Теплосетевая организация это

Азбука теплоснабжения

Знаете ли вы, что:

Правовые и экономические отношения между потребителями тепловой энергии, теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, а также полномочия органов государственной власти и местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения определяет «Закон о теплоснабжении» № 190 ФЗ.

Главным документом, регулирующим отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, являются Правила предоставления коммунальных услуг, принятые постановлением Правительства РФ №354.

Основную нормативную базу в области регулирования тарифов на тепловую энергию составляют: Федеральный закон «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», Федеральный закон «Об электроэнергетике», Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», Постановление Правительства РФ «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации».

Дату начала и окончания отопительного периода собственники помещений в многоквартирном доме могут установить самостоятельно при наличии в таких домах автономной системы отопления. В общем случае начало отопительного периода устанавливается при среднесуточной температуре наружного воздуха ниже +8°С, а конец отопительного периода — при среднесуточной температуре наружного воздуха выше +8°С в течение 5 суток подряд.

«Фортум» делает тепло доступным для каждого

Теплоснабжающая организация осуществляет продажу потребителям и (или) другим теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя. Теплоснабжающая организация должна владеть на праве собственности, либо иметь в аренде тепловые сети и другие объекты, необходимые для транспортировки теплоносителя в системе централизованного теплоснабжения.

Теплосетевая организация оказывает теплоснабжающей организации услуги по передаче и распределению тепловой энергии через тепловые сети и устройства на них. Осуществляет поставку этого ресурса до «стены дома», т.е. до границы внешних тепловых сетей и внутридомовых коммуникаций, которые являются общим имуществом жильцов.

Одна и та же организация может одновременно иметь статус как теплоплоснабжающей, так и теплосетевой. Для потребителя теплоснабжающей организацией является та, с которой у него заключен договор на поставку ресурса в виде тепловой энергии, и с которой он производит расчеты за потребленное тепло.

Исполнитель коммунальных услуг:

— Покупает тепловую энергию (теплоноситель) у теплоснабжающей организации и несет ответственность за подачу отопления и горячего водоснабжения конечному потребителю;

— Отвечает за эксплуатацию внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.

Чаще всего исполнителем коммунальных услуг для насе­ления являются нанятые собственниками управляющие компании либо созданные ТСЖ, которые выступают от их лица покупателем ресурса у теплоснабжающей компании.

Потребитель тепловой энергии — лицо, покупающее тепловую энергию (теплоноситель) для использования на принадлежащих ему теплопотребляющих установках, либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.

Важно знать

Теплоснабжающая организация не вправе отказать потребителю тепловой энергии, или выступающему от его лица исполнителю коммунальных услуг в заключении договора теплоснабжения при условии соблюдения технических условий подключения к тепловым сетям.

Потребитель тепловой энергии может выбрать источник тепловой энергии или теплоснабжающую организацию, если это возможно по существующим техническим условиям.

Потребитель тепловой энергии вправе получать информацию о качестве теплоснабжения, тарифах, порядке оплаты, режимах потребления тепловой энергии у исполнителя коммунальных услуг.

Потребитель тепловой энергии имеет право получать объемы тепловой энергии согласно параметрам в соответствии с договором и стандартами; возмещать убытки, причиненные ему вследствие некачественного оказания коммунальных услуг при условии выполнения собственных обязательств по договору.

Является ли теплосетевая организация теплоснабжающей?

По материалам постановления Арбитражного суда Уральского округа № Ф09-7095/16
от 9.09.2016 г. по делу № А50-26998/2015 и определения Верховного суда РФ № 309-ЭС16-18506 от 13.01.2017 г.

В 2015 г. в жилом доме в г. Перми (далее – МКД) управляющей организацией ТСЖ (далее – ТСЖ, Истец) был установлен автоматизированный блочный тепловой пункт (АИТП) и осуществлён перевод здания на независимую систему отопления, о чём свидетельствует разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановки, выданное 24.08.2015 г. Западно-Уральским управлением Ростехнадзора.

До этого времени подача тепловой энергии на нужды отопления и ГВС осуществлялась от ЦТП-1, принадлежащего ООО «Пермская сетевая компания» (далее – ООО «ПСК», третье лицо). В связи с изменением схемы подключения указанного жилого дома к системе теплоснабжения 27.08.2015 г. произведено отсоединение трубопроводов от ЦТП-1, что подтверждается актом отсоединения.

Согласно схеме поставки тепловой энергии после новой врезки тепловая энергия от теплоисточника ТЭЦ-9 поступает по сетям ПАО «Т Плюс» (далее – Ответчик) в ТК-518-8, далее по сетям, принадлежащим ООО «ПСК», а затем по сетям третьего лица ООО «Алексий» – в МКД, не доходя до ЦТП-1.

31.08.2015 г. ТСЖ обратилось к ПАО «Т Плюс» с письмом, в котором просит заключить договор поставки тепловой энергии в отношении указанного МКД.

По мнению ТСЖ, с 27.08.2015 г. надлежащей теплоснабжающей организацией (далее – ТСО) для указанного жилого дома является ПАО «Т Плюс», поскольку точка врезки в связи с установкой нового оборудования изменилась, несмотря на то, что фактически новая врезка осуществлена в сети третьего лица – ООО «ПСК».

ТСЖ объясняет это тем, что, если ранее подготовка горячей воды осуществлялась в ЦТП, то по новой схеме ТСЖ посредством оборудования АИТП самостоятельно преобразовывает тепловую энергию (поступающую в воде с температурой 150 о С) в два вида коммунального ресурса: тепловую энергию для отопления (Тот = 90 о С) и горячую воду (Тгвс = 60 о С) для нужд ГВС. Поэтому ООО «ПСК» больше не является ТСО в отношении ТСЖ, так как осуществляет лишь транспортировку теплоносителя по своим сетям до жилого дома.

В ответе ПАО «Т Плюс» отказало в заключении договора, указав, что теплопотребляющие установки, находящиеся во владении ТСЖ, не имеют технологического присоединения к сетям ПАО «Т Плюс» и полагает, что схема теплоснабжения принципиально не изменилась, поскольку ТСЖ произвело врезку в сети другой теплоснабжающей организации – ООО «ПСК». Представитель ПАО «Т Плюс» указал, что осуществляет продажу тепловой энергии для спорного дома в адрес ООО «ПСК», в обоснование чего им представлены в материалы дела счета-фактуры, акты принятой тепловой энергии и платёжные поручения. Представитель третьего лица – ООО «ПСК» поддерживает позицию Ответчика. При этом письменный договор теплоснабжения в спорном периоде между ТСЖ, ООО «ПСК» и ПАО «Т Плюс» отсутствовал.

ТСЖ обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к ПАО «Т Плюс» об обязании направить в адрес Истца подписанный со стороны Ответчика проект договора на снабжение тепловой энергией, горячей водой и (или) теплоносителем между «теплоснабжающей организацией» и «потребителем» (жилой фонд).

Изучив материалы дела арбитражный суд установил следующее. Источником тепловой энергии (ТЭЦ-9), а также тепловыми сетями до ТК-518-8 владеет ПАО «Т Плюс».

Как следует из смысла ст. 539 ГК РФ передача товара потребителю осуществляется путём подачи энергии через присоединённую сеть на энергоустановку потребителя.

Судом установлено, что по тепловым сетям третьего лица (ООО «ПСК») к конечному потребителю (Истцу) поступает товар, обладающий свойствами, идентичными со свойствами товара, поставляемого ПАО «Т Плюс» третьему лицу (ООО «ПСК»).

и ООО «ПСК» не использует данную тепловую энергию в сетевой воде для выработки нового коммунального ресурса – горячей воды для отопления и ГВС для спорного МКД.

Доводы Ответчика о том, что тепловая энергия для нужд спорного МКД поставляется в адрес третьего лица (ООО «ПСК») в рамках фактических отношений по договору поставки тепловой энергии, судом отклоняется, поскольку точка поставки тепловой энергии от ответчика в адрес третьего лица не определена, доказательств того, что тепловая энергия покупается третьим лицом в ТК-518-8 ответчиком суду не представлено, как и не представлено доказательств продажи тепловой энергии для спорного МКД.

Представленные ответчиком счета-фактуры, акты принятой тепловой энергии и платёжные документы не содержат ссылки на конкретный объект поставки, в том числе, и ссылки на ЦТП-1, а Истец ни до отсоединения сетей от ЦТП-1, ни после не имел договорных отношений с ООО «ПСК».

Ответчиком суду не представлено доказательств технической невозможности поставки ответчиком тепловой энергии для целей отопления и ГВС в отношении спорного МКД, что в силу положений п. 3 ст. 426 ст. ГК РФ является обстоятельством, обязывающим ТСО заключить договор поставки тепловой энергии.

При этом сам по себе факт осуществления присоединения сетей истца к сетям третьего лица «ООО «ПСК», по мнению суда, не свидетельствует о наличии у третьего лица в отношении спорного МКД статуса ТСО, поскольку до ЦТП-1, принадлежащего ООО «ПСК», третье лицо является транспортирующей организацией, какого-либо преобразования теплоносителя не производит.

По мнению суда, отказ Ответчика от заключения договора фактически приводит к необходимости покупки Истцом тепловой энергии по завышенным тарифам третьего лица (ООО «ПСК»), которое каких-либо затрат на преобразование данного ресурса, учитываемых ему при формировании тарифа, не несет.

Читать еще:  Наименование получателя в расчетной организации что это

При этом Ответчик, представляя в материалы дела документы, которые, по его мнению, подтверждают факт продажи и покупки третьим лицом тепловой энергии, фактически не исполняет требование предписания УФАС по Пермскому краю от 12.03.2009 г., выданного по итогам рассмотрения дела о нарушениях антимонопольного законодательства № 362-08-а, которым УФАС по Пермскому краю признала факт нарушения действиями ООО «ПСК» и ОАО «ТГК-9» (позже реорганизовано в ОАО «Волжская ТГК», которое в 2014 г. вошло в структуру КЭС Холдинга, позже реорганизованного в ПАО «Т плюс». – Прим. ред.) ч. 1 и 2 ст. 11 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» (далее – Закона № 135-ФЗ).

Согласно выводам антимонопольного органа ООО «ПСК» и ОАО «ТГК-9» заключили соглашение и осуществляли согласованные действия в форме заключения между собой договора купли-продажи тепловой энергии, понуждения потребителей к расторжению договоров теплоснабжения с ОАО «ТГК-9» и заключению договоров с ООО «ПСК», результатом которых является: установление для ряда покупателей более высоких цен на тепловую энергию; раздел рынка тепловой энергии в г. Перми по кругу потребителей; ограничение конкуренции на вышеуказанном рынке.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Пермского края от 19.09.2013 г. по делу № А50-16472/2012 исковые требования были удовлетворены. Суд обязал ООО «ПСК» и ОАО «ТГК-9» исполнить решение и предписание УФАС по Пермскому краю от 12.03.2009 г. по делу № 362-08а о прекращении нарушений ч. 1 и 2 ст. 11 Закона № 135-ФЗ, выразившегося в заключении соглашения и осуществлении согласованных действий в форме договора купли- продажи тепловой энергии в сетевой воде от 30.11.2007 № 1830/0191/2007. Одновременно судом первой инстанции указанный договор, заключенный между ОАО «ТГК-9» и ООО «ПСК» был расторгнут.

Таким образом, суд приходит к выводу о нарушении ПАО «Т Плюс» положений норм Закона № 135-ФЗ, выразившихся в осуществлении согласованных действий по фактической купле-продаже тепловой энергии в адрес ООО «ПСК» при отсутствии со стороны ООО «ПСК» каких-либо затрат по покупке тепловой энергии в отношении указанного МКД.

Ссылка Ответчика на факт присвоения с июля 2015 г. статуса ЕТО для ООО «ПСК», судом не принимается, поскольку в данном случае истец обращается к ПАО «Т плюс» как к ТСО, имеющей источник тепла и сети, посредством которых осуществляется поставка в жилой МКД, кроме того, тариф для ООО «ПСК» как ЕТО не был установлен как в 2015 г., так и в настоящее время.

Доказательств технической невозможности поставки тепловой энергии ПАО «Т Плюс» на спорный МКД, а также наличия иных обстоятельств, препятствующих для заключения договора, ни ответчик, ни третье лицо суду не представили.

Кроме того, наличие в схеме теплоснабжения ЕТО не исключает одновременную утрату статуса теплоснабжающей организации у других лиц, владеющих источником тепла и тепловыми сетями.

ПАО «Т Плюс» является теплоснабжающей организацией, владеет источником тепла и тепловыми сетями, обратного лицами, участвующими в деле не доказано, акты приема-передачи имущества от ПАО «Т Плюс» к ООО «ПСК» суду не представлены, регулирующим органом для ПАО «Т Плюс» установлены тарифы на поставку тепловой энергии как на 2015, так и на 2016 гг.

По общему правилу законодательство о теплоснабжении не допускает установления различных тарифов в отношении потребителей тепловой энергии (мощности), теплоносителя, находящихся в одной зоне деятельности ЕТО и относящихся к одной категории потребителей (п. 4 ст. 11 Закона «О теплоснабжении» № 190-ФЗ), следовательно, исполнение функций ЕТО поставлено в зависимость, в частности, от момента установления единых тарифов.

Таким образом, с учётом п. 4 ст. 29 Закона № 190-ФЗ ООО «ПСК» не может осуществлять функции ЕТО, т.к. осуществление регулируемой деятельности без утверждённого тарифа является нарушением п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона № 135-ФЗ.

А, поскольку законодательство РФ в сфере теплоснабжения не содержит требования о непосредственном присоединении потребителей к сетям ТСО, то принадлежность третьему лицу тепловых сетей, предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок потребителя не может рассматриваться в качестве технического или технологического обоснования невозможности поставки тепловой энергии и заключения договоров теплоснабжения.

На основании изложенного решением Арбитражного суда ПАО «Т Плюс» обязано направить ТСЖ подписанный со своей стороны проект договора на снабжение тепловой энергией, горячей водой и (или) теплоносителем между «теплоснабжающей организацией» и «потребителем» (жилой фонд). В свою очередь Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ признала данное решение правомерным и отказала ПАО «Т Плюс» в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании.

Теплосетевая организация

«. 16) теплосетевая организация — организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей);. «

Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ (ред. от 25.06.2012) «О теплоснабжении»

Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

Смотреть что такое «Теплосетевая организация» в других словарях:

теплоснабжение — Обеспечение потребителей теплом. [ГОСТ 19431 84] теплоснабжение Процесс подвода тепла к зданию с целью обеспечения тепловых потребностей на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение. [ГОСТ Р 54860 2011] теплоснабжение Совокупность мероприятий … Справочник технического переводчика

МТСК — МТК МТСК Московская теплосетевая компания ОАО http://mosteploseti.ru/​ Москва, организация, энерг. МТСК Московский территориальный строительный каталог строительство Москва Ист … Словарь сокращений и аббревиатур

МТК — Межгосударственный технический комитет техн. Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с. МТК международный транспортный коридор транспорт Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и… … Словарь сокращений и аббревиатур

ПТСК — Приморская теплосберегающая компания организация, Приморский край Источник: http://www.telemiks.tv/news/show/?id=2336 ПТСК Пензенская теплосетевая компания ОАО г. Пенза, организация Источник: http://www.lawtek.ru/news/tek/41219.html ПТСК … Словарь сокращений и аббревиатур

КТСК — Кемеровская теплосетевая компания г. Кемерово, организация, энерг. Источник: http://kuzbassnews.ru/2014/05/16/s 26 maya nachnetsya otklyuchenie goryachey vody v kemerove.html КТСК комплектовочно транспортно строительный комплекс логистика,… … Словарь сокращений и аббревиатур

БТСК — Барнаульская теплосетевая компания г. Барнаул, организация, энерг. Источник: http://expert.ru/siberia/2013/43/infrastrukturnyim ob ektam v gorode nuzhen odin hozyain/?subscribe … Словарь сокращений и аббревиатур

УТСК — Уральская теплосетевая компания с 2007 ОАО http://utsk teplo.ru/​ г. Ханты Мансийск, организация, Тюменская обл., Челябинская обл., энерг. Источник: http://www.eprussia.ru/epr/114/8899.htm … Словарь сокращений и аббревиатур

ХТСК — Хабаровская теплосетевая компания г. Хабаровск, организация Источник: http://www.regnum.ru/news/781112.html … Словарь сокращений и аббревиатур

МГТСК — Московская городская теплосетевая компания Москва, организация … Словарь сокращений и аббревиатур

Оказание услуг теплоснабжения

Предприятие имеет в собственности котельную, которая используется для собственных нужд. Имеем ли мы право отпускать тепло другому предприятию, расположенному по соседству? Нужна ли для этого лицензия?

Да, можно предоставлять энергию третьим лицам.

Для оказания услуг теплоснабжения не требуется лицензия или допуск СРО. Чтобы оказывать услуги теплоснабжения, достаточно заключить договор. Однако тариф на тепловую энергию необходимо утвердить в региональном органе тарифного регулирования.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

«Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) тепловая энергия — энергетический ресурс, при потреблении которого изменяются термодинамические параметры теплоносителей (температура, давление);

2) качество теплоснабжения — совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) договором теплоснабжения характеристик теплоснабжения, в том числе термодинамических параметров теплоносителя;

3) источник тепловой энергии — устройство, предназначенное для производства тепловой энергии;

4) теплопотребляющая установка — устройство, предназначенное для использования тепловой энергии, теплоносителя для нужд потребителя тепловой энергии;

4.1) теплоноситель — пар, вода, которые используются для передачи тепловой энергии. Теплоноситель в виде воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) может использоваться для теплоснабжения и для горячего водоснабжения;

5) тепловая сеть — совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок;

5.1) объекты теплоснабжения — источники тепловой энергии, тепловые сети или их совокупность;

6) тепловая мощность (далее — мощность) — количество тепловой энергии, которое может быть произведено и (или) передано по тепловым сетям за единицу времени;

7) тепловая нагрузка — количество тепловой энергии, которое может быть принято потребителем тепловой энергии за единицу времени;

8) теплоснабжение — обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности;

9) потребитель тепловой энергии (далее также — потребитель) — лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления;

10) инвестиционная программа организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, — программа мероприятий организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, по строительству, реконструкции и (или) модернизации источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей в целях развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения, подключения (технологического присоединения) теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии к системе теплоснабжения;

Читать еще:  Ст 129 ГПК РФ с комментариями

11) теплоснабжающая организация — организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей)*;

12) передача тепловой энергии, теплоносителя — совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок требованиям, прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя;

13) коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя (далее также — коммерческий учет) — установление количества и качества тепловой энергии, теплоносителя, производимых, передаваемых или потребляемых за определенный период, с помощью приборов учета тепловой энергии, теплоносителя (далее — приборы учета) или расчетным путем в целях использования сторонами при расчетах в соответствии с договорами;

14) система теплоснабжения — совокупность источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок, технологически соединенных тепловыми сетями;

15) режим потребления тепловой энергии — процесс потребления тепловой энергии, теплоносителя с соблюдением потребителем тепловой энергии обязательных характеристик этого процесса в соответствии с нормативными правовыми актами, в том числе техническими регламентами, и условиями договора теплоснабжения;

16) теплосетевая организация — организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей);

17) надежность теплоснабжения — характеристика состояния системы теплоснабжения, при котором обеспечиваются качество и безопасность теплоснабжения;

18) регулируемый вид деятельности в сфере теплоснабжения — вид деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которого расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с настоящим Федеральным законом государственному регулированию, а именно:

а) реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, при которых допускается установление цены реализации по соглашению сторон договора;

б) оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя;

в) оказание услуг по поддержанию резервной тепловой мощности, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, при которых допускается установление цены услуг по соглашению сторон договора;

19) орган регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (далее также — орган регулирования) — уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (далее — федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения), уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) (далее — орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) либо орган местного самоуправления в случае наделения соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации, осуществляющие регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения;

19.1) открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) — технологически связанный комплекс инженерных сооружений, предназначенный для теплоснабжения и горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети;

20) схема теплоснабжения — документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

21) резервная тепловая мощность — тепловая мощность источников тепловой энергии и тепловых сетей, необходимая для обеспечения тепловой нагрузки теплопотребляющих установок, входящих в систему теплоснабжения, но не потребляющих тепловой энергии, теплоносителя;

22) топливно-энергетический баланс — документ, содержащий взаимосвязанные показатели количественного соответствия поставок энергетических ресурсов на территорию субъекта Российской Федерации или муниципального образования и их потребления, устанавливающий распределение энергетических ресурсов между системами теплоснабжения, потребителями, группами потребителей и позволяющий определить эффективность использования энергетических ресурсов;

23) тарифы в сфере теплоснабжения — система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за тепловую энергию (мощность), теплоноситель и за услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя;

24) точка учета тепловой энергии, теплоносителя (далее также — точка учета) — место в системе теплоснабжения, в котором с помощью приборов учета или расчетным путем устанавливаются количество и качество производимых, передаваемых или потребляемых тепловой энергии, теплоносителя для целей коммерческого учета;

25) комбинированная выработка электрической и тепловой энергии — режим работы теплоэлектростанций, при котором производство электрической энергии непосредственно связано с одновременным производством тепловой энергии;

26) базовый режим работы источника тепловой энергии — режим работы источника тепловой энергии, который характеризуется стабильностью функционирования основного оборудования (котлов, турбин) и используется для обеспечения постоянного уровня потребления тепловой энергии, теплоносителя потребителями при максимальной энергетической эффективности функционирования такого источника;

27) «пиковый» режим работы источника тепловой энергии — режим работы источника тепловой энергии с переменной мощностью для обеспечения изменяющегося уровня потребления тепловой энергии, теплоносителя потребителями;

28) единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения (далее — единая теплоснабжающая организация) — теплоснабжающая организация, которая определяется в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения (далее — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения), или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации;

29) бездоговорное потребление тепловой энергии — потребление тепловой энергии, теплоносителя без заключения в установленном порядке договора теплоснабжения, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя с использованием теплопотребляющих установок, подключенных (технологически присоединенных) к системе теплоснабжения с нарушением установленного порядка подключения (технологического присоединения), либо потребление тепловой энергии, теплоносителя после введения ограничения подачи тепловой энергии в объеме, превышающем допустимый объем потребления, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя после предъявления требования теплоснабжающей организации или теплосетевой организации о введении ограничения подачи тепловой энергии или прекращении потребления тепловой энергии, если введение такого ограничения или такое прекращение должно быть осуществлено потребителем;

30) радиус эффективного теплоснабжения — максимальное расстояние от теплопотребляющей установки до ближайшего источника тепловой энергии в системе теплоснабжения, при превышении которого подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющей установки к данной системе теплоснабжения нецелесообразно по причине увеличения совокупных расходов в системе теплоснабжения;

31) плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения — плата, которую вносят лица, осуществляющие строительство здания, строения, сооружения, подключаемых (технологически присоединяемых) к системе теплоснабжения, а также плата, которую вносят лица, осуществляющие реконструкцию здания, строения, сооружения в случае, если данная реконструкция влечет за собой увеличение тепловой нагрузки реконструируемых здания, строения, сооружения (далее также — плата за подключение (технологическое присоединение);

32) живучесть — способность источников тепловой энергии, тепловых сетей и системы теплоснабжения в целом сохранять свою работоспособность в аварийных ситуациях, а также после длительных (более пятидесяти четырех часов) остановок;

33) показатели надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения — показатели, применяемые для определения степени исполнения обязательств концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, обязательств организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, по реализации инвестиционной программы, а также для целей регулирования тарифов.»

Проект федерального закона «О теплоснабжении»

Сфера теплоснабжения относится к числу важнейших государственных приоритетов России.

Ю. В. Яровой, вице-президент НП «Российское теплоснабжение»

11 мая 2010 года прошли парламентские слушания «О совершенствовании нормативно-правовой базы теплоснабжения», организованные Комитетом Государственной Думы по энергетике. В числе других вопросов был рассмотрен проект Федерального закона «О теплоснабжении», подготовленный ко второму чтению, принятие которого завершит создание правовой базы новой российской энергетики.

Закон «О теплоснабжении» существует во всех цивилизованных странах мира. Россия пока является исключением, хотя потребность в таком законе назрела давно и вызвана следующими причинами:

• отсутствием условий для привлечения инвестиций в отрасль;

• необходимостью разграничения полномочий между различными уровнями власти;

• продолжающимся снижением эффективности функционирования объектов большой энергетики по причине уменьшения доли тепловой энергии, вырабатываемой в режиме когенерации;

• прекращением к 1 января 2011 года действия Федерального закона от 14 апреля 1995 года № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации»;

• бессистемным решением вопросов теплоснабжения новых объектов в рамках муниципальных образований;

• отсутствием инструментов для решения проблем неплатежей;

• правовым неравенством теплоснабжающих организаций и потребителей и т. д.

Предлагаемый проект закона «О теплоснабжении» нацелен в первую очередь на создание эффективной системы правового регулирования отношений в сфере производства, передачи, распределения, сбыта и потребления тепловой энергии.

Читать еще:  Куда жаловаться когда не платят зарплату

Ключевыми принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются:

• обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и теплопотребления;

• приоритетное использование комбинированной выработки электрической и тепловой энергии;

• развитие систем централизованного теплоснабжения;

• повышение надежности и качества теплоснабжения потребителей;

• соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и потребителей;

• обеспечение экологической безопасности.

К наиболее важным положениям проекта закона «О теплоснабжении» относятся:

• спецификация видов товаров в теплоснабжении (тепловая энергия, тепловая мощность и теплоноситель), что в дальнейшем позволит устанавливать требования к качеству теплоносителя;

• определение центрами ответственности за тарифы органов государственной власти субъектов РФ;

• установление двухставочных тарифов;

• введение платы за поддержание резервной мощности при отсутствии реализации тепловой энергии;

• заключение долгосрочных договоров;

• отмена регулирования тарифов в сфере теплоснабжения при соблюдении определенных условий;

• закрепление договорной конструкции;

• регулирование условий подключения к системе теплоснабжения;

• определение порядка распределения тепловой нагрузки в системе теплоснабжения;

• установление очередности вывода источников тепловой энергии и тепловых сетей из эксплуатации;

• установление режима эксплуатации и ремонта бесхозных тепловых сетей;

• организация коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя;

• введение саморегулирования и страхования в теплоснабжении.

Данный проект закона «О теплоснабжении» четко разграничивает полномочия органов власти всех уровней.

Правительство РФ:

• разрабатывает государственную политику в сфере теплоснабжения, являющейся частью энергетической стратегии Российской Федерации;

• устанавливает правила регулирования отдельных отношений в сфере теплоснабжения;

• утверждает правила организации теплоснабжения;

• устанавливает порядок создания и функционирования систем обеспечения надежности теплоснабжения, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в теплоснабжении;

• устанавливает правила антимонопольного регулирования и контроля в сфере теплоснабжения.

Федеральные органы исполнительной власти:

• контролируют и осуществляют надзор за соблюдением органами местного самоуправления требований законодательства Российской Федерации в сфере теплоснабжения;

• реализуют полномочия в области регулирования тарифов в сфере теплоснабжения;

• определяют порядок расследования причин аварий и инцидентов в сфере теплоснабжения;

• устанавливают порядок определения нормативов в сфере теплоснабжения;

• проводят антимонопольное регулирование и контроль в сфере теплоснабжения;

• осуществляют государственный контроль и надзор за деятельностью саморегулируемых организаций в сфере теплоснабжения.

Органы исполнительной власти субъектов РФ:

• реализуют полномочия в области регулирования тарифов в сфере теплоснабжения;

• утверждают нормативы в сфере теплоснабжения;

• определяют системы мер по обеспечению надежности систем теплоснабжения поселений и городских округов.

Органы местного самоуправления:

• обеспечивают надежное теплоснабжение потребителей на территории муниципального образования, в том числе принятие мер в случае невыполнения (или отказа от выполнения) теплоснабжающими, теплосетевыми организациями или исполнителями коммунальных услуг своих обязательств;

• рассматривают обращения потребителей по вопросам качества и безопасности теплоснабжения;

• разрабатывают, утверждают и актуализируют схемы теплоснабжения;

• осуществляют контроль за готовностью теплоснабжающих и теплосетевых организаций, а также отдельных категорий потребителей тепловой энергии к отопительному периоду.

Главные принципы тарифного регулирования, заложенные в законопроекте «О теплоснабжении», обеспечивают:

• доступность тепловой энергии (мощности) для потребителей;

• экономическую обоснованность затрат теплоснабжающих организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии;

• повышение экономической и энергетической эффективности деятельности в сфере теплоснабжения;

• открытость и доступность для потребителей, в том числе населения, процесса тарифного регулирования;

• стабильность отношений между теплоснабжающими организациями и потребителями тепловой энергии за счет установления долгосрочных тарифов;

• учет соблюдения требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Тарифное регулирование направлено на создание условий для повышения инвестиционной привлекательности теплоснабжения при соблюдении интересов потребителей.

Виды тарифов на товары и услуги в теплоснабжении:

• предельные (минимальный и/или максимальный) уровни тарифов на:

— производимую генерирующими источниками тепловую энергию (мощность);

— тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям.

— производимую генерирующими источниками тепловую энергию (мощность);

— тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям;

— производимый генерирующими источниками теплоноситель;

— теплоноситель, поставляемый потребителям;

— услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя;

• плата за поддержание резервной мощности источника тепловой энергии или тепловой сети при отсутствии реализации тепловой энергии;

• надбавки и тарифы в сфере теплоснабжения, устанавливаемые в соответствии с законодательством об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса.

Современная водогрейная котельная для объектов коммунально-бытового, промышленного, административного и сельскохозяйственного назначения

Одним из основных вопросов в теплоснабжении является установление порядка и принципов подключения к системе теплоснабжения. Законопроект «О теплоснабжении» предусматривает следующие основные принципы:

• подключение осуществляется на основании утвержденной схемы теплоснабжения;

• предоставление потребителю возможности добровольного снижения размера присоединенной тепловой нагрузки для дальнейшего перераспределения;

• плата за подключение устанавливается в размере, необходимом для создания тепловых сетей для подключения к ближайшей к месту строительства камере тепловой сети;

• предоставление потребителю возможности выбора способа оплаты: строительство за свой счет с последующей передачей теплосетевой организации в эксплуатацию либо оплата теплосетевой организации мероприятий по подключению.

Реализация указанных принципов позволит обеспечить надежность и качество теплоснабжения потребителей, стимулировать проведение энергосберегающих мероприятий, повысить прозрачность формирования платы за подключение.

Важным моментом в рассматриваемом проекте закона является договор теплоснабжения, который служит для установления взаимоотношений между сторонами на тепловом рынке. Проектом закона определяется следующий порядок заключения договора.

• договор теплоснабжения потребитель заключает с теплоснабжающей организацией, в качестве которой уполномоченный орган может определить как генерирующую, так и теплосетевую компанию;

• при наличии в системе нескольких теплоснабжающих и теплосетевых организаций они обязаны заключить между собой договоры поставки тепловой энергии, мощности, теплоносителя и договоры на оказание услуг по передаче тепловой энергии;

• существенные условия договора теплоснабжения устанавливаются Правительством РФ;

• законом устанавливаются существенные условия договора оказания услуг по передаче тепловой энергии.

Принятие законопроекта «О теплоснабжении» позволит:

• повысить прозрачность и управляемость систем теплоснабжения;

• улучшить надежность и качество теплоснабжения;

• перевести сферу теплоснабжения из социальной функции в экономически эффективную деятельность;

• повысить платежную дисциплину в сфере теплоснабжения;

• обеспечить баланс экономических интересов субъектов теплоснабжения;

• улучшить инвестиционную привлекательность сферы теплоснабжения.

Таким образом, Федеральный закон «О теплоснабжении» после его принятия и вступления в силу будет регулировать всю систему взаимоотношений в отрасли.

В заключение следует отметить, что данный законопроект – непрямого действия. К нему потребуется разработать еще полтора-два десятка подзаконных актов, а именно:

• правила организации теплоснабжения;

• основы ценообразования и правил регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, включающих в том числе сроки рассмотрения дел об установлении тарифов, исчерпывающий перечень представляемой регулируемыми организациями документации, определение условий и порядка принятия решений по отмене регулирования цен (тарифов);

• правила подключения к системам теплоснабжения;

• правила учета тепловой энергии и теплоносителя;

• правила оценки готовности к отопительному сезону;

• правила утверждения и согласования инвестиционных программ в сфере теплоснабжения;

• стандарты раскрытия информации теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, а также органами регулирования;

• порядок рассмотрения разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления поселений и городских округов, регулируемыми организациями и потребителями тепловой энергии при установлении тарифов, а также порядок рассмотрения разногласий, возникающих при утверждении и актуализации схем теплоснабжения;

• порядок создания и функционирования систем обеспечения надежности теплоснабжения, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в теплоснабжении;

• порядок вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей;

• правила антимонопольного регулирования и контроля в сфере теплоснабжения;

• требования к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения;

• порядок установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий в сфере теплоснабжения и (или) цен (тарифов) на отдельные виды товаров (услуг), которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определяемым настоящим федеральным законом;

• порядок заключения долгосрочных договоров теплоснабжения по ценам, определенным соглашением сторон, в целях обеспечения потребления тепловой энергии (мощности) объектами, потребляющими тепловую энергию и введенными в эксплуатацию после 1 января 2010 года;

• правила определения стоимости активов и инвестированного капитала, ведения их раздельного учета, применяемых в деятельности, регулируемой с использованием метода доходности инвестированного капитала;

• правила распределения для целей тарифного регулирования удельных расходов для производства тепловой и электрической энергии в режиме комбинированной выработки тепловой и электрической энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 МВт и выше.

Практика разработки и утверждения подзаконных актов к федеральным законам показывает, что этот процесс может длиться годами, поэтому заинтересованные организации могут присоединиться к этому процессу в какой-либо форме.

В статье использованы фрагменты из доклада заместителя министра энергетики РФ А. Н. Шишкина на парламентских слушаниях законопроекта «О теплоснабжении» в Государственной Думе 11 мая 2010 года.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector