Возможность взыскания органом местного самоуправления недоуплаченного земельного налога как неосновательного обогащения в случае нецелевого использования земельного участка

Доброго времени суток, уважаемые коллеги!

Я являюсь юристом структурного подразделения органа мевстного самоуправления и столкнулся с неординарной ситуацией, которой хотел бы поделиться.

Физическое лицо является собственником земельного участка с видом разрешенного использования для строительства троллейбусного депо на 100 машин с инженерными коммуникациями.

На земельном участке расположен ряд объектов назавершенного строительства неизвестного назначения.

Несколько лет подряд орган муниципального земельного контроля проводил проверки, которыми было установлено, что земельный участок используется для иных целей, а именно для размещения платной автостоянки и сдачи в аренду складских помещений.

За нецелевое использование земельного участка физическое лицо привлекалось к административной ответственности мировым судом и Росреестром.

Административные штрафы – это, конечно, здорово, но проблема заключается в том, что земельный налог (является местным муниципальным налогом) уплачивается физическим лицом в процентах от кадастровой стоимости земельного участка, которая для вида разрешенного использования для строительства троллейбусного депо на 100 машин с инженерными коммуникациями существенно ниже, чем для видов разрешенного использования, связанных с эксплуатацией автостоянок и складов.

Орган местного самоуправления обратился в уполномоченный на проведение кадастровой оценки орган субъекта для выяснения возможной кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с его реальным фактическим видом использования.

Итого разница между уплаченным земельным налогом по кадастровой стоимости из ЕГРН и возможной кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с его фактическим использованием за три года составила порядка 4,5 млн рублей, что для города немиллионника довольно существенная сумма, тем более речь идет про лишь один такой земельный участок.

При этом, сложилась асбурдная ситуация:

1) Налоговый орган взымает земельный налог исходя из кадастровой стоимости земельного участка по сведениям ЕГРН,

2) Уполномоченный орган исполнительной власти осуществляет кадастровую оценку земельного участка ориентируясь на вид разрешенного использования земельного участка, укзанный в ЕГРН,

3) Росреестр просто фиксирует в ЕГРН результаты комплексной кадастровой оценки + накладывает штрафы за нецелевое использование земельных участков.

То есть, у органа местного самоуправления отсутствует какая-либо возможность повлиять на кадастровую оценку или взыскание налоговых платежей.

Орган местного самоуправления обратился в суд с исковым заявлением к физическому лицу о взыскании суммы неосновательного обогащения в виде неуплаченного земельного налога за последние три года и о возложении обязанности по приведению вида разрешенного использования земельного участка в соответствие с фактическим использованием земельного участка.

Спустя пару заседаний районный суд прекратил производство по делу, мотивировав это тем, что по мнению суда, у органа местного самуправления в принципе нет права на подачу такого искового заявления.

Судебной практики по подобным ситуациям я найти не смог. По арендованным земельным участкам подобных споров много, практика распространена в Москве и Санкт-Петербурге, но касаемо частной собственности ничего нет.

Копию искового заявления и определения суда о прекращении производства по делу прикрепляю для ознакомления.

Буду рад любому фидбеку, как позитивному, так и негативному. Хотелось бы послушать мнение юридического сообщества о том, как в данной ситуации защититься органу местного самоуправления с учетом явных нарушений земельного законодательства собственником земельного участка.

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest