Земли общего пользования это

Земли общего пользования это

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 12 августа 2008 года N Д23-152

Об определении понятия «Земли общего пользования населенных пунктов»

Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел письмо по вопросу об определении понятия «земли общего пользования населенных пунктов» и сообщает.

Пунктом 12 ст.85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — Земельный кодекс) установлено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Земельный кодекс не раскрывает понятия «другие объекты», расположенные на земельных участках общего пользования.

В Градостроительном кодексе Российской Федерации (далее — Градостроительный кодекс) применяется термин «территории общего пользования», под которым понимается возможность для неограниченного круга лиц беспрепятственного пользования ими (п.12 ст.1), в неисчерпывающий перечень которых включаются площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары. При этом Градостроительный кодекс в п.2 ч.4 ст.36 особо оговаривает, что действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования.

В связи с тем, что земельные участки общего пользования представляют собой как незастроенные, так и застроенные территории, то на земельных участках общего пользования могут располагаться объекты незавершенного строительства или уже введенные в эксплуатацию здания, строения и сооружения, отчужденные в частную собственность в процессе приватизации.

В настоящее время п.1 ст.28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (в ред. 13.05.2008) (далее — Федеральный закон N 178-ФЗ) установлена общая норма, согласно которой приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом, и необходимых для их использования, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Вместе с тем, в соответствии с п.8 ст.28 Федерального закона N 178-ФЗ отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и др.). Согласно указанному пункту парки также входят в перечень объектов, расположенных на земельных участках в составе земель общего пользования.

В то же время п.3 ст.28 Федерального закона N 178-ФЗ обязывает собственников объектов недвижимости, расположенных на земельных участках общего пользования, переоформить данные земельные участки в аренду.

По общему правилу, владение и пользование или временное пользование имуществом, переданным в аренду, осуществляется исключительно арендатором (ст.606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс). Следует отметить, что данная норма применительно к земельным участкам общего пользования, переданным в аренду, на практике затрудняет реализацию положения ст.262 Гражданского кодекса о праве граждан свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Дополнительно информируем, что Минэкономразвития России в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437 «О Министерстве экономического развития Российской Федерации» не наделено правом давать разъяснения действующего законодательства Российской Федерации.

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
Еженедельник бухгалтера,
N 22, 2008 год

Статья 38. Территории общего пользования. Земельные участки в границах территорий общего пользования

Статья 38. Территории общего пользования. Земельные участки в границах территорий общего пользования

1. Территории общего пользования — территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.

2. Земельные участки (земли) в границах территорий общего пользования — земельные участки (земли) общего пользования, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, занятые площадями, улицами, проездами, набережными, парками, лесопарками, скверами, садами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами рекреационного назначения, автомобильными дорогами и другими объектами, не закрытыми для общего пользования (доступа).

3. Территории общего пользования рассматриваются как совокупность земельных участков общего пользования.

4. Земельные участки (земли) общего пользования не подлежат приватизации, могут включаться в состав различных территориальных зон, ими беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.

5. В составе документации по планировке территории:

1) границы существующих, планируемых (изменяемых, вновь образуемых) территорий общего пользования отображаются в проектах планировки территорий посредством красных линий;

2) в проекте межевания территории должны быть указаны образуемые земельные участки, которые после образования будут относиться к территориям общего пользования.

6. Использование земельных участков (земель) общего пользования определяется их назначением в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. На карте градостроительного зонирования помимо территориальных зон и зон с особыми условиями использования территорий отображаются территории, земельные участки, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов, в том числе территории общего пользования.

8. Ограничения по распоряжению земельными участками общего пользования указаны в ч. 4 настоящей статьи, п. 18 ст. 37 настоящих Правил.

Что такое земли общего пользования?

Право общего пользования земельными территориями предусмотрена Земельным кодексом РФ и предполагает возможность прохода, проезда или пребывания на них неопределенного круга лиц.

Что относится к землям общего пользования, каков их правовой режим — об этом далее в статье.

Понятие земель общего пользования

Для начала необходимо понять, что такое земля общего пользования (ЗОП). Это участки поверхности суши (застроенные и незастроенные) с определёнными границами и с присвоенным им статусом земель общего пользования.

В ст. 1 Градостроительного Кодекса РФ закреплено понятие ЗОП, как территорий, которыми свободно пользуется неограниченный круг лиц.

Территории общего пользования по Градостроительному Кодексу — это улицы, проезды, площади, набережные, побережья водных объектов, скверы, бульвары и пр.

В этой же статье обозначено, что существующие, планируемые границы земель общего пользования, на которых размещены линии электропередачи, связи, линейно-кабельные сооружения, автодороги, трубопроводы, железнодорожные линии и другие линейные объекты обозначаются красными линиями.

По закону именно красные линии отделяют земли общего пользования от других территорий.

Варианты использования ЗОП

Территории общего пользования не подлежат приватизации (ст. 85 ЗК РФ). Но в некоторых случаях объекты ЗОП могут быть оформлены во временное пользование, но с обязательным условием того, что пользоваться этими землями могут все желающие без ограничений.

Если на участке, передаваемом в общественное пользование, уже есть объекты частной собственности, то законодальство разрешает сдавать землю под этой недвижимостью в аренду на 49 лет.

Приватизация земель общего пользования запрещена, поэтому существует всего 2 варианта использования ЗОП:

  • безвозмездное бессрочное пользование;
  • аренда.

Передача ЗОП в арендное пользование — самый распространённый вид правоотношений, оформляемый между государством, являющимся собственником таких земель, и владельцами объектов сооружений, возведённых на участках общего пользования. Собственник здания, расположенного на участке общего пользования, имеет преимущественное право заключения договора аренды на неё.

Читать еще:  Как удержать алименты из зарплаты пример

Аренда возможна только в том случае, если одной из сторон сделки является юрлицо. Если же речь идёт о сделке между физическим лицом и государством, то возможностью получения во владение участка станет заключение договора на право безвозмездного бессрочного пользования.

И при аренде, и при бессрочном пользовании правообладатель может на законных основаниях возвести на участке какое-нибудь капитальное строение.

Если построенный на ЗОП объект недвижимости прошёл государственную регистрацию и приватизирован, то собственник вправе производить с ним любые юридические действия: дарить, продавать, оставить в наследство. При этом земля под строением перейдёт к новому собственнику недвижимости по праву аренды.

Переход прав на участок земли от одного арендатора к другому в гражданском законодательстве называется переуступкой права аренды. Собственником же земли общего пользования всегда останется государство, а пользователи смогут распоряжаться возведёнными на таких участках объектами и переуступать права пользования новому собственнику здания.

Земли общего пользования в СНТ

Садовое некоммерческое товарищество — это объединение, которое выделяет земельные наделы гражданам под ведение огорода и хозяйственной деятельности.

Земли общего пользования в СНТ – это наделы, располагающиеся на территории садоводческого товарищества, которые являются коллективной собственностью и предназначены для пользования всеми членами товарищества.

В их состав входят дороги, ЛЭП, земли с расположенными на них газопроводами, водоёмами, подсобными строениями; участки, отведённые под сбор мусора, детские развлекательно-спортивные комплексы или места для отдыха граждан. Таким образом, это все земли, которые расположены на территории СНТ, но не принадлежат её членам.

Оформлять или не оформлять земельные участки в СНТ? Этот вопрос возникает у граждан потому, что раньше оформлять землю в СНТ было не обязательно. Однако в 2019 году для полноправного владения садовым участком предусматривается обязательное оформление кадастрового паспорта.

Процедура оформления невозможна без определения границ участков и территорий общего пользования, а также без составления плана всех имеющихся построек.

Межевание земель общего пользования в СНТ необходимо для разграничения всех соседних наделов. Оно может проводиться также и в том случае, когда правом на собственность такой территории обладает частное лицо. Однако в подобном случае должно соблюдаться ключевое условие — беспрепятственное предоставление доступа к используемому объекту.

Оформлением земель общего пользования в СНТ занимается правления дачного кооператива. Данная процедура начинается с собрания пайщиков, принятия соответствующего решения и сбором взносов.

Проведение межевания земель общего пользования в СНТ без протокола решения пайщиков чревато аннулированием товарищества со стороны государственных органов.

Для постановки на кадастровый учёт ЗОП в садовом товариществе необходимо предоставить:

  • схемы расположения земельных наделов согласно межеванию, указание собственников и территорий общего пользования;
  • подтверждение правообладания выделенным участком, т.е. документы на владение и пользование наделами;
  • сведения по учредительной документации СНТ.
  • Все документы, протоколы решений членов товарищества предоставляются в органы местного самоуправления. На основании межевого плана разрабатывается план территории с фиксацией частных земельных участков и территорий общего пользования.

    Правила эксплуатации земель общего пользования в садовом товариществе допускают отдельную приватизацию ЗОП в СНТ только в том случае, если сохраняется общий и свободный доступ к ним.

    Налог на земли общего пользования

    Порядок налогообложения ЗОП имеет свои особенности:

    1. Если участком по праву аренды пользуется физическое или юридическое лицом, то налоги на него будут начисляться только при отсутствии на нём строений в виде недвижимого имущества. Если объекты недвижимости на участке возведены, налог на землю заменяется арендной платой.
    2. Когда у земли нет конкретного пользователя, то земельный налог заменяется другим, а его сумма делится на всех пользователей участка.
    3. В случае, когда участок расположен на территории СНТ, налог обязаны платить все владельцы наделов садового товарищества.

    Самозахват земель общего пользования

    Частым нарушением законодательства, касающегося пользования ЗОП, является самозахват территорий, носящих данный статус.

    Ответственность за самовольный захват земли общего пользования предусмотрена в ст. 7.1 КоАП РФ, в которой данное нарушение понимается как самовольное занятие и эксплуатация земли без наличия соответствующих разрешений.

    За самозахват общих территорий законодательство предусматривает взыскание штрафа:

    • от 500 до 1 000 руб. для физлиц;
    • от 1 000 до 2 000 руб. для должностных лиц;
    • от 2 000 до 20 000 руб. для юрлиц.

    Если на участке общего пользования самовольно возведено строение, то, кроме штрафа, нарушителя обяжут за свой счёт снести строение и восстановить первоначальный вид территории.

    Жалоба на самозахват ЗОП и возведение незаконного строения подаётся в органы местной администрации. Ходатайство с жалобой может направить как физическое, так и юридическое лицо.

    В завершении статьи ещё раз подчеркнём, что земли общего пользования в населённых пунктах — это собственность государства. Купить или приватизировать такой участок невозможно, его можно только оформить в долгосрочную аренду.

    Самозахват ЗОП — это правонарушение, за которое предусматривается административное наказание.

    Земли общего пользования и особенности их эксплуатации в 2019 году

    Во многих населенных пунктах есть территории общественного, социального, природного, рекреационного и иного значения. Посещать их с целями, не запрещенными законом, может любой желающий, ведь это – земли общего пользования (ЗОП). Поскольку такая правовая конструкция предусмотрена российским законодательством, стоит разобраться, что относится к таким землям, как их может использовать население и что входит в нормативно-правовую базу.

    Законодательная база для ЗОП

    Право общего пользования землей является разновидностью природопользования. Оно имеет не вещную, а эколого-правовую природу, поэтому реализуется в отношении природных объектов, не индивидуализированных в качестве частного недвижимого имущества.

    Понять, что такое земля общего пользования, поможет ст. 262 Гражданского Кодекса . Согласно ей, граждане вправе свободно использовать землю и размещенные на ней объекты в пределах, не запрещенных законодательством, если:

    • участки находятся в государственной и муниципальной собственности;
    • территории не закрыты для общего доступа;
    • собственник не огородил участок или иным образом не обозначил, что проход через него без разрешения запрещен. Это касается частных наделов, которые могут использоваться для прохода.

    Более уточненное понятие дает п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса, согласно которому земли общего пользования – это территории, которыми пользуется неограниченный круг лиц. Хотя речь идет об участках населенных пунктов, в более широком значении лица могут пользоваться землями и за их пределами.

    Аналогичным образом ЗОП рассматривает и земельное законодательство, включая их в состав земель населенных пунктов. Так, земля общего пользования по Земельному кодексу (п. 12 ст. 85 ЗК) может входить в состав разных территориальных зон (жилых, общественно-деловых, сельскохозяйственных, производственных), но ее нельзя приватизировать или передать в частную собственность.

    Читать еще:  Как узнать аннулирован ли учет автомобиля

    Вышеуказанные нормы законодательства позволяют выделить ключевые признаки ЗОП:

    • территории находятся в муниципальной или государственной собственности;
    • чаще всего они рассматриваются как земли общего пользования населенных пунктов;
    • участки общедоступны;
    • наделы и размещенные на них природные объекты использует неопределенный круг лиц;
    • для их использования в общем виде не требуется специального разрешения.

    Эксплуатация территорий общего пользования регулируется не только федеральными законами, но и местными правилами застройки и землепользования. Поэтому в разных регионах и населенных пунктах состав таких земель и порядок их использования может отличаться.

    Земли, отнесенные к ЗОП

    В законодательстве нет исчерпывающего перечня территорий, относящихся к землям общего пользования и конкретных прав на их использование. Традиционно под ними рассматриваются земли в населенных пунктах, которые специально предназначены для общего использования.

    В юридической литературе часто справедливо обозначается, что массовому использованию поддаются также участки за пределами населенных пунктов, то есть ЗОП рассматривается в более широком смысле. Так, можно выделить не менее 3 категорий земель, которые используются неограниченным кругом лиц:

    1. Земли общего пользования в населенных пунктах, то есть участки, которые изначально имеют такой юридический статус. В их состав входят:
      • пути сообщения: дороги, улицы, проезды, переулки, дворы многоквартирных домов и так далее;
      • территории удовлетворения культурно-бытовых потребностей: парки, скверы, бульвары, площади;

    Подробности содержатся в статье «Категории земель в РФ».

    Варианты использования ЗОП

    В традиционном понимании земли общего пользования населенных пунктов предоставлены гражданам для следующих целей:

    • прохода: тротуары, площади;
    • проезда: дороги, улицы, переулки;
    • пребывания: скверы, парки, бульвары, сады.

    Как правило, они используются для развития муниципальной инфраструктуры и удовлетворения культурно-бытовых потребностей граждан, например, для отдыха и проведения массовых мероприятий.

    Эти участки привлекают внимание предпринимателей, желающих разместить на них торговые и иные коммерческие объекты. Однако капитальное строительство зданий на таких землях запрещено, а действующие в населенных пунктах градостроительные регламенты, согласно пп. 2 п. 4 ст. 36 ГрК, на эти территории не распространяются. Более того, в собственность граждан они передаваться не могут.

    Во многих городах местные правила застройки и землепользования позволяют передавать такие земли во временное пользование для размещения некапитальных построек.

    Чаще всего использование ЗОП в коммерческих целях осуществляется на условиях краткосрочной аренды. Например, в Казани на этом основании арендаторы размещают объекты мелкорозничной торговли вдоль дорог и остановок общественного транспорта, в парках и скверах, на площадях и бульварах.

    Договора аренды могут заключаться с предпринимателями на конкурсной основе. Сроки аренды в каждом городе отличаются. Например, в Москве он может составлять не более 1 года. Размер оплаты тоже определяется в каждом населенном пункте отдельно.

    Несмотря на запрет капитального строительства зданий в пределах ЗОП допустимы хозяйственные сооружения, не предназначенные для длительного пребывания людей. Такие территории часто передаются в безвозмездное пользование собственникам этих сооружений.

    Другое дело, когда ЗОП не являются публичными местами. Так, предметом множественных споров является земля общего пользования между соседями. Часто конфликты возникают между членами садовых товариществ и кооперативов, когда один из членов, например, передвигает ограждение участка, ограничивая проезд/проход других участников. Эти действия незаконны, поэтому гражданам приходится доказывать свою правоту в градостроительных инспекциях и суде.

    Особенности уплаты земельного налога с ЗОП

    По мнению некоторых, особенности уплаты налога с земель общего пользования зависят от того, находится ли участок в аренде. Однако у этой позиции нет нормативного подтверждения. Согласно ст. 388 Налогового кодекса , плательщиками земельного налога являются граждане и организации, в чьей собственности/владении находятся ЗОП.

    Земельные участки общего пользования, как упоминалось выше, принадлежат государству или муниципальным образованиям. Гражданское законодательство не относит государство и муниципальные образования к организациям и уж тем более к физическим лицам.

    Пока ЗОП не перейдут в собственность граждан или юридических лиц, отсутствует плательщик земельного налога. Эту позицию подтверждает Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2015 № 13АП-9746/2015 по делу № А21-9107/2014.

    Независимо от того, находятся ли ЗОП в аренде у частных лиц или нет, земельный налог с них не взимается.

    Иная ситуация в отношении земель общего пользования садовых некоммерческих товариществ. В этом случае земля – собственность СНТ, поэтому необходимость платить земельный налог зависит от того, за счет чего образованы общие территории. Если они образованы посредством целевых взносов, налог пропорционально распределяется между членами СНТ, если за счет средств фонда СНТ – налог платит товарищество.

    Ответственность за незаконное использование ЗОП

    Поскольку земли общего пользования занимают обширную территорию населенных пунктов, контролирующие структуры не всегда способны следить за законностью их использования. В связи с этим некоторые граждане занимают участки без разрешения.

    Самовольное занятие территории может быть квалифицировано как административное правонарушение по ст. 7.1 КоАП , что приведет к наложению штрафа. Его размер зависит от того, определена ли кадастровая стоимость земли. Если КС установлена, штраф составит:

    • для физических лиц – 1 – 1,5% кадастровой стоимости, но не менее 5 тыс. рублей;
    • для чиновников – 1,5 – 2%, но не менее 20 тыс. рублей;
    • для организаций – 2 – 3%, но не менее 100 тыс. рублей.

    При отсутствии сведений о КС размер штрафа составит:

    • для физических лиц – 5 – 10 тыс. рублей;
    • для чиновников – 20 – 50 тыс. рублей;
    • для организаций – 100 – 200 тыс. рублей.

    При самовольном занятии части земельного участка штраф будет присужден соразмерно захваченной территории. Если действия совершили лица, осуществлявшие коммерческую деятельность, в части применения санкций они приравниваются к организациям.

    Заключение

    Как правило, земли общего пользования – это территории населенных пунктов, предназначенные для использования неограниченным кругом лиц в целях прохода, проезда или пребывания. К ним относят улицы и дороги, проспекты и бульвары, парки и сады, водоемы, пляжи и другие общественные зоны.

    В широком понимании к таким землям также можно отнести другие природные объекты и иные участки государственной и городской собственности, доступ к которым неограничен. Такие территории нельзя продать или приватизировать, но их можно сдавать в аренду, например, для ведения мелкорозничной торговли.

    Магистр юридических наук по направлению «Гражданское и семейное право». В 2005 году окончил СПбГУ, в 2012 году – экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности “Финансовая аналитика”. После получения второго высшего образования основал независимую оценочную компанию. Занимаюсь оценкой недвижимости, земли и другого имущества.

    Земельные участки общего пользования. Доступ на земельный участок

    Земельные участки общего пользования включают в себя объекты, которые расположены на территории населенных пунктов государства.

    Наиболее важнейшим природным ресурсом, которым может владеть любое государство, является земля. Территории выступают основным базисом при проектировании и строительстве жилой недвижимости, что важно для создания нормальных условий проживания населения в городах и селах.

    Земли играют исключительную роль при функционировании различных сфер государственного значения – транспорта, энергетики, промышленности, коммуникаций и других, а также являются местами локализации уникальных природных ландшафтов и комплексов.

    Каждый из участков, независимо от эксплуатационной категории, имеет официального владельца, который может самостоятельно распоряжаться своим участком земли. Однако в активе государства существуют такие территории, которые подлежат общественному использованию на законных основаниях.

    Земельные участки общего пользования

    В соответствии с гражданским законодательством для удовлетворения потребностей широкого круга лиц и любых граждан предусмотрены специальные земельные участки общего пользования. Это территориальные участки, в пределах которых граждане имеют право находиться на законных основаниях, а также могут свободно использовать все природные и прочие объекты, расположенные там же.

    Земельные участки, которые пригодны для публичного свободного использования гражданами страны, включают в себя объекты, которые расположены на территории населенных пунктов государства.

    Сюда относятся улицы, площади, набережные, скверы, бульвары, общественные пляжи, водные объекты и др.

    Граждане имеют возможность использовать данные территории, а также природные объекты, расположенные на них, в соответствии с допустимым правовым режимом, а также в соответствии с земельным законодательством.

    Правовой режим земельных участков общего пользования

    Действующими законами гражданского и земельного законодательства установлен факт, что земельные участки, находящиеся в общем пользовании, могут находиться исключительно в собственности органов государственной власти или учреждений местного самоуправления муниципального масштаба. Существует категорический запрет на осуществление приватизации таких территорий.

    Общественные территории могут быть огорожены специальными заборами и оградами, которые свидетельствуют о запрете гражданам для использования данных участков. Если же собственник, владелец, арендатор или пользователь специальными оповестительными и сигнальными знаками строго не обозначил наличие какого-либо запрета, то любая особа имеет право пройти через данный участок.

    Основным условием для использования общих территорий является соблюдение всех требований собственника, а также такая эксплуатация, которая не принесет убытков, ущерба и беспокойства собственнику земель.

    Правовой режим земельных участков общественного предназначения предусматривает возможность граждан полностью и бесплатно использовать все объекты инфраструктуры и удобства, расположенные в конкретных пределах. Таким образом, граждане могут использовать все дороги городов, улицы и тротуары, урны, скамейки, детские площадки и др.

    Земельные участки общего пользования в составе земель различных категорий

    Законодательство не выделяет земельные участки, находящиеся в общем пользовании, в отдельную категорию, так как рассматривает такие участки исключительно в составе существующих классов земель. Земли для общественного использования могут входить в состав следующих категорий, которые определяются в зависимости от целевой специализации, природных и социально-экономических факторов:

    • территории, которые предназначены для выполнения сельскохозяйственных работ;
    • участки населенных пунктов;
    • земельные территории, которые используются для выполнения специальных задач государственной важности и применяются в транспортной, коммуникационной, промышленной, космической, оборонной, энергетической и других сферах;
    • территории, которые подлежат особой охране государственными и муниципальными ведомствами;
    • земельные участки лесного и водного фондов;
    • территории, которые находятся в государственном запасе.

    Учитывая данные категории, специфика использования земель общего пользования предусматривает возможность граждан использовать земельные территории и дороги для прохода и проезда, береговые полосы и водные объекты для времяпровождения и купания, территории общественного использования в пределах городов, а также лесные насаждения для времяпровождения и сбора урожая в допустимой мере.

    Право прохода через чужой участок

    Все граждане имеют право свободно передвигаться по территории страны, а также использовать для прохода все участки, которые не ограждены в соответствии с наличием законных прав на конкретную территорию. Запрет будет действителен, если собственник предварительно установил оградительные знаки о существующем запрете.

    Для свободного прохода граждане могут использовать различные участки для общественного использования, которые находятся в составе различных земельных категорий:

    • территории транспортной сферы – магистрали, дороги и трассы, которые используются для пешего прохода и проезда с помощью транспортных средств;
    • береговые полосы и прибережные участки, которые находятся в непосредственной приближенности к водным объектам;
    • для прохода граждан предназначаются также общественные территории в пределах населенных пунктов;
    • лесные участки.

    Если собственник устанавливает ограничения на возможность прохождения третьими лицами через его территории, то граждане имеют возможность оформить сервитут. Данный документ позволит использовать земельные территории для свободного прохода и использования в установленных законодательством целях.

    Права собственника земельного участка по поводу доступа на участок

    Законный собственник территории, получая документальное подтверждение о праве собственности на земельные участки, приобретает и возможность использования земельных ресурсов, а также всех водных, растительных и почвенных объектов в полной мере, при условии что законодательством не предусмотрены определенные запреты.

    Собственник также имеет право в полной мере эксплуатировать все доступное пространство по собственному усмотрению, но в соответствии с целевым предназначением и соблюдением правового режима.

    Владелец земельных территорий имеет законное право установить ограждения на границах своей собственности с целью ограждения своих владений от общественного доступа и использования посторонними лицами. Если такие предупредительные знаки существуют, то посторонние лица не могут находиться и проходить через огражденные участки земли.

    Если собственник по каким-либо причинам не пожелал или не имел возможности установить ограждения в пределах своей собственности(земли), то такие территории могут расцениваться гражданами в качестве общественных и использоваться для прохода и времяпровождения. Единственным условием нахождения на таких участках является соблюдение правового режима, который запрещает нанесение ущерба участку и всем объектам, а также причинение личного беспокойства собственнику.

    Причинение ущерба или нарушение спокойствия собственника при переходе через чужой земельный участок

    Законные собственники любых земельных территорий, которые подпадают под категориальные признаки общественных участков в составе любых земель, могут по собственному желанию предоставлять в пользование свое имущество в виде участка земли для прохода граждан или же устанавливать запрет на такую эксплуатацию с помощью установки специальных ограждений.

    В случае если при переходе участка был нанесен ущерб земельным территориями или объектам, которые расположены в конкретных пределах, или же собственнику было причинено неудобство и беспокойство, владелец имеет возможность потребовать в судебном порядке устранения всевозможных нарушений. Для этого собственнику стоит обратиться в суд с соответствующим судебным иском о факте нарушения прав при переходе через его участок земли.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector