канадой в начале 2022 года были введены санкции.

Опыт Украины и Канады показывает, что конфискация может быть реализована через специальное полномочие государственного органа, который может обратиться в суд с требованием об изъятии активов подсанкционного лица.

Модель США: конфискация как результат уголовного преследования

Немного иным путем пошли США, которые используют уголовное преследование в качестве инструмента конфискации активов. Американская модель предполагает сначала инициирование уголовного разбирательства, в рамках которого устанавливается факт обхода санкций (что является федеральным преступлением), а затем уже в рамках гражданского процесса конфискуется имущество виновного лица.

Примером американской модели конфискации активов подсанкционного лица, помимо конфискации самолетов за нарушение норм об экспортном контроле, может служить дело Константина Малафеева (миллиардера, основателя телеканала Царьград), который был внесен в SDN лист в конце 2014 года. В отношении Малафеева в 2022 году вынесен приговор, в соответствии с которым он был обвинен в обходе санкций (фальсификация доказательств, незаконное перемещение актива), затем в рамках гражданского процесса в феврале 2023 года суд конфискует у него 5,4 млн. долл. США.

Помимо этого, Минюст США подал иск о конфискации активов другого российского предпринимателя, Виктора Вексельберга, который попал под санкции в 2018 году.

В деле Вексельберга также сначала установлен факт совершения преступления. Недвижимость, которую прокуратура просит конфисковать, была использована в совершении преступления, поскольку для ее обслуживания воспользовались американскими банками в интересах подсанкционного лица.

Кстати, вырученные средства от реализации конфискованных российских активов с недавнего времени могут быть переданы Украине. Соответствующая норма появилась в статье 5892 оборонного бюджета на 2023 год, которая позволяет генеральному прокурору передавать Госдепартаменту средства, вырученные после реализации имущества, конфискованного у лица, попавшего под блокирующие санкции, в пользу Украины.

Модель ЕС, Великобритании и Швейцарии: юридические основания для конфискации необходимо разработать

Среди стран-членов ЕС идет определенная дискуссия относительно юридических сложностей, связанных с конфискацией.

Депутат Европарламента от ФРГ Гуннар Бек указал на отсутствие законных оснований для конфискации российских активов с отсылкой на статью 11-го протокола к Европейской конвенции о правах человека, а Министр финансов ФРГ Кристиан Линднер обеспокоен тем, что конфискация активов российского Центрального Банка может создать опасный прецедент.

В Швейцарии рабочая группа, представляющая Государственный секретариат по экономическим вопросам (SECO), Государственный секретариат по международным финансам (SIF) и Директорат международного права (DIL), возглавляемая Министерством юстиции, пришла к выводу, что в соответствии с швейцарским законодательство конфискация частных активов без компенсации незаконна, поскольку противоречит Конституции и действующему правопорядку, а также нарушает международные обязательства Швейцарии. Конфискация замороженных частных активов противоречит Конституции и действующему правопорядку и нарушает международные обязательства Швейцарии.

Обращаем внимание, что статья 15 Регламента ЕС 269/2014 обязывает страны-члены ЕС разработать меру ответственности за нарушение санкционных режимов. Например, Эстония разрабатывает юридическое основу для конфискации российских активов, что активно поддерживается ЕС.

Великобритания активно изучает опыт Канады, связанный с конфискацией активов подсанкционных лиц, чтобы понять, как они могут применить его у себя, при этом, как отмечает посол в Соединенном Королевстве Андрей Келин действия по изъятию имущества незаконны, по крайней мере, пока. Однако, в парламенте Великобритании уже рассматривается законопроект об изъятии активов российского государства с тем, чтобы передать его Украине.

При этом, встречаются примеры изъятия активов подсанкционных лиц среди стран-членов ЕС, которые пошли по американской модели конфискации.

Например, во Франция было возбуждено, по меньшей мере, 17 уголовных дел, связанных с обходом санкций, главной целью которых является конфискация активов лиц, попавших под блокирующие санкции. Недвижимость Виктора Рашникова, владельца Магнитогорского металлургического комбината, попавшего в санкционный список ЕС в марте 2022 года, была конфискована, поскольку была предметом сделки в обход санкций.

В настоящий момент, становится очевидно, что страны, вводящие санкции, будут усиливать работу по контролю за соблюдением санкционных режимов, а также активнее применять наказания за обход санкций. Конфискация в 2023 году станет основным инструментом, мы увидим необходимые законодательные изменения, которые повлекут за собой изъятие активов российских подсанкционных лиц.

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest