К вопросу об исполнении решений Европейского суда

11 июня 2022 г. вступил в силу Федеральный закон № 180-ФЗ О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

Статья 2 указанного акта предусматривает положение весьма далекое от сферы действия уголовно-процессуального законодательства: Постановления Европейского суда по правам человека, вступившие в силу после 15 марта 2022 г., не подлежат исполнению в Российской Федерации.

Представляется, что норму статьи 2 необходимо признать неконституционной.

Федеральным законом № 54-ФЗ от 30 марта 1998 года Конвенцию о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года с изменениями, внесенными Протоколами к ней была ратифицирована Российской Федерацией.

Пункт б) ст. 2 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ О международных договорах Российской Федерации устанавливает, что ратификация это выражение согласия Российской Федерации на обязательность для нее международного договора.

Указанный федеральные законы не отмены, не утратили юридическую силу.

Конституция Российской Федерации до настоящего времени закрепляет приоритет международного права:

Статья 15

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Таким образом, положения статьи 2 Федерального закона № 180-ФЗ О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 11 июня 2022 г. не подлежат применению в силу прямого противоречия с международным договором.

Согласно ст. 46 Европейской конвенции, высокие Договаривающиеся Стороны обязуются исполнять окончательные постановления Суда по любому делу, в котором они выступают сторонами.

Любое дело, где они стороны!

Без ограничений сроков, без дополнительных условий!

15 марта 2022 г. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров вручил генсекретарю Совета Европы решение о выходе России из Совета Европы.

Статья 7 Устава Совета Европы устанавливает, что прекращение членства наступает в конце текущего финансового года, если уведомление сделано в течение первых девяти месяцев этого года.

В силу ст. 58 Европейской конвенции, высокая Договаривающаяся Сторона может денонсировать Конвенцию только по истечении шести месяцев после направления уведомления Генеральному секретарю Совета Европы, который информирует об этом другие Высокие Договаривающиеся Стороны. Любая Высокая Договаривающаяся Сторона, которая перестает быть членом Совета Европы, на тех же условиях перестает быть и Стороной настоящей Конвенции.

Следовательно, чтобы перестать исполнять решения суда, необходимо наличие как минимум одного события: либо выход из Совета Европы, либо денонсация Европейской конвенции.

Выход из Совета Европы ожидается в конце финансового года.

Была ли денонсация?

В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ О международных договорах Российской Федерации, прекращение (в том числе денонсация) и приостановление действия международных договоров Российской Федерации осуществляются в соответствии с условиями самого договора и нормами международного права органом, принявшим решение о согласии на обязательность международного договора для Российской Федерации.

Действие международного договора Российской Федерации, решение о согласии на обязательность которого для Российской Федерации принималось в форме федерального закона, может быть приостановлено Президентом Российской Федерации в случаях, требующих принятия безотлагательных мер, с обязательным незамедлительным информированием Совета Федерации и Государственной Думы и внесением в Государственную Думу проекта соответствующего федерального закона. В случае отклонения Государственной Думой проекта федерального закона о приостановлении действия международного договора Российской Федерации действие договора подлежит незамедлительному возобновлению.

На момент публикации нормативные акты Президента РФ, а также Федеральные законы в отношении денонсации Европейской конвенции отсутствуют.

Должно ли прекратиться исполнение решений Европейского суда после выхода России из Совета Европы?

Ответ мы находим в Европейской конвенции: Денонсация не освобождает соответствующую Высокую Договаривающуюся Сторону от ее обязательств по настоящей Конвенции в отношении любого действия, которое могло явиться нарушением таких обязательств и могло быть совершено ею до даты вступления денонсации в силу.

Согласно Разъяснениям ЕСПЧ от 22 марта 2022 г., Россия прекращает быть государством участником конвенции с 16 сентября 2022 г. Но это означает, что ЕСПЧ сохраняет компетенцию в отношении нарушений конвенции вплоть до указанной даты.

Таким образом, в настоящее время отсутствуют юридические основания для неисполнения решений Европейского суда с 15 марта 2022 г., а Федеральный закон № 180-ФЗ от 11.06.2022 г. прямо нарушает ч. 2 ст. 55 Конституции: в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Дело за малым, доказать это в Конституционном суде!

___________________________________________

Значение Европейской конвенции для правовой системы Российской Федерации трудно переоценить. Правоприменительная практика по широкому спектру вопросов сформировалась в пользу граждан, а не государства только благодаря прецедентам Европейского суда.

Конвенция устанавливает базис для защиты прав человека и основных свобод.

Возможно, именно поэтому у руководства страны не хватает политической воли осуществить денонсацию указанного документа в соответствии с установленной процедурой. В этом случае де юре необходимо будет признать, что Российская Федерация добровольно отказывается от системы защиты прав и свобод своих граждан.

Для понимания сути рассматриваемого законопроекта надлежит вспомнить еще один факт:

11 июня 2022 г. был опубликован Федеральный закон № 180-ФЗ.

14 июня 2022 г. Европейский суд удовлетворил иски 73 российских некоммерческих организации и признал, что закон об иностранных агентах нарушает права человека, не соответствует статье 11 Европейской конвенции Право на свободу собраний и объединения, а штрафы за неисполнение закона не пропорциональны преследуемой законом цели.

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest