Замена военной службы в период мобилизации на альтернативную гражданскую службу

Право гражданина отказаться от несения военной службы, когда это противоречит его убеждениям или вероисповеданию с заменой военной службы на альтернативную гражданскую службу закреплено частью 3 статьи 59 Конституции РФ.

Следует напомнить, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ).

В Конституции РФ отсутствуют исключения, которые бы позволяли говорить о том, что замена военной службы альтернативной гражданской невозможна в период мобилизации.

Соответственно ввиду прямого действия Конституции РФ, граждане вправе отказываться от призыва на военную службу и требовать ее замены на альтернативную гражданскую службу.

Однако в этом вопросе есть часть проблем.

Замена военной службы альтернативной гражданской службой в период мобилизации

Большая часть прохождения альтернативной гражданской службы регулируется Федеральным законом от 25.07.2002 № 113-ФЗ Об альтернативной гражданской службе (далее Закон об альтернативной гражданской службе).

Однако в данном законе есть существенный пробел, а именно никоим образом не прописан порядок направления граждан на прохождение альтернативной гражданской службы.

Имеется лишь общая отсылка о том, что такой порядок определяется некими законами и подзаконными актами.

Статья 9. Организация и прохождение альтернативной гражданской службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время

Организация и прохождение альтернативной гражданской службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время определяются федеральными конституционными законами, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В Федеральном законе от 26.02.1997 № 31-ФЗ О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации (далее Закон о мобилизации) вопросы прохождения альтернативной военной службы никоим образом не упоминаются.

Таким образом, созданы предпосылки для злоупотребления сотрудниками военкоматов своими полномочиями и в момент призыва граждан по мобилизации они будут утверждать, что альтернативная гражданская служба в период мобилизации не предусмотрена.

Такие высказывания как мы уже разобрались противоречат Конституции РФ (ч. 3 ст. 59), а также идее закрепленной в Законе об альтернативной гражданской службе.

Отсутствие необходимого правового регулирования не должно препятствовать гражданам в реализации их конституционных прав, которые аналогично самой Конституции РФ также являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ).

Именно в таком ключе толковал положения законодательства в 1996 году Конституционный Суд РФ.

Тогда он рассматривал вопрос о привлечении к уголовной ответственности гражданина, который отказываясь от прохождения военной службы просил заменить ее альтернативной гражданской службой. Эти действия призывника по мнению сотрудников военкомата свидетельствовало о совершении преступления – уклонение от очередного призыва на действительную военную службу (ст. 80 Уголовного кодекса РСФСР).

В качестве одного из обоснований со стороны сотрудников военкомата виновности призывника являлось отсутствие в тот момент времени федерального закона, который бы определял условия и порядок замены военной службы альтернативной гражданской службой.

Конституционный Суд РФ сделал вывод, что такое толкование закона и отсутствие правового регулирования создает препятствия для осуществления гражданами их конституционного права в полной мере, прежде всего применительно к иным случаям, которые согласно статье 59 (часть 3) Конституции Российской Федерации должны устанавливаться именно в таком законе.

Право граждан на замену военной службы альтернативной гражданской службой должно обеспечиваться независимо от того, принят или не принят соответствующий федеральный закон:

Вместе с тем буквально закрепленное в названной конституционной норме и не нуждающееся в конкретизации право граждан, чьим убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, на замену ее альтернативной гражданской службой, как и все другие права и свободы человека и гражданина, является непосредственно действующим (статья 18 Конституции Российской Федерации) и должно обеспечиваться независимо от того, принят или не принят соответствующий федеральный закон. Стремление гражданина реализовать свое конституционное право не запрещенными законом способами во всяком случае не может служить основанием для возбуждения против него уголовного или иного преследования.

&lt,…&gt,

Действия граждан, реализующих свое конституционное право на альтернативную гражданскую службу, не могут расцениваться как уклонение без уважительной причины от военной службы и, следовательно, не подпадают под признаки предусмотренного названными законодательными нормами правонарушения.

Из Определения Конституционного Суда РФ от 22.05.1996 № 63-О.

Таким образом, если вашим убеждениям, вероисповеданию противоречит военная служба (с оружием в руках), то даже в случае мобилизации вы вправе подать заявление на замену военной службы альтернативной гражданской службой.

Отказ в удовлетворении заявления о замене можно обжаловать этот отказ в судебном порядке.

В целом вся эта позиция согласуется с мнением Комитета по правам человека ООН.

В своей резолюции 1989/59 Комиссия по правам человека признала, что отказ от военной службы по убеждениям является формой реализации права на свободу мысли, совести и религии, и призвала государства принять законодательные меры, направленные на освобождение от военной службы на основе отказа от несения военной службы по подлинным убеждениям

(Управление Верховного комиссара ООН по правам человека. Женева, 2014. С. 19. URL: http://www.ohchr.org/Documents/Publications/ConscientiousObjection_ru.pdf).

Комитет по правам человека выступал с критикой в адрес государств, которые разрешают отказываться от военной службы по убеждениям лишь в мирное время.

(Управление Верховного комиссара ООН по правам человека. Женева, 2014. С. 22. URL: http://www.ohchr.org/Documents/Publications/ConscientiousObjection_ru.pdf).

Отсутствие процедуры замены военной службы альтернативной гражданской службой в период мобилизации

В данном случае действовать предлагается по аналогии с законами мирного времени, а именно подавать заявления в военный комиссариат, где они состоят на воинском учете о замене военной службы по мобилизации альтернативной гражданской службой.

Есть вопрос в какой момент времени данное действие предпринимать, представляется целесообразным уведомлять военного комиссара об этом в максимально короткие сроки после получения повестки, если повесткой предусмотрен какой-то период (например, неделя) в течении которого необходимо явиться.

Отправлять заявление можно почта, либо при личном посещении военкомата.

Во втором случае подать заявление о замене вида службы можно двумя способами: в общем порядке сотруднику, отвечающему за прием и регистрацию обращений, либо непосредственно военному комиссару, когда он проводит личный прием граждан.

Не стоит забывать, что к заявлению прилагаются автобиография и характеристика с места работы и (или) учебы гражданина (для работающих (работавших) и (или) обучающихся (обучавшихся)). А также к заявлению гражданин вправе приложить другие документы.

В заявлении гражданин вправе указать лиц, которые согласны подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию (ч. 2 ст. 11 Закона об альтернативной гражданской службе).

По результатам приема заявления гражданину должны выдать документ подтверждающий поступление и регистрацию заявления (ч. 3 ст. 11 Закона об альтернативной гражданской службе).

После этого заявление гражданина подлежит рассмотрению на заседании призывной комиссии. По аналогии процедуру рассмотрения заявления можно представить через общий порядок, урегулированный в статье 12 Закона об альтернативной гражданской службе.

Рассматривается заявление только в присутствии гражданина, исследуя доводы гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, на основании:

выступлений на заседании призывной комиссии гражданина, а также лиц, которые согласились подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию,

анализа документов, представленных гражданином,

анализа дополнительных материалов, полученных призывной комиссией.

В результате рассмотрения заявления призывная комиссия выносит заключение о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо принимает мотивированное решение об отказе в такой замене.

Предполагается, что рассмотрено заявление должно быть в течении месяца, но представляется, что в условиях мобилизации данные сроки будут нещадно сокращаться, вплоть до рассмотрения в день поступления (особенно если гражданин пришел по повестке и подал заявление).

Основания для отказа в замене военной службы альтернативной гражданской службой, которые предусмотрены по общему порядку:

  • гражданин нарушил срок и (или) порядок подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, определяемые статьей 11 настоящего Федерального закона и положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы,
  • характеризующие гражданина документы и другие данные не соответствуют доводам гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию,
  • в заявлении гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой и прилагаемых к нему документах указаны заведомо ложные сведения,
  • он дважды вызывался на заседания призывной комиссии и не являлся на них без уважительной причины,
  • ранее ему была предоставлена возможность пройти альтернативную гражданскую службу, и он от нее уклонился.

Копия решения призывной комиссии должна быть выдана гражданину в трехдневный срок со дня принятия решения.

Необходимость обосновывать убеждения, противоречащие несению военной службы

При этом необходимо понимать, что Конституция РФ обуславливает возможность использовать данное право с наличием убеждений, которые должны быть доказаны (указаны и обоснованы в заявлении на замену военной службы альтернативной гражданской службой).

Вот, например, что говорил Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) по делу Дягилев против России:

62. В то же время Европейский Суд принимает во внимание тот факт, что если лицо ходатайствует о применении к нему специального освобождения вследствие его религиозных или иных убеждений, то требование представить некоторое подтверждение искренности его убеждений, а также отрицательный вывод при отсутствии такого подтверждения не ущемляют его права и не находятся в фундаментальном противоречии с правом на свободу вероисповедания (см. Постановление Европейского Суда по делу Костески против Македонии (Kosteski v. the former Yugoslav Republic of Macedonia) от 13 апреля 2006 г., жалоба № 55170/00 &lt,*&gt,, 39, Постановление Европейского Суда по делу Энвер Айдемир против Турции (Enver Aydemir v. Turkey) от 7 июня 2016 г., жалоба № 26012/11, 81, Постановление Европейского Суда по делу Папавасилакис против Греции (Papavasilakis v. Greece) от 15 сентября 2016 г., жалоба № 66899/14, 54).

Из Постановления ЕСПЧ от 10.03.2020 Дело Дягилев (Dyagilev) против Российской Федерации (жалоба № 49972/16).

Однако, до сих пор в Законе об альтернативной гражданской службе не урегулирован вопрос того как гражданин должен доказать призывной комиссии свои убеждения, не приведен хотя бы примерный перечень оснований и аргументов, которые может воспринять призывная комиссия.

Тем не менее, гражданин вправе подавать такое заявление и в случае несогласия с решением комиссии отстаивать свое мнение в суде, а фрагментарность и отсутствие процедур не должны препятствовать в реализации гражданами своих прав.

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest