Брезгливость и рестораны: правовой аспект

Почти пятничное!

Начну с того, что брезгливость и соблюдение правил гигиены – разные понятия. Брезгливость – явление в значительной мере психическое. Оно совпадает с соблюдением правил гигиены лишь частично. Степень брезгливости у людей разная. Одни боятся пожимать руки и протирают спиртом дверные ручки, другие – целуются взасос с первым встречным. Далее, и брезгливость, и правила гигиены на протяжении человеческой истории менялись, причём, как ни странно, в сторону ужесточения, а не ослабления.
Например, в средние века у мужчин не было гульфиков и их роль выполняли полоски ткани, в которых часто делали карманы, клали орехи, сласти и угощали ими. С трудом представляю нечто подобное сейчас. В советские времена все пили газированную воду из автоматов, в которых стаканы лишь слегка ополаскивались. И особенного страха заразиться не было. Хотя я помню одну известную шутку о том, что возбудитель сифилиса на свету умирает за 10 секунд, поэтому надо досчитать до десяти и можно пить из стакана без опаски.
Кстати, в Германии мне однажды изложили версию, почему у них к пиву не подаётся вобла. Пивные кружки моют простой холодной водой, а она с трудом отбивает запах солёной рыбы… Возможно, это был прикол. А вот правило о том, что одним шприцем и иголкой можно делать инъекции и брать кровь у разных лиц после дезинфекции (кипячения), отменили только после начала эпидемии СПИДа. Да, ещё вспомнил о том, что многие протирали салфетками приборы в столовых и ресторанах.
Я к тому, что нужно различать проявления брезгливости и нарушение санитарных норм. На видео подростки прикоснулись пальцами к тарелке или к еде и поставили её обратно на ленту. Нарушены ли здесь санитарные нормы? Скорее всего, да. А вот если кто-то просто подышал или чихнул на вашу еду, можно ли говорить о том, что налицо нарушение санитарных правил. Не уверен. Главное, можно ли предъявить претензии к ресторану, ведь речь идёт об эксцессе постороннего лица? Пришёл официант, принёс еду, поставил на стол, а проходящий мимо гость плюнул в неё. Ресторан тут, вроде, не причём.
Если, пользуясь цивилистической терминологией, между передачей тарелки с едой во владение гостя и выбытием этой тарелки из владения ресторана имеется временной промежуток, в течение которого доступ к еде имеют третьи лица, которые своим поведением нарушают санитарные нормы, то гость как потребитель имеет право требовать от ресторана возмещения убытков и морального вреда (по Закону о защите прав потребителей). Sic!
Вопрос о том, как быть, если владение блюдом уже перешло к гостю и тут кто-то вмешивается (novus actus intervenience). Тут всё зависит от того, лежит ли на ресторане обязанность обеспечить нормальное потребление услуги, если её оказание предполагает сам процесс потребления. Специальной нормы в главе 39 ГК на сей счёт нет. Поэтому всё зависит от понятия оказание ресторанной услуги. Если клиента посадили за стол, дали приборы и поставили тарелку, то предполагается, что ресторан обязан обеспечить спокойное потребление пищи без вмешательства третьих лиц.
Как-то так! В конце я вспомнил байку о совместном пребывании в ссылке Дзержинского и Сталина. Когда им обоим давали по тарелке супа, Сталин плевал в тарелку Дзержинского, последний её с брезгливостью отодвигал, и тогда Сталин съедал сразу две. Эта байка – своего рода урок: не нужно быть чрезмерно брезгливым, иначе другие люди будут этим пользоваться. Как бы я поступил в такой ситуации на месте Дзержинского? Вылил бы суп в помойное ведро, чтобы нельзя было получить выгоду от незаконного и (или) недобросовестного поведения!

https://news.mail.ru/society/55377030/?frommail=10

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest