Реализация принципа гендерного равенства в Российской Федерации

Аннотация

Современное российское законодательство уделяет большое внимание вопросам равноправия мужчин и женщин, что вытекает из множества правовых актов: Конституцией РФ закреплено равенство прав мужчин и женщин, Трудовым кодексом РФ установлено, что соблюдение прав женщин и мужчин является основным направлением в деятельности государства, а принцип равенства является гарантом обеспечения прав каждого члена общества, а также его персональной возможности на участие в любой не запрещенной законом сфере деятельности.

Однако половой вопрос не всегда был в числе приоритетных социально-экономических и политико-правовых проблем.

Ретроспектива

История русского законодательства претерпевала множество изменении, дабы предотвратить вопиющие нарушения равноправия, существовавшие столетиями. Например, в Церковном уставе Ярослава по отношению к женщинам применялись жестокие санкции в виде казни за убийство внебрачного ребенка или заключение второго брака, менее суровые проступки наказывались обязательными побоями со стороны мужа.

Нарушение равноправия наблюдалось вплоть до Октябрьской революции, положившей начало формирования общеобязательных требований, запрещающих дискриминацию женщин, а также гарантировавших предоставления поддержки в связи с беременностью и родами. Первым юридическим актом, официально закрепившим равноправие, является Конституция РСФСР 1918 года, которым декларировались права на аборт, сохранения женской фамилии.

Российское законодательство

Что касается реализации принципа гендерного равенства в Российской Федерации, то женщины во многом имеют больше прав, чем мужчины, – и это не смотря на то, что Конституцией РФ закреплено равноправие. На первый взгляд так не кажется, однако в некоторых сферах предписываемые гендерные роли насквозь пронизывают российское законодательство, и особые меры поддержки женщин, изначально направленные на облегчение их интеграции в социальные и экономические вопросы, начинают существенно тормозить достижение реального гендерного равенства.

(а) Конституционно-правовое регулирование

Так, учет потребностей женщин, связанных с материнством, нашло свое конституционно-правовое регулирование (п. 1 ст. 38 Конституции РФ), в отличии от отцовства, которому не отведены гарантии по социальному обеспечению для воспитания детей и защита государства. В то же время, п. 2 ст. 7 Конституции регламентировано положение об обеспечении государством поддержки отцовства, однако такое апеллирование говорит о поверхностном характере конституционных норм об отцовстве.

По моему мнению, такое расхождение является прямым следствием легимитизации стереотипа о преимущественной роли женщин в семье с точки зрения заботы о детях, ведь не секрет, что конституционные нормы часто основаны на традициях, как на универсальных правовых регуляторах.

(б) Семейное законодательство

Действующее семейное законодательство основывается на строгом соблюдении принципа равенства между супругами и имеет гендерно-нейтральный характер, предполагающий равноправие супругов (ст. 1 СК РФ). Однако имеются случаи, где наблюдается половое неравенство супругов.

В Семейном кодексе порой наблюдается гендерная асимметрия, как то: (1) муж не имеет право предъявить жене требование о расторжении брака во время беременности и в течении года после рождения ребенка (ст. 17 СК РФ), (2) материнство устанавливается на основании соответствующих документов (п. 1 ст. 48 СК РФ), а отцовство – на основании записи о браке, заявления в ЗАГС, с согласия ребенка (если достиг 18-летия) или в судебном порядке (п.п. 3-4 сь. 48 СК РФ), (3) на муже лежат алиментные обязательства по содержанию жены / бывшей жены в период беременности и в течении трех лет со дня рождения ребенка (п. 2 ст. 89 СК РФ / п. 1 ст. 90 СК РФ), в то же время муж имеет право на получение алиментов от жены в случае если он нетрудоспособный и нуждающийся, либо осуществляющий уход за общим ребенком-инвалидом. При таких обстоятельствах, возникает справедливый вопрос: существует ли обязанность жены содержать мужа, осуществляющим уход за ребенком в течении трех лет после его рождения? К сожалению, Семейный кодекс ответа на данный вопрос не дает.

Можно ли считать, что нарушение гендерной асимметрии приведенными выше нормами Семейного кодекса обусловлено физиологическими различиями между полами? По моему мнению, вывод весьма спорный, а причина недобработки названных положений кроется в необходимости повышения заботы о женщине.

Федеральный закон О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей содержит норму, нарушающую принцип гендерного равенства, связанной с получением материнского капитала. Статьей 3 установлено, что женщина, имеющая гражданство РФ и родившая / усыновившая второго или последующих детей, имеет право на получение материнского капитала, в отличии от мужчины, который имеет право на такую субсидию только в случае усыновления ребенка в качестве единственного родителя. Наличие на федеральном уровне такого положения фактически подрывает понятие равенства супругов.

Анализ норм семейного законодательства с формально-юридической точки зрения позволяет сделать вывод о достижении соблюдения принципа равенства между супругами, но немногочисленные нормы права порождают неблагоприятную почву для дискриминации мужчины, в ряде случаях ограниченного в правах. Законодательный перекос в пользу женщины на приведенных выше примерах свидетельствует об автоматизации нашего восприятия в вопросе о равенстве полов, который традиционно считается у нас решенным и не вызывающим серьёзных проблем.

(в) Трудовое законодательство

В трудовом законодательстве также существуют нормы, создающие половое неравенство, однако их настолько малое количество, что гендерная асимметрия редко попадает в поле зрения граждан нашей страны.

В сфере правового регулирования трудовых отношений профильным актом является Трудовой кодекс, содержащий статьи, определяющий положение женщин и его отличия от положения мужчин. Самая очевидная норма – ст. 70 ТК РФ – регламентирует положение, при котором беременная женщина или женщина, имеющая детей в возврате до полутора лет, отграничена от испытательного срока при устройстве на работу. Помимо этого, женщинам запрещено отказывать в заключении трудового договора по мотивам, связанным с беременностью или наличие детей (ст. 64 ТК РФ). Еще, ст. 254 ТК РФ закреплено, что женщины, имеющие детей в возрасте до полутора лет, в случае возможности выполнения прежней работы переводятся по их заявлению на другую работу с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе до достижения ребенком возраста полутора лет. Также стоит отметить, что трудовое законодательство ограничивает право женщин в принятии на работу на трудный и особо опасные производства, связанных с вредными и опасными условиями труда, с подъемом тяжестей и иных производств, перечень которых утвержден Правительством РФ.

На мой взгляд, в Трудовом кодексе наиболее ярко прослеживается половое неравенство, и одной из причин такого перекоса является устоявшиеся традиционные стереотипы по отношению к женщине и ее роли в семье.

(г) Уголовное и уголовно-исполнительное законодательство

Проблемы реализации гендерного равенства имеются и в уголовном, и уголовно-исполнительном законодательстве РФ. Между тем, формально-юридически, Уголовный кодекс, как и кодекс семейный, придерживается принципа равенства полов: лица, совершившие преступление, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола и других характеристик (ст. 4 УК РФ).

Рассмотрев детальнее Уголовный кодекс, можно столкнуться с гендерной асимметрией в части наказания и его исполнения, к примеру скажем: (1) обязательные (п. 4 ст. 49 УК РФ), исправительные (п. 5 ст. 50 УК РФ) и принудительные работы (п. 7 ст. 53 УК РФ), арест (п. 2 ст. 54 УК РФ) не назначаются беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, (2) пожизненное лишение свободы устанавливается за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь, а также за совершение особо тяжких преступлений против здоровья населения и общественной нравственности, общественной безопасности, половой неприкосновенности несовершеннолетних (п. 1 ст. 57 УК РФ),а также смертная казнь (ст. 59 УК РФ), не назначается женщинам. При таких обстоятельствах, при одинаковой общественной опасности мужчина претерпевает более тяжкие наказания, нежели женщина, что не отвечает требованиям дифференциации уголовной ответственности и индивидуализации наказания. Более того, отсутствия санкции в виде смертной казни по отношению к женщинам не отвечает положениям Международного пакта о гражданских и политических правах, в соответствии с которым запрещено назначать смертную казнь женщинам исключительно в случае беременности. К слову, по аналогии с Семейным кодексом, остается и открытым вопрос о назначении наказания по отношению к мужчине, имеющему детей в возрасте до трех лет – соответствует ли это принципам равенства полов? Отсутствие данной нормы является дискриминационным проявлением.

Что касается Уголовно-исполнительного кодекса, то женщины отбывают наказание только в колониях-поселениях или исправительных колониях общего режима (п.п. 3-4 ст. 74 УИК РФ), независимо от наличия рецидива, а также тяжести преступления. Между тем, женщины имеют множество льгот, которым не могут воспользоваться мужчины, например, женщинам разрешается получение передач, бандеролей и посылок без ограничения их количества (ст. 90 УИК РФ), женщины имеют краткосрочный выезд на срок до 15 суток для устройства детей у родственников либо в детском доме (п. 2 ст. 87 УИК РФ), для женщины установлена норма жилой площади в исправительном учреждении площадью не менее 3 кв.м., когда для мужчины – 2 кв.м. (ст. 88 УИК РФ). Большинство ограничений по отношению к мужчинам мне совсем не понятны, чем обусловлено предоставление дополнительного квадратного метра женщине в исправительном учреждении? Кроме того, законодатель в очередной раз оставил без внимания возможность мужчин выехать к ребенку для его устройства у родственников или в детском доме. Полагаю, такое отсутствие вызвано стереотипным представлением о том, что женщины играют особую роль в воспитании детей, в отличии от мужчин.

В целом, большинство норм Уголовного и Уголовно-исполнительного кодексов являются гендерно-нейтральными, отступление от принципа гендерного равенства прослеживается редко, даже ответственность за насильственные действия сексуального характера с недавних пор может возлагаться на женщин. Действительно, с учетом приведенных мною выше примером гендерной асимметрии, наблюдается некая особенность уголовной ответственности женщин от уголовной ответственность мужчин, в частности, запрет на применение смертной казни или лишение свободы на пожизненный срок. Вопреки юридически-формальным рассуждениям, законодатель решительно напоминает нам, что не стоит забывать про определенные психофизиологические особенности женщин, которые считаются более уязвимые во взаимодействии с внешней окружающей средой, чем мужчины и выполнением женщинами основной функции – рождения ребенка.

Выводы

Проблемы полового неравенства существует несколько столетий. Законодательства всех стран постепенно адаптируются к новым реалиям, задающим тенденции строгого соблюдения гендерного равенства во всех сферах жизни человека. Постепенное внедрение реформ в части урегулирования баланса между полами позволит достигнуть полового неравенства повсюду.

Однако на примере российского законодательства мы убедились, что гендерная асимметрия прослеживается практически во всех основных отраслях права, во многом интересы мужчины идут в ущерб интересам женщины в силу специфических особенностей менталитета нашего населения, существующих гендерных стереотипов, заложенных самим законодателем. Наверняка, это обусловлено физиологическими факторами, но в некоторых случах ограничения прав мужчин существенно тормозит достижение реального гендерного равенства, особенно это касается Семейного кодекса.

По моему мнению, необходимо вносить определённые коррективы уже в существующие нормы, нарушающих принцип гендерного равенства. Например, позволить мужчине расторгнуть брак во время беременности, установить императивное обязательство для женщине, покинувшей семью, выплачивать алименты мужчине, обеспечивающим уход за ребенком, не достигшим возраста трех лет, привести Уголовный кодекс в соответствии с требованиями, отвечающим дифференциации уголовной ответственности и индивидуализации наказания.

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest