Земли историко культурного назначения это

Земельный
эксперт

Бесплатная горячая линия

+7 499 553-09-05 Москва

+7 812 448-61-02 Санкт-Петербург

+7 (800) 550-38-47 Россия

Классификация земель

Земли историко-культурного назначения и особо ценные земли

Содержание статьи:

Земли историко-культурного назначения

В статье 99 Земельного кодекса РФ дано определение понятия «земли историко-культурного назначения». Это такие территории, в отношении которых определяется особый режим землепользования в рамках их назначения. Земли применяются для устройства захоронений, обеспечения сохранности достопримечательностей и архитектурных объектов.

В состав таких территорий включаются:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

  • комплексы, представляющие собой культурное наследие народностей, населяющих государство, включая археологические памятники;
  • кладбища гражданского населения и военнослужащих;
  • достопримечательности, включая места быта малых коренных народностей, организации производства, промыслов и ремесел.

Пользование такими землями происходит в соответствии с их прямым назначением. Располагающиеся в границах комплекса наделы частных собственников (пользователей) не отчуждаются, кроме ситуаций, определенных действующим законодательством. Относительно таких территорий может быть запрещена любая хоздеятельность, если земли подлежат консервации или исследованию. Правовой режим пользования определяет порядок эксплуатации таких земель и устанавливает те виды работ, которые разрешены.

Использование земель историко-культурного назначения

В пределах земель, имеющих историко-культурное значение, разрешены только те работы, которые направлены на сохранение исторических памятников, ландшафта и градостроительной среды согласно имеющимся федеральным законам.

По этой причине в пределах таких территорий устанавливается особый правовой режим земель историко-культурного назначения, который запрещает любую работу, не отвечающую целевому назначению наделов.

Эксплуатация остальных участков, находящихся в пределах выделенного массива, но не отнесенных к группе памятников, осуществляется согласно правилам землепользования и текущей застройки, а также с учетом требований, предъявляемых законодательством к охране таких местностей. Если собственник нарушает такие положения, то уполномоченное ведомство вправе подать заявление в суд для изъятия земельного участка. В случае положительного решения, участок будет изъят и выставлен на торги.

В том случае, если при проведении каких-либо работ выявлено, что территория подлежит включению в состав историко-культурного комплекса, исполнители обязаны приостановить свою деятельность и проинформировать о находке уполномоченный орган (администрация муниципального образования или субъекта РФ, в зависимости от принадлежности земли). В дальнейшем указанный орган должен обеспечить сохранность территории до того момента, как земли будут включены в специальный реестр, а в соответствующую документацию будут внесены поправки.

Зоны охраны объектов культурного наследия

Объектами культурного наследия народов страны называются территории, где установлены исторические памятники или земли, имеющие для государства и населения важное культурное и историческое значение. В состав объектов наследия входят зоны, на территории которых размещены объекты народного творчества, науки, техники, этнологии или антропологии. Все объекты подразделяются на три группы:

  1. Памятники.
  2. Ансамбли.
  3. Достопримечательности.

Состав данной группы земель определяется уполномоченным органом власти субъекта РФ или муниципалитетом. Все вопросы, связанные с использованием территорий, регулируются соответствующим ФЗ «О культурном наследии».

Чтобы комплекс был выделен, необходимо определить, в пределах какой территории он расположен и установить специальный правовой режим землепользования, позволяющий сохранить площади в их начальном состоянии. Управление данными участками будет осуществлять тот государственный или муниципальный орган, который установил правовой режим. Эксплуатация территорий происходит в рамках их прямого использования.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Особо ценные земли

В статье 100 ЗК РФ указано, что особо ценные земли – это зоны, в пределах которых находятся природные или искусственные объекты, имеющие важное значение и научную или историко-культурную ценность. В состав указанной группы территорий входят:

  • ландшафты с редкой растительностью или животными;
  • комплексы растительных и животных организмов;
  • редкие образования геологического происхождения;
  • земельные массивы, на которых ведется научная или исследовательская деятельность.

Граждане или организации, располагающие какими-либо полномочиями относительно данных участков, одновременно принимают на себя обязанности по их охране

В данную категорию входят земли сельскохозяйственного назначения, рекреационные комплексы, земельные участки лесных и водных фондов. Также к указанной группе земель относятся участки, на территории которых найдены редкие или находящиеся под угрозой уничтожения почвы.

Правовой режим особо ценных земель определяет порядок пользования территориями данного типа, в отношении которых установлен приоритет необходимости охраны при эксплуатации.

Заключение

В итоге можно сделать ряд выводов:

  1. Российское законодательство выделяет группу земель, относительно которых назначен особый правовой режим пользования. Такая группа называется землями историко-культурного использования.
  2. В отношении таких массивов запрещается проведение любых работ, не отвечающих цели их эксплуатации.
  3. Особо ценными землями являются участки, на территории которых находятся архитектурные ансамбли, памятники.
  4. Для данных земель также устанавливается специальный правой режим эксплуатации, нарушение которого может привести к наложению штрафных санкций.
  5. Пользователи или собственники таких земель принимают на себя обязанности по обеспечению сохранности территории.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по землям историко-культурного назначения и особо ценным землям

Вопрос: Добрый день, меня зовут Анастасия. У нас в городе имеется памятник XVIII века – старый замок. Сейчас он находится в полуразрушенном состоянии. Администрации нет никакого дела до постройки и поэтому вандалы, да и просто невоспитанное местное население, продолжают разрушать замок.

Читать еще:  Задержка зарплаты что делать

Строение является важным историческим памятником и подлежит научному исследованию. Подскажите, признаются ли такие объекты особо ценными и каким образом это сделать?

Ответ: Здравствуйте, Анастасия. Из описанных вами обстоятельств, замок представляет собой действительно важный культурно-исторический комплекс, который нуждается не только в исследовании, но и, возможно, в реконструкции.

Чтобы решить вопрос положительно, вам следует обратиться в администрацию и указать им на сложившуюся ситуацию в отношении архитектурного ансамбля.

Если никаких действий со стороны администрации не последует, то стоит обратиться к вышестоящим органам власти.

Данный вопрос регулируется ст. 100 ЗК РФ, где указано, что земли, на которых расположены памятники или архитектурные ансамбли, относятся к особо ценным территориям.

Земли историко-культурного назначения

Земли историко-культурного назначения — это вид категории земель особо охраняемых территорий и объектов, к ним относятся земли:

1) объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия;

2) достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел;

3) военных и гражданских захоронений.

Основным источником информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия при формировании и ведении государственного земельного кадастра, государственного градостроительного кадастра, является Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

К выявленным объектам культурного наследия относятся объекты, которые представляют собой историко-культурную ценность и в отношении которых вынесено заключение государственной историко-культурной экспертизы о включении их в реестр как объектов культурного наследия, со дня поступления в федеральный орган охраны объектов культурного наследия или в орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, соответствующих документов.

Объекты археологического наследия считаются выявленными объектами культурного наследия со дня их обнаружения. ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» от 25.06.2002 №73-ФЗ (ред. от 23.07.2008).

В соответствии с п.2 Указа Президента РФ от 20.02.95 N 176 «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения» к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения следует относить памятники истории и культуры, подлежащие охране как памятники государственного значения в соответствии с рядом актов Правительства РФ.

Земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением. Целью режима использования земель историко-культурного назначения является обеспечение сохранности расположенных на них (в них) объектов культурного наследия, объектов исторической застройки, городского и природного ландшафта. А именно предотвращение их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также защита от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Статья 54 ФЗ «Об объектах культурного наследия» устанавливает ответственность за ненадлежащее выполнение обязанностей по целевому использованию земельных участков.

Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются.

Земли историко-культурного назначения входят в состав земель особо охраняемых территорий и могут быть федерального, регионального и местного значения.

Зоны охраны объектов культурного наследия устанавливаются в целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель поселений вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.

Правовое регулирование отношений в области сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, установления особенностей владения, пользования и распоряжения указанными объектами и земельными участками, на которых (в границах которых) они расположены, осуществляется как Земельным кодексом, так и специальным федеральным законодательством, а также принимаемыми в соответствии с ним (в пределах компетенции субъектов РФ) законами субъектов РФ в области государственной охраны объектов культурного наследия.

Основными нормативными актами, регулирующими указанные отношения, являются ФЗ «Об объектах культурного наследия» и Закон РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры».

В свою очередь, объекты культурного наследия в соответствии с ФЗ «Об объектах культурного наследия» подразделяются на следующие виды:

Объекты культурного наследия подразделяются на объекты федерального регионального и местного значения

Между тем ст.23 ФЗ «Об объектах культурного наследия» позволяет Правительству РФ по представлению федерального органа охраны объектов культурного наследия на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы и обращения органа государственной власти субъекта РФ исключить объект культурного наследия из реестра в случае утраты им историко-культурного значения.

В свою очередь, ограничений по формам собственности на объекты культурного наследия ФЗ «Об объектах культурного наследия» не предусмотрено. Иной порядок установлен для объектов археологического наследия, которые могут находиться только в государственной собственности. Однако объект археологического наследия и земельный участок, в пределах которого он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно. Следовательно, земельные участки, занятые объектами археологического наследия, могут находиться в любой форме собственности.

Читать еще:  Ст 25 ЗК РФ с комментариями

В соответствии со ст.34 ФЗ «Об объектах культурного наследия» в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

Следует иметь в виду, что в обороте ограничиваются лишь земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и только лишь в форме запрета на предоставление их в частную собственность. Комментарий к Земельному кодексу РФ (постатейный) под ред. С.А. Боголюбова. — Сп-б: Питер Пресс, 2009, ст. 99.

Земли историко-культурного назначения

Земли историко-культурного назначения — это земли, на которых располагаются памятники истории и культуры, достопримечательные места, в том числе земли, объявленные музеями-заповедниками.

Земельные территории государства включают в себя не только участки, которые используются частными гражданами для выполнения сельскохозяйственных работ, постройки жилья или коммерческой недвижимости, а также участки земли, которые находятся в распоряжении особо важных сфер государственного масштаба (промышленности, коммуникаций, транспорта, энергетики и др.). Существенная часть федеральных земельных активов находится в пользовании ведомств, которые распоряжаются культурными объектами.

Понятие и состав земель историко-культурного назначения

Земли историко-культурного назначения – это территориальный класс, который состоит из земельных участков, включающих объекты культурного наследия и достопримечательности в качестве полноценных комплексов или отдельных понятий.

Специальным законодательством утверждается состав исторических и культурных объектов, которые выступают важным наследием различных народов, проживающих на территории страны, а также рассматриваются в качестве свидетельства об особенностях эпох, развития давних цивилизаций. Специалисты изучают культурные предметы и композиции как источники подлинной информации о процессе зарождения и особенностях развития культурного процесса.

Культурные объекты представлены в форме предметов и недвижимости, которая связана с художественными произведениями и комплексами различных сфер:

  • декоративно-прикладное искусство;
  • живопись;
  • наука;
  • скульптура;
  • техника.

Иной класс составляют объекты исторического наследия, которые были созданы или возникли самовольно в результате всевозможных исторических событий и происшествий – достопримечательности, памятники истории, художественные ансамбли. Важной характеристикой таких объектов является ценность для различных сфер:

  • история;
  • архитектура;
  • градостроительство;
  • искусство;
  • наука;
  • техника;
  • эстетика;
  • этнология;
  • антропология;
  • социальная культура и др.

Земельный кодекс России уточняет специфику использования и распоряжения землями историко-культурной сферы. Это участки, которые локализируются в пределах земель расположения объектов и предметов народного культурного наследия. Важным условием для такой градации территория является наличие конкретного объекта в государственном реестре.

Правовой режим земель историко-культурного назначения

Режим земель историко-культурного назначения регулируется государственными органами различных уровней, на территории которых размещаются конкретные культурные и исторические комплексы. Земельные участки находятся в распоряжении государства и органов местного самоуправления муниципального масштаба. Особенности распоряжения территорий культурного и исторического предназначения ограничивают:

  • использование территорий культурного и исторического назначения, а также археологических памятников, захоронений любых видов и достопримечательностей не в соответствии с установленным законодательством целевым назначением;
  • заключение договоров об аренде соответствующих территорий в пользу частных лиц для выполнения частного строительства или ведения любой деятельности, которая полностью или частично противоречит целевому предназначению участков;
  • эксплуатацию и дальнейшую разработку природных, водных и лесных объектов, а также использование подземных ресурсов и полезных ископаемых на территории культурных объектов и комплексов, если соответствующие работы могут нанести ущерб или разрушить земли историко-культурного назначения и соответствующие композиции;
  • предоставление в пользование или в собственность частных лиц на любых основаниях (заключение договора, аукцион, купля-продажа и др.), действия которых нарушают установленный порядок эксплуатации участков;
  • проведение строительных и проектировочных работ, за исключением мероприятий с целью реконструкции, сохранения и возобновления исторических памятников и культурных ансамблей, а также окружающих их участков.

Помимо ограничений в использовании, территории культурного и исторического значения подлежат особой охране. Законодательством предусматривается возможность принудительного изъятия таких участков для воплощения целей общественной и государственной важности, а также ограничений в обороте. Если же объекты относятся к разряду особенно ценных, то они включаются в соответствующие списки всемирного значения.

Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, его формирование, включение объектов культурного наследия в реестр и исключение из него

Единый государственный реестр представлен в форме специальной информационной системы, в которой содержатся все точные сведения об государственных объектах, комплексах и предметах культурного и исторического характера. Данный перечень создается в порядке включения в него различных объектов, при условии вынесения предварительного решения о предстоящем включении.

Также законодательством предусмотрена обратная процедура, которая предполагает возможность исключения культурных композиций при наличии решения об исключении.

Включение объектов в список государственного реестра предусматривает наличие соответствующего решения, а также проведение экспертных исследований, которые проводятся для выяснения точных данных об объекте, а именно:

  • наименование;
  • время создания, а также основные даты изменений и реконструкций;
  • место расположения;
  • категориальная принадлежность;
  • вид.

Государственная охрана объектов культурного наследия

Государственная охрана объектов культурного наследия в целях сохранения и восстановления культурно-исторических композиций предусматривает проведение мер (юридических, организационных, технических, строительных, финансовых и др.), которые направлены на выполнение следующих задач:

  • поиск новых предметов и достопримечательностей;
  • организацию учета и внесения объектов в государственный реестр;
  • детальное изучение открытых объектов;
  • принятие мер по предотвращению дальнейших разрушений.
Читать еще:  Как узнать кадастровый номер по условному номеру

Охрана объектов культурного наследия входит в компетенцию ответственных государственных и муниципальных учреждений:

  • управление государственной охраны объектов культурного наследия;
  • служба по государственной охране объектов культурного наследия;
  • государственная инспекция по охране объектов культурного наследия.

Полномочия федеральных органов заключаются в проведении контролирующих и экспертных проверок, а также принятии мер для максимального сохранения, рационального и бережного использования и комплексной охраны всего культурного наследия. Компетенция государственных и муниципальных органов регулируется законодательством о народных объектах культурного наследия.

Земли историко-культурного назначения — Земельное право (Меденцов А.С.)

Правовой режим земель историко-культурного назначения зависит от масштаба объектов культурного наследия и достопримечательных мест.

К землям историко-культурного назначения относятся земли:

  1. объектов культурного наследия народов РФ (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия;
  2. достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел;
  3. военных и гражданских захоронений.

Памятниками истории и культуры являются сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.

Земли, на которых расположены места традиционного бытования народных художественных промыслов, могут быть отнесены к землям историко-культурного назначения в порядке, устанавливаемом земельным законодательством РФ и законодательством субъектов рФ. На территориях традиционного природопользования могут выделяться в качестве объектов историко-культурного наследия культовые сооружения, места древних поселений и места захоронений предков и другие объекты, имеющие культурную, историческую, религиозную ценность.

Федеральная служба по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере охраны культурного наследия, нормативно-правовому регулированию.

Использование земель историко-культурного назначения, определения границ этих земель, изъятия их из хозяйственного использования и других форм охраны земель историко-культурного назначения регулируется Земельным кодексом РФ и законодательством РФ и субъектов РФ о памятниках истории и культуры.

Земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением. Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются.

Земельные участки, отнесенные к землям историко-культурного назначения, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, за исключением случаев, установленных законодательством.

На отдельных землях историко-культурного назначения, в том числе землях объектов культурного наследия, подлежащих исследованию и консервации, может быть запрещена любая хозяйственная деятельность.

В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель поселений вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.

Статья 99. Земли историко-культурного назначения

Статья 99 . Земли историко-культурного назначения

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 99 ЗК РФ

1. К землям историко-культурного назначения относятся земли:

1) объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия;

2) достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел;

3) военных и гражданских захоронений.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ в пункт 2 статьи 99 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 5 января 2005 г.

2. Земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением.

Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются.

3. Земельные участки, отнесенные к землям историко-культурного назначения, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, за исключением случаев, установленных законодательством.

На отдельных землях историко-культурного назначения, в том числе землях объектов культурного наследия, подлежащих исследованию и консервации, может быть запрещена любая хозяйственная деятельность.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ в пункт 4 статьи 99 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

4. В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector