Управляющая организация юридического лица это

Энциклопедия решений. Управляющая организация (управляющий) АО

Управляющая организация (управляющий) АО

По общему правилу, полномочия единоличного исполнительного органа (далее — директора) АО могут быть переданы управляющей организации или управляющему (абз. третий п. 1 ст. 69 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах», далее — Закон об АО).

В некоторых случаях передавать полномочия директора АО запрещено, например, в АО, которые являются управляющей компанией инвестиционного фонда (п. 7 ст. 38 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах», далее — Закон об инвестиционных фондах).

Управляющей организацией АО может быть только коммерческая организация (абз. третий п. 1 ст. 69 Закона об АО).

Управляющим может быть только лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя (абз. третий п. 1 ст. 69 Закона об АО, п. 1 ст. 23 ГК РФ).

Перед оформлением отношений с управляющим следует убедиться, что данному лицу не запрещено заниматься такой деятельностью ввиду применения к нему меры административного наказания в виде дисквалификации (ч. 2 и ч. 3 ст. 32.11, ст.ст. 3.11, 14.23 КоАП РФ).

Деятельность управляющих организаций (управляющих) не лицензируется.

Ранее (за некоторыми исключениями) решение о передаче полномочий директора АО управляющей организации или управляющему относилось к исключительной компетенции общего собрания акционеров АО и не могло быть передано иным органам управления (абз. третий п. 1 ст. 69 Закона об АО).

С 01.09.2014 принятие решения о передаче полномочий директора управляющей организации или управляющему, а также утверждение их и условий договора с ними может быть закреплено в уставе как публичных, так и непубличных АО за коллегиальным органом управления АО (советом директоров, наблюдательным советом) (пп. 2 п. 2 ст. 67.1 ГК РФ). Нормы Закона об АО могут применяться только в части, не противоречащей положениям ГК РФ (абз. второй п. 2 ст. 3 ГК РФ, п. 4 ст. 3 Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ).

В АО-инвестиционном фонде принятие решений о заключении и прекращении договора с управляющей компанией всегда относится к исключительной компетенции совета директоров (п. 6 ст. 8 Закона об инвестиционных фондах).

В случае если уставом не предусмотрено иное и общее собрание акционеров полномочно принимать соответствующее решение, оно может быть принято только по предложению совета директоров АО (абз. третий п.1. ст. 69 Закона об АО). Решение принимается большинством голосов акционеров — владельцев голосующих акций общества, принимающих участие в общем собрании (п. 2 ст. 49 Закона об АО).

Предлагая для утверждения общему собранию акционеров управляющую организацию, совету директоров АО рекомендуется предоставить акционерам полную информацию об управляющей организации, включая сведения о ее связанности с лицами, контролирующими АО (пп. 7 п. 10 Части Б Кодекса корпоративного управления, направленного письмом Банка России от 10.04.2014 N 06-52/2463).

Также рекомендуется предоставить информацию о рисках, связанных с передачей полномочий управляющей организации (управляющему) и обосновать необходимость такой передачи. Важно определить лиц, которые от имени управляющей организации будут отчитываться перед советом директоров и общим собранием акционеров АО.

При передаче полномочий управляющей организации или управляющему необходимо соблюдать правила смены единоличного исполнительного органа (подача сведений в регистрирующий орган, замена карточки с образцами подписей и оттиска печати и т.д.).

Управляющая организация и управляющий АО обладают такими же правами и обязанностями, как и единоличный исполнительный орган. Полномочия управляющей организации определяются нормами законодательства и договором о передаче полномочий исполнительного органа (постановление Президиума ВАС РФ от 01.06.2010 N 18170/09).

Другое юридическое лицо управляет АО через свои органы управления. АО, полномочия директора которого переданы управляющей организации (управляющему), приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через управляющую организацию (управляющего) (п. 1 ст. 53 ГК РФ, абз. пятый п. 3 ст. 69 Закона об АО).

Особенности регулирования труда руководителей, предусмотренные гл. 43 ТК РФ, не применяются в случае передачи полномочий директора АО управляющей организации (управляющему) (абз. второй п. 1 Постановления Пленума ВС РФ от 02.06.2015 N 21 «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства, регулирующего труд руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации»).

Общее собрание акционеров вправе в любое время принять решение о досрочном прекращении полномочий управляющей организации или управляющего, если данное полномочие не отнесено уставом к компетенции совета директоров (подп. 2 п. 2 ст. 67.1 ГК РФ, п. 4 ст. 69 Закона об АО).

Если передача полномочий управляющей организации (управляющему) отнесена к компетенции общего собрания акционеров, уставом могут быть предусмотрены следующие права совета директоров АО:

1) Принять решение о приостановлении полномочий управляющей организации или управляющего (абз. третий п. 4 ст. 69 Закона об АО);

2) Если управляющая организация (управляющий) не могут исполнять свои обязанности, — принять решение об образовании временного единоличного исполнительного органа АО (директора, генерального директора) и о проведении внеочередного общего собрания акционеров для решения вопроса о досрочном прекращении полномочий управляющей организации (управляющего) и об образовании нового исполнительного органа или о передаче полномочий директора новой управляющей организации (управляющему) (абз. четвертый п. 4 ст. 69 Закона об АО).

Соответствующие решения принимаются большинством в три четверти голосов членов совета директоров АО, без учета голосов выбывших членов (абз. пятый п. 4 ст. 69 Закона об АО).

Следует учитывать, что с точки зрения антимонопольного законодательства АО и его управляющая компания являются членами группы лиц (п. 3 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

Передача руководства фирмой управляющей компании в другой город — смена инспекции

Управляющая организация — по сути, тот же генеральный директор, только являющийся юридическим лицом. Осуществляя руководство управляемыми фирмами, она действует от их имени без доверенности, на основании решения учредителей о передаче ей полномочий единоличного исполнительного органа и договора об указании услуг по управлению. Нередко к такой схеме руководства прибегают в холдингах, где одна фирма ведет дела каждой из группы компаний, обеспечивая таким образом единую политику их действий. Управляющую компанию холдинг создает специально для себя (или же ею становится материнская компания). Есть и специализированные управляющие организации, которые предлагают свои услуги всем желающим. К ним как к управленцам высокого класса обращаются фирмы, которым необходимо решить какие-то стратегические проблемы: выйти из кризиса, добиться определенного положения на рынке и т.п. Ну и наконец, управляющая компания может понадобиться в рамках известной схемы экономии налога на прибыль: услуги по управлению эфемерны и дороги, а их стоимость при надлежащем обосновании и бумажном оформлении уменьшает налогооблагаемые доходы (пп. 18 п. 1 ст. 264 НК).
Управляющая компания получает полномочия постоянно действующего исполнительного органа фирмы (в обычной схеме управления им является гендиректор). Решение о передаче полномочий принимает собрание участников (в ООО — п. 3 ст. 42 Закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ) или общее собрание акционеров (в АО — п. 1 ст. 69 Закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ), одновременно упраздняя должность директора. Эти изменения нужно отразить в учредительных документах. Информация о постоянно действующем исполнительном органе — это часть госреестра юридических лиц. О любом изменении содержащихся в нем сведений компании обязаны уведомлять регистраторов, то есть налоговиков (п. 2 ст. 17 Закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ). Для этого в инспекцию сдают заявление по форме Р14001, в котором есть отдельный лист «В» «Сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица без доверенности (управляющей компании)».

Примечание. Чем управляющая компания лучше директора:
— перенос административной и уголовной ответственности с физического лица — директора — на управляющую компанию и ее работников;
— меньше вероятность присвоения или растраты средств фирмы;
— единая политика для нескольких фирм одного собственника;
— с директором заключают трудовой договор, а с управляющей компанией — гражданско-правовой (договор на оказание услуг). Трудовые отношения законодательство смещает в сторону защиты прав работника, гражданско-правовые отношения строятся на равноправии: можно прописать больший объем задач и значительные меры ответственности (с директора за плохую работу штраф не взыщешь);
— больший контроль за действиями руководства фирмы. Учредители могут быть точно уверены, что управляющая компания станет придерживаться именно того курса, который им нужен;
— уменьшение количества работников, экономия на зарплате и страховых взносах путем передачи административных функций на сторону.

И вот тут может обнаружиться, что фирма должна перейти на учет в инспекцию по месту нахождения управляющей организации — если места их налоговой «прописки» не совпадают. Звучит абсурдно, ведь управляемая со стороны фирма остается на своем прежнем месте. Однако буквальное прочтение закона подтверждает, что новым ее юридическим адресом, а значит, и местом ее налогового учета должен стать адрес управляющей компании, а по фактическому адресу придется встать в инспекцию на учет в качестве собственного обособленного подразделения. Более того, все обязательное взаимодействие с фондами — уплата страховых взносов, сдача расчетов, сообщение об открытии банковских счетов и т.д. — тоже должно проходить в тех отделениях, к которым относится юридический адрес фирмы.

Читать еще:  ООО это коммерческая или некоммерческая организация

Закон суров. Но бестолков

В какой инспекции нужно встать на налоговый учет, определяет ст. 83 Налогового кодекса. Она устанавливает, что фирмы подлежат постановке на налоговый учет по своему месту нахождения. Гражданский кодекс (п. 2 ст. 54) называет местом нахождения юридического лица место его государственной регистрации, которая, в свою очередь, осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа (в случае отсутствия такового — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени фирмы без доверенности). Точно такое же положение есть и в Законе о госрегистрации юридических лиц и предпринимателей от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ (п. 2 ст. 8). Место нахождения Гражданский кодекс требует указывать в учредительных документах (п. 3 ст. 54, п. 2 ст. 52). Несложно догадаться, что, составляя эти нормы, о фирмах, которые пользуются услугами управляющих организаций, просто не подумали.
Вот и получается, что адрес управляющей организации, принявшей полномочия постоянно действующего исполнительного органа фирмы, становится местом нахождения последней. Отсюда и необходимость менять налоговую инспекцию. Получается, что управляемые компании в этом случае становятся заложниками управляющей: каждый раз с переездом последней за ней будут «бегать» по инспекциям все ее «подопечные».
Не устроит это, как можно предположить, и самих налоговиков. Идея налогового учета по месту нахождения фирмы основана на том, чтобы контролируемый конкретной инспекцией налогоплательщик всегда был доступен, чтобы при надобности она могла легко его найти, связаться с ним, проверить, получить от него информацию и т.д. Вряд ли инспекторам понравится ездить на проверки в другой регион, да и дороги подобные командировки были бы для бюджета. Кроме того, необходимость «прописывать» управляемую компанию по адресу управляющей дает невыгодную для инспекторов возможность переводить налоговые споры в удобные налогоплательщику суды (например, в те, в которых складывается положительная для него практика по тому или иному вопросу).
Не выгодно такое положение дел и местным властям. Вряд ли они будут в восторге, когда крупный бизнес города перерегистрируется в другом регионе. Ну и наконец, привлечение к руководству не имеющей представительства в РФ зарубежной компании, которая находится где-нибудь на Кипре и станет управлять российской подопечной организацией оттуда, заведет ситуацию в юридический тупик: по букве закона выйдет, что у последней больше нет места нахождения на российской территории.
Неудобна регистрация по месту нахождения управляющей компании и для самой управляемой организации. «Прелести» процедуры перехода в другую налоговую и последующее взаимодействие с территориально удаленными инспекторами могут серьезно осложнить работу. Сменив собственный юридический адрес на адрес управляющей компании, фирма обязана будет указывать последний в договорах, «первичке» и счетах-фактурах. Несовпадение юридического адреса с фактическим неизбежно насторожит контрагентов — налоговые претензии к тем, кто связывается с «проблемными» поставщиками, у всех на слуху. У ОАО возникнет и еще одна трудность: перенос юридического адреса в другой регион дает акционерам возможность потребовать выкупа их акций по рыночной цене, если это ограничивает их право на управление обществом (п. 1 ст. 75 Закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ).
Однако было время, когда налоговиков все эти трудности не останавливали. В далеком 2003 г. налоговая служба, бывшая тогда еще Министерством по налогам и сборам, разъясняла, что при передаче полномочий по руководству управляющей компании нужно встать на налоговый учет по ее месту нахождения (Письмо от 7 октября 2003 г. N 09-1-02/4826-АК241). Правда, уже в 2005 г. ФНС высказала противоположную позицию, отвечая на запрос своего управления по Ленинградской области (Письмо от 11 октября 2005 г. N 09-1-04/4264@).
С тех пор налоговая служба официально по этому вопросу не высказывалась, однако можно предположить, что создавать на пустом месте проблемы себе и компаниям чиновники, по крайней мере, федеральные, больше не желают. Такой вывод следует, в частности, из Письма Минфина России от 9 июля 2009 г. N 03-03-06/1/455, содержащего ответ на частный вопрос о том, где управляемой компании сдавать декларацию по налогу на прибыль — в своем городе или по месту нахождения управляющей компании. В финансовом ведомстве поддержали первый вариант, однако с обоснованием затруднились. Ограничились упомянутыми выше ссылками на нормы Гражданского кодекса и Закона о госрегистрации о месте нахождения юридического лица, которые, как видим, подтверждают как раз обратное.
Впрочем, официальных разъяснений ФНС как регистратора юридических лиц нет, поэтому, как показывает практика, налоговики на местах поступают по-разному: где-то настаивают на смене юридической и налоговой «прописки», где-то — нет. Поэтому лучше подстраховаться: привлекая управляющую компанию, не принимать сразу решение изменить указанное в учредительных документах место нахождения фирмы и подать заявление по форме Р14001 с прежним адресом. Не исключено, что налоговая инспекция зарегистрирует изменения и так.

Примечание. Инспекторы на местах поступают по-разному: где-то настаивают на смене юридической и налоговой «прописки», где-то — нет. Поэтому, привлекая управляющую компанию, лучше не изменять в учредительных документах место нахождения фирмы и подать заявление по форме Р14001 с прежним адресом. Возможно, налоговая инспекция зарегистрирует изменения и так.

В ином случае, столкнувшись с требованием инспекции зарегистрироваться по адресу управляющей компании, нужно попытаться убедить налоговиков, что это невыгодно прежде всего им самим. Если же сделать это не получится, остается либо попробовать сохранить прежний юридический адрес через суд, либо обойти проблему, формально построив отношения с управляющей компанией несколько иначе.

Дух над буквой

Обращаясь в суд, нужно обжаловать отказ налоговой инспекции зарегистрировать изменение сведений о постоянно действующем исполнительном органе фирмы без изменения ее места нахождения. Судебную практику по подобным спорам обширной не назовешь, а по той, что имеется, можно сказать, что арбитраж — против смены юридического адреса на адрес управляющей компании. Судьи, как им и положено, ориентируются прежде всего на дух закона, а не на букву. А дух закона предполагает, что юридический адрес фирмы и ее налоговая «прописка» должны совпадать с ее фактическим местом расположения.
Так, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в Постановлении от 24 апреля 2008 г. N Ф04-2610/2008(4132-А27-3) пришел к выводу, что п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса связывает место нахождения организации с местом нахождения ее исполнительного органа только на момент государственной регистрации. При этом передача впоследствии функций единоличного исполнительного органа другому лицу не изменяет юридический адрес фирмы. В другом Постановлении (от 26 февраля 2007 г. N Ф04-678/2007(31652-А75-40)) тот же суд указал: поскольку место нахождения фирмы имеет существенное значение для определения ее правоспособности, подсудности споров, решения вопросов, связанных с уплатой налогов и прочих обязательных платежей, то временная передача управляющей организации функций постоянно действующего исполнительного органа не должна изменять место нахождения юридического лица и лишать контролирующие органы возможности проводить проверки его деятельности. По заключению суда, такая передача полномочий не означает, что у фирмы отсутствует постоянно действующий исполнительный орган или изменяется его место нахождения. Аналогичные выводы сделали и в Федеральном арбитражном суде Московского округа (Постановление от 16 мая 2001 г. N КА-А40/2335-01).
Действительно, управляющая компания не становится постоянно действующим исполнительным органом фирмы, она всего лишь на время получает его полномочия. Поэтому ее можно рассматривать как существующее параллельно с ним лицо, которому временно переданы все его полномочия и которое имеет право действовать от имени фирмы без доверенности.

Место, где находят управляющего

Обратите внимание и на пп. «в» п. 1 ст. 5 Закона о госрегистрации. Он определяет место нахождения постоянно действующего исполнительного органа как место, по которому осуществляется связь с юридическим лицом. Очевидно, что даже после передачи функций управления сторонней организации связаться с фирмой по-прежнему можно по ее фактическому адресу. Именно там, скорее всего, и будет постоянно работать исполнительный директор (сотрудник управляющей компании, которому она поручает ведение дел управляемой организации).
В качестве аргумента за сохранение прежнего юридического адреса часто проводят аналогию с обычным директором: не регистрируется же организация по месту его жительства. Потому что место его нахождения как генерального директора — его постоянное рабочее место, то есть адрес, по которому с ним — напрямую или через работников организации — осуществляется связь. Место нахождения ведь и означает «место, где можно найти». То же самое и с управляющей компанией в роли генерального директора: место регистрации самой этой компании как юридического лица значения не имеет — руководить-то она будет фирмой, которая остается по прежнему своему адресу. Обычно сотрудник управляющей компании, которому она поручает вести дела подопечной фирмы, постоянно работает на территории последней. Кстати, управляющая организация в этом случае обычно ставит на учет свое обособленное подразделение по адресу управляемой фирмы, поскольку там создается рабочее место для ее сотрудника.

Читать еще:  Как узнать чья земля по кадастровому номеру

Министр без портфеля

Впрочем, можно попытаться вовсе избежать споров о смене адреса, изначально на формальном уровне построив отношения с управляющей компанией несколько иначе. Для этого нужно передать ей только часть полномочий постоянно действующего исполнительного органа, сохранив должность генерального директора и оставив за ним какие-нибудь несущественные функции вроде представительских. Законодательство этого не запрещает. Однако и прямо возможности дробления полномочий постоянно действующего исполнительного органа нормы гражданского права не предусматривают — и в этом кроется один из рисков.
Еще один риск — непризнание инспекцией расходов на услуги управляющей организации: налоговики могут усомниться в необходимости ее услуг при том, что директор остался на своем месте. Чтобы свести этот риск к минимуму, нужно предельно четко прописать разграничение полномочий между директором и управляющей компанией, а также подготовить обоснование потребности в ее услугах при действующем директоре.

Единоличный исполнительный орган юридического лица: понятие и функции

Обычно единоличный исполнительный орган организации – это ее директор. Однако возможны и другие варианты. Читайте материал о том, какие функции исполняет такой орган и кто может выступать в его качестве.

Единоличный исполнительный орган организации – это основной орган ее управления. Под ним подразумевают, как правило, генерального директора компании. Он осуществляет руководящие функции и представляет интересы компании без доверенности.

Деятельность данной структуры управления регулируют разные нормы закона, в зависимости от типа организации. Так, если речь идет об обществе с ограниченной ответственностью, нормы о единоличном исполнительном органе – это статья 40 закона об ООО. А в законе об АО деятельность такого органа регламентирует статья 69. Чтобы определить функции и круг полномочий руководителя организации, нужно ознакомиться с нормами закона, который распространяется на данный тип юридического лица.

Тем не менее, в ключевых моментах нормы разных законов сходятся. Единоличный исполнительный орган общества – это должностное лицо. У него есть полномочия:

  • действовать от имени организации на основании ее устава, без доверенности;
  • управлять обществом в его интересах, совершать сделки;
  • осуществлять правоспособность организации в рамках, которые установили в уставе.

О единоличном исполнительном органе юридического лица говорится в уставе

Устав как основной корпоративный документ определяет, какие функции относятся к компетенции единоличного исполнительного органа юридического лица, а какие – к компетенции общего собрания. При этом перед созданием новой организации устав необходимо разработать в соответствии с требованиями законодательства. Положения устава, которые противоречат нормам закона, будут ничтожными. Например, если по закону об ООО или АО только общее собрание вправе принимать определенные решения, в уставе нельзя эти функции возложить на единоличный исполнительный орган.

Также в уставе закрепляют правила, как назначить нового руководителя. Этот вопрос можно отнести к компетенции общего собрания, совета директоров или наблюдательного совета. Помимо единоличного исполнительного органа общество может учредить также коллегиальный орган. Например, это может быть совет директоров. В него включат высшее руководство компании. В уставе пропишут задачи и полномочия. Нередко директор компании вправе выполнять определенные действия только с согласия коллегиального органа.

Единоличным исполнительным органом общества может быть другая компания или ИП

Единоличный исполнительный орган юридического лица – это физическое лицо. Например:

  • от имени ООО или АО действует директор, также это верно для унитарных предприятий (ст. 21 закона об унитарных предприятиях);
  • от имени кооператива такие задачи выполняет председатель кооператива (п. 5 ст. 17 закона о производственных кооперативах, ст. 26 закона о сельскохозяйственной кооперации, п. 3 ст. 44 закона о жилищных накопительных кооперативах);
  • от имени кредитного кооператива действует председатель совета или правления потребительского общества (ст. 26 закона о кредитных потребительских кооперативах).

Однако в ряде случаев функции единоличного исполнительного органа передают управляющей организации или управляющему. Например, арбитражный управляющий получает по решению суда полномочия руководителя в случае банкротства организации. А управляющая компания может взять на себя функции единоличного исполнительного органа юридического лица в рамках развития одного холдинга, по решению акционеров и на основании договора.

Кроме того, руководящие функции в ООО могут возложить на исполнительного директора или вице-президента, если это допускает устав (п. 4 ст. 40 закона об ООО). А также передать полномочия единоличного исполнительного органа ИП. В таком случае с предпринимателем составят договор.

А вот что касается самих ИП, единоличный исполнительный орган – это категория, которую к предпринимателям не применяют:

  1. Назначение такого органа – действовать от имени и в интересах компании. ИП сам по себе действует от своего имени и в своих интересах.
  2. ИП не может принять сам себя на работу и заключить с собой трудовой договор, как это необходимо делать, когда организация назначает нового руководителя.

Название единоличного исполнительного органа может не быть упомянуто в законе

Обычно название единоличного исполнительного органа – это «генеральный директор» или «директор». Однако в документах компании может фигурировать другое наименование должности, например, «президент». В законе, который регулирует деятельность организаций данного типа, может не присутствовать такого наименования. Тогда полномочия руководителя необходимо четко прописать в учредительных документах. Для подтверждения его полномочий предоставляют выписки из устава и ЕГРЮЛ (подп. «л» п. 1 ст. 5 закона о государственной регистрации юридических лиц). В частности, это может понадобиться при заключении договоров.

Тем не менее, удобнее, если наименование единоличного исполнительного органа организации – это одно из названий, которые прямо перечислили в законе. Чем меньше расхождений с текстом закона, тем ниже риск разногласий и споров.

Управляющая компания вместо генерального директора

Управляющая компания вместо генерального директора может оказаться удобным решением для собственников бизнеса, когда руководство организацией можно передать группе профессионалов, которые смогут обеспечить предприятию юридическую и финансовую безопасность. Рассмотрим нюансы работы управляющей компании в роли исполнительного органа организации.

Что говорит закон об управляющей компании как исполнительном органе общества

Возможность избрать в качестве единоличного исполнительного органа (ЕИО) управляющую компанию предусмотрена как в обществах с ограниченной ответственностью (ООО), так и в акционерных обществах (АО).

В п. 1 ст. 42 закона «Об ООО» от 08.02.1998 № 14-ФЗ определена возможность передачи полномочий ЕИО управляющему. Понятие управляющего раскрывается в подп. 2 п. 2.1 ст. 32 закона. Им может быть коммерческая организация или индивидуальный предприниматель.

Для акционерных обществ определения несколько иные. Пункт 1 ст. 69 закона «Об АО» от 26.12.1995 № 208-ФЗ разделяет понятия управляющей организации (коммерческое предприятие) и управляющего (индивидуальный предприниматель). При этом принять решение о назначении управляющей организации или управляющего может только общее собрание акционеров по предложению совета директоров или наблюдательного совета.

Почитайте об индивидуальном предпринимателе, исполняющем функции руководителя ООО, в публикации «Может ли ИП быть генеральным директором ООО?».

ВАЖНО! Гражданский кодекс РФ предусматривает возможность передачи полномочий ЕИО нескольким физическим или юридическим лицам (п. 3 ст. 65.3 ГК РФ). Но такая норма должна быть прописана в Уставе организации. Это дает возможность передавать каждой управляющей компании лишь часть полномочий гендиректора.

Как оформить договор с управляющей компанией в качестве ЕИО

Договор с управляющим или управляющей организацией подписывает лицо, председательствовавшее на собрании, на котором было принято решение об избрании ЕИО. Если при заключении договора с гендиректором-физлицом необходимо руководствоваться как гражданским, так и трудовым кодексом, то заключение договора на управление предприятием с юрлицом избавляет собственников от трудовых правоотношений с руководителем.

Читать еще:  Как узнать сколько было владельцев у авто

Четких требований к содержанию договора на передачу полномочий ЕИО управляющей компании нет. Суды определяют договор на управление организацией отдельным видом договора, не имеющим отношение к доверительному управлению имуществом. Такую позицию высказал, например, ФАС Поволжского округа в своем постановлении от 21.05.2009 № А55-13261/2008.

ВАЖНО! В договоре с управляющей компанией может быть предусмотрено и ведение бухучета предприятия, юридическое обслуживание и иные услуги. Такой вывод содержится, например, в постановлении Четвертого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2012 № А78-7551/2011.

Как зарегистрировать изменения в ЕГРЮЛ в случае, когда единоличный исполнительный орган — управляющая компания

В течение 3 рабочих дней после вступления в силу договора с управляющей компанией необходимо подать заявление для внесения записи в ЕГРЮЛ по форме 14001. Если этого не сделать вовремя, то регистрирующий орган вправе наложить административный штраф в размере 5000 рублей или выписать предупреждение (п. 3 ст. 14.25 КоАП). Если этого не сделать совсем, то штраф предполагается в размере от 5000 до 10 000 рублей (п. 4 ст. 14.25 КоАП).

Почитайте о том, как внести сведения о документе, удостоверяющем личность руководителя, в ЕГРЮЛ, в публикации «Смена паспортных данных учредителя и директора ООО».

При передаче полномочий гендиректора управляющей компании возникает спорный вопрос с адресом организации. Закон не обязывает менять адрес предприятия на адрес управляющей компании. Несовпадение адреса организации и адреса управляющей компании не может служить причиной для отказа в госрегистрации изменений в ЕГРЮЛ. Такие разъяснения даны в письме Минфина РФ от 12.12.2016 № 03-12-13/74221. Есть и арбитражная практика, подтверждающая такую позицию (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 21.10.2016 № Ф06-13202/2016 по делу № А65-3626/2016).

Кто фактически осуществляет функции руководителя при передаче полномочий управляющей компании

После внесения записи в ЕГРЮЛ без доверенности представлять интересы предприятия может только генеральный директор управляющей компании. Но он вправе оформить доверенность на представление своих интересов на иное лицо. Изменение доверенного лица или ЕИО управляющей компании не обязывает организацию вносить запись в ЕГРЮЛ. Такую позицию подтверждает письмо ФНС России от 31.01.2014 № СА-4-14/1645@ (приложение 1, графа 14.2.05.36).

Закон не обязывает нотариально удостоверять доверенность, выдаваемую руководителем управляющей компании. Подтверждает это и арбитражная практика (постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2015 № 10АП-19144/2014).

Формулировки в документах организации будут достаточно длинными и могут звучать следующим образом: ООО «История» в лице действующего на основании договора на передачу полномочий ЕИО № 1 от 08.06.2017 и Устава управляющего — ООО «Управляющая компания» в лице директора Барсукова И. С., действующего на основании Устава (или в лице Ступчикова А. П., действующего по доверенности № 5 от 15.06.2017).

В банковской карточке в качестве лиц, обладающих правом подписи платежных документов, указывается управляющая организация в лице ее руководителя или ее представителя, которого наделяют соответствующими полномочиями на основании распорядительного акта или доверенности. Об этом говорится в п. 7.5 инструкции Банка России «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов» от 30.05.2014 № 153-И.

Как отразить расходы на управление организацией в бухгалтерском и налоговом учете

Налоговые органы не всегда признают расходы по договору с управляющей компанией. Причиной тому является отсутствие подобных затрат в закрытом перечне расходов, предусмотренных НК для уменьшения налогооблагаемой базы по единому налогу при УСН.

А в случае с налогом на прибыль причиной часто является неправильная трактовка налоговиками положений договора на управление. Как, например, в уже упомянутом постановлении ФАС Поволжского округа № А55-13261/2008. Налоговые органы рассматривают управляющую компанию не как ЕИО, а как исполнителя, оказывающего услуги по управлению предприятием, что в понимании налоговиков должно исключать одновременное наличие в штате предприятия любых специалистов, занимающих управляющие должности.

Для того чтобы снизить вероятность появления претензий со стороны ФНС, следует очень четко прописать предмет договора на управление.

А в случае с упрощенкой даже хорошо составленный договор не поможет уменьшить налогооблагаемую базу. Письмо Минфина РФ от 13.02.2013 № 03-11-06/2/3694 дает однозначное разъяснение о том, что это невозможно даже несмотря на то, что в расходы принимаются бухгалтерские, аудиторские и юридические услуги. Затраты по договору на осуществление полномочий ЕИО к таким услугам не относятся. Нельзя их включить и в материальные издержки.

В бухучете расходы по договору с управляющей компанией относятся на тот же счет, на который начислялась бы зарплата руководителя. В зависимости от вида деятельности проводка может выглядеть так:

Дт 20, 26, 44 Кт 60

Законом описаны далеко не все тонкости, возникающие при назначении управляющей компании вместо генерального директора. Поэтому некоторые вопросы, вероятно, придется решать в судебном порядке. Но если максимально подробно описать взаимодействие с управляющей компанией в договоре, то многих проблем удастся избежать.

Структура управления ООО: кто руководит юрлицом

Структура управления ООО строится в зависимости от нескольких факторов – количества участников, величины их вклада в уставной капитал, сферы деятельности, объема штата работников. Подробнее о формах управления предприятием ООО рассказываем в этой статье.

При открытии ООО обязательно принимается устав организации. Без этого документа невозможна регистрация юридического лица. Именно в уставе прописывается структура управления ООО. При смене числа участников или необходимости исправления некоторых аспектов в устав могут быть внесены изменения, в том числе те, которые касаются управления.

Чтобы правильно сформировать устав ООО и без ошибок прописать все особенности структуры управления, советуем обратиться за помощью к профессионалам. Сотрудники сервиса Главбух Ассистент помогут решить документальные вопросы и возьмут на себя общение с налоговой.

Структура органов управления ООО

Создавая общество с ограниченной ответственностью, участники вкладывают доли в общий учредительный капитал. Число учредителей законом не ограничивается. Все аспекты создания и управления ООО регламентируются ст. 32 Федерального закона №14-ФЗ от 8.02.1998 (ред. 23.04.2018) и ст. 65.3 Федерального закона №51-ФЗ от 30.11.1994 (ред. 3.08.2018).

Согласно этим нормативным актам, учредители должны не только внести свои доли в общий капитал, но также разработать устав и в нем назначить или выбрать органы управления ООО. Структура хозяйственного сообщества предполагает несколько вариантов управления – есть сложные и упрощенные схемы.

Органами управления ООО могут выступать как коллегиальные структуры, так и единоличный руководитель:

  1. Общее собрание участников (учредителей) – высший орган управления ООО, регулярно собирающийся для решения главных стратегических, финансовых и хозяйственных вопросов.
  2. Наблюдательный совет (совет директоров) – орган параллельного контроля, уполномоченный управлять компанией непрерывно и руководить текущей хозяйственной деятельностью.
  3. Исполнительные органы ООО – один или несколько руководителей компании, которые занимаются оперативным управлением, решением повседневных, текущих и плановых задач.
  4. Аудиторская или ревизионная комиссия – орган управления ООО, избираемый общим собранием участников, выполняет функции контроля и проверки финансово-хозяйственной деятельности компании.

О функциях и полномочиях единоличного исполнительного органа юридического лица читайте здесь

Функции и компетенции органов управления ООО

В уставе ООО должна быть четко прописана схема управления ООО с указанием компетенции и задач каждой из структур. Например, система управления может быть сформирована следующим образом:

  1. Самые важные решения по управлению компанией принимаются общим собранием учредителей. Если число участников ООО большое, уставом может быть установлен необходимый кворум для признания решений полномочными.
  2. Часто собирать общее собрание для управления компанией невозможно и нецелесообразно, поэтому повседневным управлением занимается наблюдательный совет. Функции и состав наблюдательного совета как органа оперативного управления ООО прописываются в уставе.
  3. Механизм создания наблюдательного совета тоже должен быть прописан в уставе. Совет директоров может состоять из выборных и назначенных руководителей, исключительно из участников ООО, а также частично из привлеченных со стороны наемных специалистов.
  4. Исполнительные органы в зависимости от величины компании могут быть представлены одним или несколькими руководителями, разделяющими между собой основные рычаги управления хозяйственной и финансовой деятельностью. В эту категорию входит единоличный исполнительный орган (директор, президент), заместители, коммерческий директор, главный бухгалтер и т.д.
  5. Для регулярной проверки эффективности и правомерности деятельности компании может быть сформирован или назначен аудиторский орган – ревизионная комиссия или единоличный ревизор.

Структура органов управления ООО, срок действия, состав, обязанности и права каждого из них устанавливаются уставом организации. Образец устава можно скачать здесь

Подробная информация о полномочиях и функциях каждого из органов управления ООО представлена в таблице

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector