Земля как объект права собственности

Земля как объект природы, объект собственности и объект хозяйствования (пользования). Земля и территория

Земля как объект правового регулирования выполняет троякую роль:

    1. в экологическом понимании — это природный объект, составная часть природной среды, взаимодействующая с другими объектами природы – лесами, недрами, водами, а в широком смысле охватывающая все природные ресурсы;
    2. с экономической точки зрения — это объект хозяйственной и иной деятельности (является материальной базой всякого производства; она – источник (ресурс) для удовлетворения самых разнообразных потребностей человека);
    3. в социальном отношении — это объект собственности (государственной, кооперативной, частной и личной).

Земля как природный объект

Земля – важнейший компонент природной среды, который функционирует по законам живого организма, способствует очищению атмосферы, хранит водные ресурсы, является питательной средой для всего живого. Земная поверхность имеет территориальные ограничения, она не может быть произвольно увеличена людьми в зависимости от их потребностей. Равным образом она не подлежит замене никаким другим средством производства, не устаревает и не изнашивается, как это происходит в отношении орудий и средств производства. При рациональном использовании земли ее плодородие постоянно возрастает, что, в свою очередь, влияет на ценностные характеристики данного объекта. Это, безусловно, свидетельствует о том, что земельные отношения являются отношениями особого рода и не могут, как предлагают некоторые ученые, устанавливаться и определяться нормами гражданского права, а должны регулироваться нормами земельного права с учетом норм гражданского права только в части, не урегулированной нормами земельного права.

Земля обладает уникальными, невосполнимыми человеком, только ей присущими свойствами, она для каждого человека составляет основу жизни, условие его существования, источник удовлетворения его естественных нужд и потребностей, а также место хозяйственной и иной деятельности, способной изменить экологическую обстановку как в регионе, так и в планетарном масштабе.

Земля выступает как основа жизни и общенациональное достояние, как компонент природы, биосферная категория.

Земля как объект собственности

Современная система прав на земельные участки основывается на едином первичном праве — праве собственности.

В зависимости от субъектов права выделяют три основные формы собственности на земельные участки (ст. 9 Конституции РФ):

    1. государственную;
    2. муниципальную;
    3. частную;
    4. (и иные формы собственности — по Конституции РФ).

При этом право собственности, и в особенности право частной собственности, носит ограниченный характер . Так, собственник обязан соблюдать:

    • установленное целевое назначение земельного участка;
    • ограничения, установленные для оборота земельных участков, и т.д.

В ст. 9 Конституции РФ провозглашено: «Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности». Перечень субъектов соответствующих форм собственности определяется в соответствии с подразделом 2 Гражданского кодекса РФ. Поскольку круг субъектов права собственности регулируется гражданским законодательством, которое находится в исключительном ведении Российской Федерации, изменение круга субъектов права собственности на региональном или муниципальном уровне невозможно .

Земля как объект хозяйствования (пользования)

Земля представляет собой весьма сложный хозяйственный объект, обладающий множеством различных свойств и в силу этого находящийся в сфере деятельности различных отраслей права:

    1. конституционного , нормами которого регулируются административно-государственное устройство, государственные границы и суверенитет народов;
    2. административного , определяющего систему и компетенцию органов государственной власти и органов местного самоуправления в области регулирования земельных отношений, устанавливающего ответственность за различные виды земельных правонарушений, и т. п.;
    3. гражданского , регулирующих земельные отношения по принципам гражданского права.

Государственный контроль за использованием земель должен проводиться в целях соблюдения собственниками, владельцами, пользователями, арендаторами земельных участков требований закона.

Так как земля является единственным местом обитания всего живого, государство в публичных интересах должно осуществлять наблюдение за состоянием земель посредством мониторинга , который должен осуществляться в целях:

    1. своевременного выявления и прогнозирования развития негативных последствий, влияющих на качество и состояние земель, разработки и реализации мер по предотвращению этих процессов;
    2. оценки эффективности этих землеохранительных мероприятий;
    3. информационного обеспечения управления и контроля в области использования и охраны земель, которое должно включать:

Государственный мониторинг земель является составной частью системы государственного мониторинга окружающей природной среды.

Особенности правового регулирования земельных отношений:
    1. земля для каждого человека составляет основу жизни, условие его существования, источник удовлетворения его естественных нужд и потребностей; она способна изменить экологическую обстановку как в регионе, так и в планетарном масштабе;
    2. так как земля представляет собой место хозяйственной и иной деятельности — основным субъектом земельной собственности должны быть граждане РФ;
    3. деятельность государственных органов, организаций и граждан относительно земли должна осуществляться с учетом интересов не только настоящего, но и будущих поколений;
    4. распоряжение землей на данной территории реализуется, как правило, через органы местного самоуправления (их администрации);
    5. установление режима хозяйственной эксплуатации земель, передача и изъятие земель в пользование, аренду, владение или продажа в собственность происходит путем специальных землеустроительных действий;
    6. вместе с изменением режима земельных участков происходит перемещение собственников и других пользователей землей на участок с новым режимом (так, с предоставлением земельного участка фермеру, последний переселяется на него, обзаводится хозяйственными и иными постройками, осуществляет разработку и окультуривание земель);
    7. в земельных отношениях особую значимость обретает институт соседства, который является неизбежным следствием неперемещаемости землепользования (этот институт порождает права и обязанности).

Кроме того, земля обладает устойчивой природной неоднородностью, что порождает:

    • дифференциацию правового режима в зависимости от категорий, угодий, зон и других особенностей земель;
    • экономико-правовой режим выравнивания условий хозяйствования на земле (например, могут освобождаться от платы за земельные участки лица, осуществляющие их сельскохозяйственное освоение, на весь период, предусмотренный проектом производства работ; могут не взиматься с предприятий и граждан земельный налог и арендная плата за землю, находящуюся в периоде ее сельскохозяйственного освоения).

Земля и территория

Необходимо отграничивать статус территории от территориальных (пространственных) аспектов распоряжения землей.

При этом в понятие “земля” следует включать поверхность, недра, воды, леса нашей планеты, способные быть предметом правоотношений собственности. Таким образом, под землеустройством можно понимать совокупность мероприятий, регулирующих земельные отношения путем изменения сложившихся и создания новых пространственных форм организации земли, способствующих расширенному воспроизводству господствующего способа производства.

Согласно ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

Земли, указанные выше, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности

    • к той или иной категории и
    • разрешенного использования

в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Территория — это часть поверхности с определёнными границами. Территорией прежде всего называется земельное пространство, на которое распространяется юрисдикция государства или административной единицы (территориального образования) в его составе.

Ст. 11 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что

    1. территория субъекта Российской Федерации разграничивается между поселениями;
    2. территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения;
    3. в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.

Таким образом, можно сделать вывод, что «территория» соотносится с «землями» как целое и часть.

Земля как объект права собственности

Понятие, цели и содержание правового режима земель.

Возникновение права собственности на землю .

Формы собственности на землю.

Понятие, цели, признаки и содержание правового режима земель.

Лекция 10.

Контрольные вопросы.

1. Дайте понятие эколого-правовой ответственности.

2. Каковы признаки состава экологического правонарушения?

3. Какие вы знаете виды юридической ответственности за совершение экологических правонарушений?

В каких источниках содержатся нормы права, предусматривающие материальную ответственность за экологические правонарушения?

2. В каких источниках содержатся нормы права, предусматривающие дисциплинарную ответственность за экологические правонарушения?

3. В каких источниках содержатся нормы права, предусматривающие административную ответственность за экологические правонарушения?

4. В каких источниках содержатся нормы права, предусматривающие уголовную ответственность за экологические преступления?

5. Дайте характеристику понятия экономического и экологического вреда в области охраны окружающей природной среды.

6. Каковы принципы возмещения вреда природной среде?

7. Каков порядок возмещения вреда природной среде?

8. В чем заключаются особенности возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан неблагоприятным воздействием окружающей природной среды?

9. С какого возраста наступает ограниченная гражданско-правовая ответственность физических лиц за экологические правонарушения?

10. С какого возраста наступает полная гражданско-правовая ответственность физических лиц за экологические правонарушения?

Особенная часть.

Правовое регулирование и охрана земель.

Земля является особо важным природным объектом, обладающим своей спецификой и оказывающим влияние и на другие природные объекты. Она и пространственный базис всякой деятельности, и главное средство производства в сельском и лесном хозяйстве. Для земли как особо ценного природного объекта характерна и такая особенность, как способность при рациональном ее использовании не только к восстановлению своей производительной силы, но и ее увеличению.

Читать еще:  Как заполнить декларацию об объекте недвижимого имущества

При изучении данной темы следует также иметь в виду, что в нормативных актах, литературе и хозяйственной практике различают такие органически связанные понятия, как «земля» и «почва». Если понятие «земля» охватывает ее как целостный природный объект, то термин «почва» означает лишь ее поверхностный слой.

Оба этих понятия земли имеют определенное правовое значение в качестве самостоятельных объектов правового регулирования. Так, говоря о таком важнейшем свойстве земли, как плодородие, имеют в виду именно ее поверхностный слой – почву, а не землю в целом, и тем более не ее недра.

Охрана земель, представляющая собой систему правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на их рациональное использование, предотвращение необоснованных изъятий земель из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных воздействий, а также на восстановление продуктивности земель, на воспроизводство и повышение плодородия почв, имеетцели:

— предотвратить деградацию и нарушение земель, другие неблагоприятные последствия хозяйственной деятельности путем стимулирования природоохранных технологий производства, введения компенсационных выплат собственникам земли, землевладельцам, землепользователям и арендаторам за ухудшение качества их земель, если это вызвано хозяйственной деятельностью других собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов независимо от состояния земель и экологической обстановки в целом;

— обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации или нарушению;

— создать механизм учета и проверки экологического состояния земель, а также обеспечение собственников земли, земледельцев, землепользователей и арендаторов экологическими нормативами режимов оптимального использования земельных участков.

В Земельный фонд РФ входят земли:

• промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения;

• особого природоохранного назначения;

Земельному участку, выступающему в качестве объекта права собственности, присущипризнаки объекта, установленные гражданским правом:

1) оборотоспособностъ — т. е. земельный участок может свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганиза­ция юридического лица) либо иным способом, если он не изъят из оборота или не ограничен в обороте;

2) земельный участок как объект гражданского права являетсянедвижимым имуществом. На основании этого положения право собственности на земельный участок, а также его ограничение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции. Для земельных участков установлена также и специальная регистрация — в органах Государственного комитета по земельным ресурсам и землеустройству;

3) земельный участок может быть признан либоделимой, либо неделимой вещью. Этот признак существен в том случае, когда земельный участок находится в общей собственности и возникает вопрос о выделе части земельного участка одному из собственников. А также в случае необходимости отчуждения части земельного участка. В случае, когда земельный участок признается неделимым, сособственнику не может быть выделена часть участка в натуре, а выдается денежная компенсация. Решение о неделимости земельного участка, если на это прямо не указывается в законодательстве, принимает суд.

Земельный участок крестьянского хозяйства, именно в соответствии с законодательством является неделимым имуществом, поскольку Закон о крестьянском хозяйстве установил, что земельный участок является «единым целым». На то же обстоятельство указывает и ГК РФ, установивший, что земельный участок при выходе одного из членов хозяйства разделу не подлежит. Вышедший из хозяйства имеет право на получение денежной компенсации;

4) следующим признаком земельного участка как объекта гражданского права (как, впрочем, и земельного, если участок используется гражданами или юридическими лицами) является то, чтоплоды, продукция, доходы, полученные в результате использования земельного участка,принадлежат использующему этот участок на законном основании.

Еще одним признаком следует считать то, что объектом права собственности земля выступает в качествеограниченного в пространстве земельного участка. Для него характерно то, что границы участка и его местоположение устанавливаются в порядке, за­крепленном законодательством о землеустройстве.

Однако для земли характерны и те признаки, которые отличают ее от иного имущества. Это, прежде всего, те из них, которые определяют землю как объект земельного права как таковой. Данные признаки выявляют важное государственное, экономическое и экологическое значение земли.

Содержание охраны земель включает:

— рациональную организацию территории;

восстановление и повышение плодородия почв, а также других полезных свойств земли;

— защиту земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства, химическими и радиоактивными веществами, от других процессов разрушения;

— защиту от заражения сельскохозяйственных угодий и других земель карантинными вредителями и болезнями растений, зарастания сорняками, кустарниками и мелколесьем, других процессов, ухудшающих культуртехническое состояние земель;

— рекультивацию нарушенных земель, восстановление плодородия и других полезных свойств земли и своевременное вовлечение в хозяйственный оборот;

— снятие, использование и сохранение плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель.

При невозможности в ближайшее время восстановить плодородие почводеградированных сельскохозяйственных угодий, земель, загрязненных химическими и радиоактивными веществами свыше нормы допустимой концентрации, а также карантинными вредителями и болезнями растений, осуществляется консервация земель в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Консервация земель и ее цели.

Подконсервацией земель понимается выведение их из хозяйственного оборота в целях сохранения и восстановления плодородия почв, улучшения природной среды и здоровья человека. Земли, выведенные из хозяйственного оборота в результате их консервации, сохраняются за собственниками земли, землевладельцами и землепользователями (при создании ими необходимых условий для восстановления деградированных сельскохозяйственных угодий) либо переводятся в земельный запас.

В зависимости от способа восстановления деградированных сельскохозяйственных угодий и степени загрязнения земель вместо консервации может вводиться специальный режим их использования или осуществляется изменение целевого назначения земель.

93.79.221.197 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Земля как объект права собственности.

Земельному участку, выступающему в качестве объекта права собственности, присущи признаки объекта, установленные гражданским правом:

1. оборотоспособность — т.е. земельный участок может свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если он не изъят из оборота или не ограничен в обороте;

2. земельный участок как объект гражданского права является недвижимым имуществом. На основании этого положения право собственности на земельный участок, а также его ограничение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции. Для земельных участков установлена также и специальная регистрация — в органах Государственного комитета по земельным ресурсам и землеустройству;

3. земельный участок в зависимости от того, возможен ли его раздел без ущерба для его хозяйственного назначения или нет, может быть признан либо делимой, либо неделимой вещью. Этот признак существен в том случае, когда земельный участок находится в общей собственности и возникает вопрос о выделе части земельного участка одному из собственников. А также в случае необходимости отчуждения части земельного участка. В случае, когда земельный участок признается неделимым, сособственнику не может быть выделена часть участка в натуре, а выдается денежная компенсация. Решение о неделимости земельного участка, если на это прямо не указывается в законодательстве, принимает суд.

Земельный участок крестьянского хозяйства, именно в соответствии с законодательством является неделимым имуществом, поскольку Закон о крестьянском хозяйстве установил, что земельный участок является “единым целом”. На то же обстоятельство указывает и ГК РФ, установивший, что земельный участок при выходе одного из членов хозяйства разделу не подлежит. Вышедший из хозяйства имеет право на получение денежной компенсации;

4. следующим признаком земельного участка как объекта гражданского права (как, впрочем, и земельного, если участок используется гражданами или юридическими лицами) является то, что плоды, продукция, доходы, полученные в результате использования земельного участка, принадлежитиспользующему этот участок на законном основании.

Еще одним признаком следует считать то, что объектом права собственности земля выступает в качестве ограниченного в пространстве земельного участка. Для него характерно то, что границы участка и его местоположение устанавливаются в порядке, закрепленном законодательством о землеустройстве.

Однако для земли характерны и те признаки, которые отличают ее от иного имущества. Это, прежде всего, те из них, которые определяют землю как объект земельного права как таковой. Данные признаки выявляют важное государственное, экономическое и экологическое значение земли. Поскольку каждый земельный участок неотделим от всего земельного пространства, то на него распространяется определенная часть общественных и государственных интересов, которые существуют в отношении земли как таковой. Это не может не влиять на регулирование земельных отношений всеми правовыми отраслями.

Здесь хотелось бы подчеркнуть именно экологические значения земли. Земля как часть природы и основа развития всего живого на планете объективно не может иметь число потребительское значения, как это можно сказать о здании или автомобиле. Поэтому в правовое регулирование земельных отношений включены нормы, ограничивающие действия собственника в целях охраны природы и земли как объекта природы. Эти нормы опираются на положения Конституции РФ, которая утвердила, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42). Этой норме соответствует положение Конституции о том, что каждый обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).

Читать еще:  Сдача в аренду коммерческой недвижимости как бизнес

В этом смысле специфика земли как объекта выразилась в определенном перечне ограничений в использовании земельного участка, в регулировании вопросов приобретения и прекращения права собственности.

Содержание права собственности на землю

В соответствии с ГК РФ собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Таким образом, владение, пользование и распоряжение — это неотъемлемые составляющие (или правомочия) одного права — права собственности.

Основной смысл каждого из этих правомочий является общим для всех видов имущества, а значит, и для имущества земельного. Земельное законодательство ввело нормы, определяющие специфику реализации этих правомочий в земельных отношениях. Поэтому вслед за определением правомочия далее разговор пойдет о том, как они могут быть реализованы именно собственниками земли.

Правомочие владения дает возможность обладать землей на основании закона: т.е. числить ее и на балансе, определять земельный участок как часть своего хозяйства, просто “иметь” его в наличии.

Кроме того, собственник на основании этого права может требовать возврата земли из любого незаконного владения. Например, это может быть арендодатель, которому арендатор не возвращает земельный участок после истечения срока аренды.

С правомочием владения тесно связано другое правомочие — пользование.

Пользование дает возможность извлекать из земли ее полезные свойства.

И в отличие от иных видов имущества, возможные варианты, использования которых определяют сами собственники, пользование земельным участком, точнее сказать, виды пользования перечислены земельным законодательством.

Существует и еще одно условие при использовании земельного участка, находящегося в собственности. Дело в том, что собственник может использовать землю так, как посчитает нужным, но в рамках целевого назначения земельного участка. Самовольно собственник земли изменить целевое назначение использования не имеет права. Например, на основании Указа Президента Российской Федерации “О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России” есть возможность изменить целевое назначение сельскохозяйственных угодий при продаже земельного участка. Но это может быть только по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации — республики, области, края.

Правомочие распоряжения проявляется в том, что собственник по своему усмотрению может продать, подарить, обменять, завещать, сдать в аренду, заложить земельный участок, т.е. на основании и в порядке, предусмотренном законом, определить его судьбу. После известного, закрепленного прежней редакцией Конституции десятилетнего запрета продавать земельные участки, находящиеся в собственности граждан, и принятие новой редакции Конституции, Указом Президента Российской Федерации “О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России” собственники земли получили право продавать, передавать по наследству, дарить, сдавать в залог, аренду, обменивать, а также передавать земельный участок в качестве взноса в уставные фонды (капиталы) акционерных обществ, товариществ, кооперативов, в том числе и с иностранными инвестициями. Кроме того, собственники земельных участков могут образовать совместную или общую долевую собственность путем добровольного объединения принадлежащих им земельных участков, земельных паев. Кроме этих законодательных актов распоряжение земельной собственностью регулируется теперь и частями первой и второй ГК РФ. С принятием нового Земельного кодекса вступит в действие и гл. 17 части первой ГК РФ, которая будет регулировать основные вопросы земельных отношений, в том числе и распоряжение земельными участками.

ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ

В результате освоения материалов данной главы студент должен:

  • • актуальные проблемы правового регулирования земли как объекта права собственности;
  • • методологические принципы определения государственного управления земельными правоотношениями;
  • • современные представления о направлениях реформирования земельных правоотношений;
  • • анализировать и интерпретировать проблематику управления землей как объектом права государственной и муниципальной собственности;
  • • разрабатывать и анализировать перспективные направления совершенствования управления землей как объектом права государственной и муниципальной собственности;
  • • методологическими принципами государственного управления земельными ресурсами;
  • • навыками системного анализа трудностей, существующих на современном этапе осуществления управления землей как объектом государственной или муниципальной собственности.

Земля как объект права собственности в целом и права государственной собственности в частности

Объектом любых правоотношений являются материальные или нематериальные блага, в отношении которых возникают общественные отношения. Объектом земельных отношений выступает земля (земельный участок).

Согласно ст. 6 ЗК РФ объектами земельных отношений являются:

  • — земля как природный объект и природный ресурс;
  • — земельные участки;
  • — части земельных участков.

В соответствии со ст. 9, 36, 67 Конституции РФ, понятие «земля» употребляется в нескольких значениях, а именно:

как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории;

— объект права частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

объект совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.

Исследуя сущность правового режима земли как основного национального богатства, определим характерные признаки этого понятия:

приоритетность в правовом регулировании среди других объектов национального богатства;

  • — подчиненность режимов других объектов национального богатства по отношению к основному объекту «земля»;
  • — обусловленность самостоятельного правового регулирования отношений, в которых земля выступает как самостоятельный объект или определяет особенности других объектов, биологически с ним связанных или размещенных на нем;
  • — наличие особого режима охраны земель государственно-правовыми средствами на национальном и транснациональном уровнях 1 .

При этом ни Конституция РФ, ни ЗК РФ не закрепляют определение понятия «земли», что отрицательно влияет на регулирование земельных отношений. В ст. 11.2 ЗК РФ указано на то, что земельным участком являются участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В юридической науке не проведено комплексного исследования вопросов сущности земли как объекта земельных отношений. В основном, учитывая природные, экономические, социально-экономические свойства земли, в теории земельного, экологического права земля рассматривается в различных значениях, а именно:

  • — как «земной шар», «место жительства всего человечества», «поверхностный слой земного шара», «часть земной коры, расположенной над недрами» [1][2] ;
  • — «объект природы», «объект права собственности», «объект хозяйствования» [3] ;
  • — «часть окружающей природной среды», «главное средство производства в сельском и лесном хозяйстве» [4] и т.п.

Анализируя юридическое значение понятие земли, С. А. Боголюбов считал, что земля — эго часть земной поверхности, которая является средством производства, продуктивным фактором в сельском и лесном хозяйстве, а также местоположением различных объектов производственного, культурно-бытового и иного характера [5] .

В работах П. Л. Политахина понятие «земля» определено как главная территориально-пространственная часть окружающей среды в пределах территории Российской Федерации, как материальная основа ее суверенитета и национальной безопасности, характеризующаяся особенностью ее естественной структуры — почвенным покровом, размещением и распространением растительности, водными объектами, полезными ископаемыми и другими ресурсами [6] .

Анализ положений ГК РФ показывает, что земля и земельные участки по своему правовому режиму рассматриваются как синонимы. Однако в ЗК РФ эти понятия не считаются тождественными, в земельно-регистрационном законодательстве оба понятия рассматривают как объект недвижимости. Такие разные подходы создают проблемы для применения правовых норм и методов для регулирования земельных отношений, обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Таким образом, понятие «земля» следует определять как часть окружающей среды, которая расположена на поверхности земной коры и характеризуется почвенным покровом, рельефом, пространством, растительностью, недрами, водными объектами, является основным средством производства в сельском и лесном хозяйстве и местом расположения объектов недвижимого имущества. Данное определение необходимо для характеристики правового режима земельной собственности, и поэтому целесообразным видится закрепление его в законодательстве.

Одним из основных природных признаков земли является ее недвижимость>, поэтому для определения юридической природы земли как объекта земельных отношений важным является выяснение соотношения понятий «земля» и «недвижимость».

В теории земельного права нет единого подхода к пониманию земли как недвижимости, в экономическом и правовом смысле земля и другие объекты природного происхождения не являются имуществом в общепринятом его значении, в связи с чем они в законодательном порядке выделены из системы имущественных отношений.

Но нашему мнению, земля — это разновидность имущества, но особого по своему происхождению, экологической, экономической, политической, социальной и государственно-правовой ценности. Поэтому в законодательстве целесообразным видится введение такого понятия, как «недвижимая собственность».

В силу своих объективных факторов земля является недвижимостью, независимо от того, размещено ли на ней то или другое недвижимое имущество. Все другие объекты на земле признаются недвижимостью, если их нельзя отделить от земли без причинения значительного ущерба. Такое понимание соотношения земли и расположенных па ней имущественных объектов является общепринятым и закрепляется в гражданском и земельном законодательстве многих зарубежных государств, является определяющим для регулирования земельных отношений, защиты имущественных, финансовых, корпоративных и других прав и охраняемых законом интересов собственников земли.

Читать еще:  Как поменять ИНН через госуслуги

Характерной особенностью земли как объекта земельных отношений является ее территориальная ограниченность, обусловленная тем, что землю нельзя физически уменьшить, расширить, создать. Как поверхность земной коры и основа ландшафта земля не может быть перенесена человеком с одного места на другое, т.е. земля является абсолютным недвижимым природным объектом, по сравнению с расположенными на земельных участках зданиями, сооружениями и другими объектами, недвижимость которых с цивилистической точки зрения является относительной.

Понятие «территория» законодательно не определено, однако оно упоминается в положениях Федерального закона «О землеустройстве» 1 . По общему правилу, территория — это часть земной поверхности в определенных пределах со свойственным ей географическим положением, природными и созданными деятельностью людей условиями и ресурсами, а также воздушным пространством и расположенными под ней недрами [7] [8] .

Территориальная ограниченность земли позволяет народу обеспечивать ее целостность как такого объекта земельных отношений, который без выявления воли всего народа Российской Федерации путем референдума не может быть изменен (уменьшен, увеличен, разделен, выделен, отчужден иным способом).

Исходя из вышесказанного, особая охрана государством земель, по нашему мнению, указывает на специфический правовой режим земель как территориально-пространственной и материальной основы существования государства в пределах границ Российской Федерации, характеризующейся целостностью и неприкосновенностью и обеспечивающей суверенитет государства.

  • [1] Чубуков Г. В. Земельное право / под ред. Г. В. Чубукова, Н. А. Волковой, В. В. Курочкиной. М., 2012. С. 26.
  • [2] Там же. С. 37.
  • [3] Забелышеиский А. А. Некоторые вопросы современной концепции земельного права //Вестник Московского университета. 1995. № 6. С. 27—28.
  • [4] Краевое О. И. Земельное право : учебник. М., 2012. С. 67.
  • [5] Боголюбов С. А. Земельное право России. М., 2009. С. 69.
  • [6] Политахин П. А. Земельная собственность в условиях современной рыночной экономики России. Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2011. С. 91.
  • [7] Федеральный закон от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве».
  • [8] Болтанова Е. С. Земельное право : учебник. М., 2009. С. 44.

Земельный участок как объект права собственности

Согласно главе 3 Земельного кодекса РФ земельные участки могут быть объектами права собственности как государства, так и муниципалитета, субъектов федерации, физических и юридических лиц.

Согласно главе 3 Земельного кодекса РФ земельные участки могут быть объектами права собственности как государства, так и муниципалитета, субъектов федерации, физических и юридических лиц.

Индивидуализация земельного участка

Под этим понятием в гражданском и земельном законодательствах понимается характеристика конкретного участка, то есть его адрес (фактический, кадастровый), размер, расположение границ, назначение по целевому использованию, другие определяющие факторы, которые отличают конкретный земельный участок от любого другого.

Индивидуализация участка земли осуществляется непосредственно во время постановки на государственный кадастровый учет. В это же время участку присваивается индивидуальный кадастровый номер, который тоже является признаком индивидуализации.

Для корректной индивидуализации земли, а именно отдельного ее участка, в отличии от других видов недвижимого имущества, требуется учитывать конкретные сведения о границах и расположении участка на местности. И сведения эти должны быть представлены в графическом виде (план, схема, чертеж, утвержденные сотрудниками Федеральной кадастровой палаты).

К основным характеристикам, которые требуются для индивидуализации, относятся:

  • размер участка (его площадь);
  • геодезический размер;
  • физический размер.

Площадью в рамках определения индивидуализации считается установленные в рамках законодательства размер площади участка на местности. При этом этот размер не может быть меньше или больше того, который прописан в нормативно-правовых актах.

Под геодезическим размером понимается визуализация в плане/схеме исключительно горизонтальной поверхности участка. При этом не учитываются ни овраги, ни холмы, ни другие неровные участки поверхности. Под физическим размером в рамках действующего законодательства понимается полностью вся площадь земли, как раз с учетом и оврагов, и холмов, и прочих неровностей.

Определение границ земельного участка. Межевание участка. Состав межевого плана

Без определения границ у конкретного земельного участка землепользователь не сможет войти в права собственности. Осуществляет определение границ земельного участка представитель Управления Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии.

Кадастровые инженеры обязаны, выехав на конкретный участок, произвести его замеры. При этом потребуется копия кадастрового плана из муниципалитета, где указана разметка всех соседних участков. На основании этого плана кадастровые инженеры устанавливают размер участка, который подлежит кадастровому учету.

Эта процедура неразрывно связана с процедурой межевания. Межевание земельного участка производится в соответствии с Инструкцией по межеванию, утвержденной 08.04.1996 г., а также с Методическими рекомендациями по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных 17.02.2003 г.

Согласно этим нормативно-правовым актам межевание земельного участка представляет собой:

  • технический этап по реализации утвержденного проектного плана участка;
  • уточняющий этап по конкретному расположению границ и самого участка, и близлежащих территорий;
  • восстанавливающий этап по расположению всех границ уже на местности.

Межевание земельного участка включает в себя несколько этапов работы:

  • предварительная подготовка документации;
  • обследование и изучение на местности (полевое исследование);
  • подготовка, составление и утверждение межевого плана;
  • обязательное и своевременное уведомление всех заинтересованных лиц о проведении работ по межеванию;
  • установка межевой разметки на местности и в техническом плане;
  • определение всех размеров конкретного участка земли, указание этих размеров на плане;
  • формирование и сохранение дела о межевании.

Определение границ участка землепользователем производиться не может. Когда землепользователь самостоятельно производит замеры, а потом передает эти данные уполномоченным органам, проведенное не по инструкции и рекомендациям межевание считается незаконным и недействительным.

Со слов землепользователя данные в кадастровый план внесены быть не могут, поскольку это идет в разрез с действующим законодательством.

Межевой план земельного участка – это официальный документ, составленный исходя из выписки государственного кадастра недвижимости, где уже прописаны все индивидуализирующие характеристики конкретного участка. Кроме того, если при определении границ участка потребовалось согласование, то данные о нем обязательно должны быть внесены в межевой план.

Полностью весь документ состоит из двух частей:

  • текстовой, в которой описываются все аспекты, касающиеся земельного участка;
  • графической, в которой все отображено в виде схемы или плана, с указанием точных размеров, местоположения границ, межевых отметок.

Существует межевой план в двух вариантах:

  • электронном, который заверен подписью уполномоченного кадастрового инженера, составившего его;
  • бумажном, который распечатывается уже после составления электронного. Его подшивают в дело о межевании.

Границы в праве собственности на конкретный участок

Земельный участок как объект права собственности включает в себя все естественным путем созданные объекты на нем. К ним относятся: почва, растительность, водные объекты. Но только тогда, когда отдельно на законодательном уровне не прописано иное.

Если, например, на частном земельном участке или его границе находится водохранилище или пруд, например, то весь земельный участок после перевода из одной категории по целевому назначению в другую переходит в собственность федерального значения. Собственнику или землепользователю в этом случае предлагается равноценное возмещение в денежном эквиваленте или в натуре, путем выделения аналогичного по параметрам земельного участка.

Это же касается земельных участков, расположенных в пределах береговых линий, карьеров с водой, участков с месторождениями полезных ископаемых и прочих недр, которые находятся под защитой и опекой государства.

Земельный участок в качестве объекта права собственности, который предназначен для проживания, может быть оформлен в собственность землепользователем после оформления договора купли-продажи, договора дарения, путем наследования, оформления в аренду или в срочное/бессрочное пользование, путем приватизации. В этом случае необходимо пройти процедуру межевания, если ранее она не была проведена, подать полный пакет документов для регистрации земли в собственность в компетентный орган (Росреестр).

Для оформления в собственность участка требуется предоставить минимальный пакет документов:

  • заявление по установленной форме;
  • документ-основание для возникновения права собственности.

Все остальные документы запрашиваются Управлением Росреестра самостоятельно. Если участок не был поставлен на кадастровый учет, то предварительно проводят именно эту процедуру, а потом уже оформление в собственность.

Государственные пошлины за оказание услуг устанавливаются в каждом регионе самостоятельно, исходя из средней стоимости квадратного метра земли, целевого типа участка.

Ограничения в использовании земельных участков

Земельные участки, находящиеся в собственности, не всегда могут быть использованы землепользователями в полной мере. Так, на конкретный участок может быть возложено ограничивающее право, которое запрещает эксплуатацию земельного участка по каким-либо пунктам, прописанным в документе об ограничении.

Так, в правах могут быть ограничены землепользователи, у которых в собственности находятся земли, часть из которых была реквизирована для реализации нужд государственного или муниципального масштаба.

Кроме того, землепользователи могут быть ограничены в правах, если часть их земель попадает под категории, которые не предусмотрены именно для конкретного собственника, то есть часть участка может принадлежать лесному фонду или водному, поэтому на эти части может быть наложено ограничивающее право. Как показывает практика, муниципалитет или представители федеральных органов власти предпочитают изъять полностью такие участки с предоставлением соответствующей компенсации.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector