Руководитель образовательной организации это

Статья 51. Правовой статус руководителя образовательной организации. Президент образовательной организации высшего образования

Статья 51 . Правовой статус руководителя образовательной организации. Президент образовательной организации высшего образования

См. комментарии к статье 51 настоящего Федерального закона

1. Руководитель образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом образовательной организации:

1) избирается общим собранием, конференцией работников (общим собранием, конференцией работников и обучающихся) образовательной организации с последующим утверждением учредителем образовательной организации;

2) назначается учредителем образовательной организации;

3) назначается Президентом Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами;

4) назначается Правительством Российской Федерации (для ректоров федеральных университетов).

2. Кандидаты на должность руководителя образовательной организации должны иметь высшее образование и соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам.

3. Запрещается занятие должности руководителя образовательной организации лицами, которые не допускаются к педагогической деятельности по основаниям, установленным трудовым законодательством.

4. Кандидаты на должность руководителя государственной или муниципальной образовательной организации и ее руководитель (за исключением руководителей, указанных в пунктах 3 и 4 части 1 настоящей статьи) проходят обязательную аттестацию. Порядок и сроки проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителя государственной или муниципальной образовательной организации устанавливаются учредителями этих образовательных организаций. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, кандидаты на должность руководителя федеральной государственной образовательной организации также согласовываются с уполномоченным Президентом Российской Федерации федеральным государственным органом.

5. Должностные обязанности руководителя государственной или муниципальной образовательной организации, филиала государственной или муниципальной образовательной организации не могут исполняться по совместительству.

6. Права и обязанности руководителя образовательной организации, его компетенция в области управления образовательной организацией определяются в соответствии с законодательством об образовании и уставом образовательной организации.

7. Руководителям образовательных организаций предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, права, социальные гарантии и меры социальной поддержки, предусмотренные для педагогических работников пунктами 3 и 5 части 5 и частью 8 статьи 47 настоящего Федерального закона.

8. Руководитель образовательной организации несет ответственность за руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью образовательной организации.

9. Особенности замещения должностей, назначения на должности и статуса руководителя федеральной государственной образовательной организации, осуществляющей подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, определяются в порядке, установленном федеральными законами.

10. Особенности избрания, назначения на должность и статуса руководителя частной образовательной организации определяются в уставе частной образовательной организации в соответствии с трудовым законодательством.

11. В образовательной организации высшего образования по решению ее ученого совета может учреждаться должность президента образовательной организации высшего образования.

12. Совмещение должностей ректора и президента образовательной организации высшего образования не допускается.

13. Порядок избрания президента образовательной организации высшего образования и его полномочия определяются уставом образовательной организации высшего образования.

14. После избрания президента государственной или муниципальной образовательной организации высшего образования между ним и учредителем этой образовательной организации заключается трудовой договор на срок до пяти лет. Прекращение трудового договора с президентом государственной или муниципальной образовательной организации высшего образования осуществляется по основаниям, установленным трудовым законодательством, в том числе по основаниям прекращения трудового договора с руководителем этой образовательной организации.

Руководитель образовательной организации это

Грушкин Константин Викторович, Якушева Альбина Александровна, магистранты МПГУ, Москва

Аннотация: в статье раскрывается вопрос о том, кто такой руководитель образовательной организации, его обязанности, компетенции.

Ключевые слова: руководитель, образовательная организация,

Кто такой Руководитель? Руководитель организации, в том числе и образовательной – это должность, предписанная в штатном кадровом расписании по тарификации, составляющей на каждый учебный год и в начале учебного года. Ну, а кто такой руководитель, это следует выяснить и определить.

Руководитель образовательной организации обязан быть всесторонне развитым человеком (личностью). Он несет ответственность за все, что есть и кто есть в организации. Обязанность руководителя иметь подготовку во многих сферах жизнедеятельности. Талантливый руководитель обязан сочетать в себе способности, опыт, знания и умение их применять.

Руководитель образовательной организации это менеджер, который обязан обладать умениями и навыками менеджмента и маркетинга в сфере образования. Руководитель образовательной организации должен быть готов к работе в новой обстановке, так как в условиях современной образовательной организации возлагаются ответственные задачи — воспитывать, обучать и готовить к жизни поколение детей, труд и творчество которых будут определять прогресс будущего Российского общества.

Особо значимые качества, которые должны быть присуще руководителю: культура общения, умение слушать, говорить, убеждать и своих подчиненных, и родителей, законных представителей воспитанников. Давая определения о руководителе, раскроем сущность коих.

Руководитель – педагог и организатор, психолог и новатор владеющий юридическими и экономическими знаниями, заботящейся о сотрудниках в своем коллективе, способствующий повышению квалификации педагогов, создающий условия для раскрытия их творческих способностей. Для создания в образовательной организации комфортных условий обучения и воспитания детей, которые посещают вверенную ему организацию. Руководителю любой организации, но мы говорим про образовательные, необходимы знания педагогики, психологии, различных методик, технологий, умение разбираться в людях их знаниях, умениях, навыках и проблемах. Мастерство руководителя как психолога и заключается в том, чтобы в непринужденной обстановке подвести своего собеседника сотрудника, родителя, воспитанника и др. слушателей на откровенный разговор по обсуждаемому вопросу и вместе с ними прийти к определенным выводам. Данное мастерство необходимо руководителю и как новатору. Руководитель, управляя образовательной организацией, как правитель, внося какие-либо инновации в образовательный процесс организации, должен психологически подготовить сотрудников, говоря им про введение инновации много как философ и конкретно как мудрец, при этом он ломает, как разрушитель сложившиеся стереотипы в способах деятельности, перестраивает свое управленческое сознание в рамках новых образовательных ценностей творчески преобразуя ее, и этим самым реализует себя на более высоком качественном уровне и преобразует организацию, предвидя и прорицая то, что данное действие обеспечит высокую степень эмоциональной вовлеченности, отсутствием страха перед ответственностью за состояние дел в организации, разрабатывая новые идеи, выявляя генераторство, ставит цель что и когда должно быть установлено предвидя и устраняя последствия, разрешая любые ситуации объективной неизбежности. Руководитель дает собственную ценностную, смысловую идею, как бы не ввязывая корректив, но для коллектива.

Мы можем увидеть ненавязчивое диктаторство и критичность к ранее разработанным стратегиям. Статус руководителя образовательный организации обязывает его, обеспечивать благоприятные взаимоотношения с внешней средой, достойно презентовать свой коллектив, и себя в том числе, стать политиком. Руководитель образовательной организации как предприниматель обязан предоставить правильное сочетание экономических и административных методов руководства, в том числе морального и материального стимулирования педагогического и учебно-вспомогательного персонала, с целью повышения ответственности за итоги работы коллектива, но при этом как критик, руководитель анализирует деятельность персонала находит недоработки, критикуя действия сотрудников.

В условиях современности, отвечая на вопрос: кто такой руководитель, можно ответить то, что руководитель это лидер, достойный подражания.

Руководитель образовательной организации, в особенности дошкольной – это эмоциональная, уравновешенная, творческая и стрессустойчивая личность способная мыслить и действовать на уровне глобальных перемен современного общества Российского образования.

Руководитель образовательной организации – это физическое лицо, на которое официально возложены функции контроля и управления образовательной организации, который несет ответственность за руководство образовательной, научной, воспитательной работы и организационной и хозяйственной деятельностью организации.

Читать еще:  Как сделать двойное гражданство

Список литературы.

1. Аслаханова С. А. Роль руководителя в системе управления организацией // Молодой ученый. — 2015.

2. Андреева Ю.В. Создание ситуации успеха как воплощение идеи оптимизма: педагогическая интерпретация теории М. Зелигмана // Образование и наука. 2012.

3. Арнольд, Д.Р. Основы менеджмента. / Арнольд Д.Р., Капелла Л.Л. — М.: Волтерс Клувер, 2007.

4. Вязгин А.В. Оценка персонала высшего и среднего звена. — М.: Вершина, 2010.

5. Лошакова Т.Ф. Как организовать работу коллектива/Тамара Федоровна Лошакова // Народное образование, 2010.

ЕКСД — Руководитель (директор, заведующий, начальник) образовательного учреждения

ЕКСД 2018. Редакция от 9 апреля 2018 года (в т.ч. с изменениями вступ. в силу 01.07.2018)
Для поиска утвержденных профстандартов минтруда РФ используйте справочник профстандартов

Руководитель (директор, заведующий, начальник) образовательного учреждения

Должностные обязанности. Осуществляет руководство образовательным учреждением в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, уставом образовательного учреждения. Обеспечивает системную образовательную (учебно-воспитательную) и административно-хозяйственную (производственную) работу образовательного учреждения. Обеспечивает реализацию федерального государственного образовательного стандарта, федеральных государственных требований. Формирует контингенты обучающихся (воспитанников, детей), обеспечивает охрану их жизни и здоровья во время образовательного процесса, соблюдение прав и свобод обучающихся (воспитанников, детей) и работников образовательного учреждения в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Определяет стратегию, цели и задачи развития образовательного учреждения, принимает решения о программном планировании его работы, участии образовательного учреждения в различных программах и проектах, обеспечивает соблюдение требований, предъявляемых к условиям образовательного процесса, образовательным программам, результатам деятельности образовательного учреждения и к качеству образования, непрерывное повышение качества образования в образовательном учреждении. Обеспечивает объективность оценки качества образования обучающихся (воспитанников, детей) в образовательном учреждении. Совместно с советом образовательного учреждения и общественными организациями осуществляет разработку, утверждение и реализацию программ развития образовательного учреждения, образовательной программы образовательного учреждения, учебных планов, учебных программ курсов, дисциплин, годовых календарных учебных графиков, устава и правил внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения. Создает условия для внедрения инноваций, обеспечивает формирование и реализацию инициатив работников образовательного учреждения, направленных на улучшение работы образовательного учреждения и повышение качества образования, поддерживает благоприятный морально-психологический климат в коллективе. В пределах своих полномочий распоряжается бюджетными средствами, обеспечивает результативность и эффективность их использования. В пределах установленных средств формирует фонд оплаты труда с разделением его на базовую и стимулирующую часть. Утверждает структуру и штатное расписание образовательного учреждения. Решает кадровые, административные, финансовые, хозяйственные и иные вопросы в соответствии с уставом образовательного учреждения. Осуществляет подбор и расстановку кадров. Создает условия для непрерывного повышения квалификации работников. Обеспечивает установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующей части (надбавок, доплат к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников), выплату в полном размере причитающейся работникам заработной платы в сроки, установленные коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами. Принимает меры по обеспечению безопасности и условий труда, соответствующих требованиям охраны труда. Принимает меры по обеспечению образовательного учреждения квалифицированными кадрами, рациональному использованию и развитию их профессиональных знаний и опыта, обеспечивает формирование резерва кадров в целях замещения вакантных должностей в образовательном учреждении. Организует и координирует реализацию мер по повышению мотивации работников к качественному труду, в том числе на основе их материального стимулирования, по повышению престижности труда в образовательном учреждении, рационализации управления и укреплению дисциплины труда. Создает условия, обеспечивающие участие работников в управлении образовательным учреждением. Принимает локальные нормативные акты образовательного учреждения, содержащие нормы трудового права, в том числе по вопросам установления системы оплаты труда с учетом мнения представительного органа работников. Планирует, координирует и контролирует работу структурных подразделений, педагогических и других работников образовательного учреждения. Обеспечивает эффективное взаимодействие и сотрудничество с органами государственной власти, местного самоуправления, организациями, общественностью, родителями (лицами, их заменяющими), гражданами. Представляет образовательное учреждение в государственных, муниципальных, общественных и иных органах, учреждениях, иных организациях. Содействует деятельности учительских (педагогических), психологических организаций и методических объединений, общественных (в том числе детских и молодежных) организаций. Обеспечивает учет, сохранность и пополнение учебно-материальной базы, соблюдение правил санитарно-гигиенического режима и охраны труда, учет и хранение документации, привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств. Обеспечивает представление учредителю ежегодного отчета о поступлении, расходовании финансовых и материальных средств и публичного отчета о деятельности образовательного учреждения в целом. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность, Конвенцию о правах ребенка, педагогику, достижения современной психолого-педагогической науки и практики, психологию, основы физиологии, гигиены, теорию и методы управления образовательными системами, современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения, методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе, технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения, основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием, основы экономики, социологии, способы организации финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения, гражданское, административное, трудовое, бюджетное, налоговое законодательство в части, касающейся регулирования деятельности образовательных учреждений и органов управления образованием различных уровней, основы менеджмента, управления персоналом, основы управления проектами, правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж работы на педагогических должностях не менее 5 лет или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.

Вакансии для должности Руководитель (директор, заведующий, начальник) образовательного учреждения по общероссийской базе вакансий -> Найти

Правовой статус руководителя общеобразовательной организации

Законодательство РФ устанавливает особенности статуса руководителя образовательной организации.

Согласно ст. 273 ТК РФ руководитель организации — это физическое лицо, которое в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.

Общее регулирование правового положения руководителя любой организации также содержится в ТК РФ. В Законе об образовании предусматриваются лишь специфические правила, определяющие особенности правового положения руководителей образовательных организаций, их права и обязанности в дополнение к общим нормам. В частности, данному вопросу посвящается ст. 51 Закона. Исходя из ч. 1 данной статьи, есть несколько вариантов, как конкретное лицо может стать руководителем образовательной организации. Руководитель может быть:

  • 1) избран общим собранием, конференцией работников (общим собранием, конференцией работников и обучающихся) образовательной организации с последующим утверждением учредителем образовательной организации;
  • 2) назначен учредителем образовательной организации;
  • 3) назначен Президентом РФ в случаях, установленных федеральными законами;
  • 4) назначен Правительством РФ (для ректоров федеральных университетов).
Читать еще:  Как платят отпускные по закону

Конкретный способ определяется законодательством либо уставом образовательной организации.

Устанавливаются дополнительные требования к кандидатам на должность руководителя образовательной организации. Такие лица должны иметь высшее образование и соответствовать квалификационным требованиям, указанным в ЕКС, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам. Тем лицам, которые не допущены к педагогической деятельности (см. параграф 9.5), запрещается в том числе и занимать должность руководителя образовательной организации.

Кандидаты на должность руководителя и руководитель государственной или муниципальной образовательной организации проходят обязательную аттестацию. Порядок и сроки проведения аттестации устанавливаются учредителем. От такой аттестации освобождены руководители, назначенные Президентом РФ или Правительством РФ.

Руководителям образовательных организаций предоставляются следующие права, социальные гарантии и меры социальной поддержки, предусмотренные для педагогических работников:

  • • право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством РФ;
  • • право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством РФ;
  • • право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа).

Вместе с тем руководитель не является педагогическим работником. И те или иные нормы, регламентирующие статус педагогических работников, распространяются на руководителя только в силу прямого указания об этом в нормативном правовом акте.

Руководителю государственной или муниципальной образовательной организации (а также руководителю ее филиала) Законом об образовании, как и ранее, запрещается занимать свою должность в порядке совместительства.

Поскольку руководитель образовательной организации считается единоличным исполнительным органом образовательной организации, органом, осуществляющим текущее руководство деятельностью организации (ч. 3 ст. 26 Закона об образовании), полномочия (права и обязанности) руководителя, его компетенция в области управления образовательной организацией подробно прописываются в уставе образовательной организации.

В области трудовых правоотношений на руководителей образовательных организаций распространяются также общие правила заключения трудовых договоров и оплаты труда, которые установлены ТК РФ и другими нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Трудовое законодательство также учитывает особое положение руководителя в организации (учреждении) и предусматривает специальное регулирование в виде исключений из общих правил или дополнений к ним. Так, например, ТК РФ содержит специальную гл. 43, посвященную особенностям регулирования труда руководителей всех организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности. Предусматривается, в частности, дополнительное основание для расторжения трудового договора — в связи с принятием собственником имущества организации решения о прекращении трудового договора, которое может быть не мотивировано (п. 2 ст. 278). Есть и иные особенности статуса (работа по совместительству с учетом специальных ограничений, возможность заключения срочного трудового договора, длительный срок испытания при приеме на работу и т.п.).

Таким образом, руководитель организации обладает большой спецификой своего статуса в качестве работника организации. Такая специфика устанавливается как трудовым законодательством применительно к руководителю любой организации, так и Законом об образовании применительно к руководителю образовательной организации.

Руководитель образовательной организации: правовые нормы его работы

Согласно ч. 1 ст. 273 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (далее – ТК РФ) руководитель организации – это физическое лицо, обладающее должным уровнем профессиональной компетентности , которое в соответствии с ТК РФ и другими законными или нормативными актами, локальными нормативными актами школы осуществляет управление образовательной организацией, выступает в роли единоличного исполнительного органа.

Как стать руководителем образовательной организации

Порядок назначения на должность, аттестации руководителя ОО , заключения с ним трудового договора и назначения размера заработной платы предусмотрен ТК РФ, нормами трудового права и другими законодательными актами, регулирующими взаимоотношения между участниками образовательного процесса.
Организация труда и распределение полномочий руководителя школы начинается с проведения конкурса, избрание или на должность и другие факторы (ч. 2 ст. 275 ТК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в РФ») может быть:
1) назначен на общем собрании или конференции работников ОО и впоследствии утвержден на должность учредителем школы;
2) назначен учредителем ОО;
3) назначен Президентом РФ в случаях, установленных федеральными законами.

Управление образовательной организацией

Подробнее по телефону 8 (800) 551-01-35

Руководители образовательных организаций чаще всего избираются общим собранием, конференцией работников ОО с последующим утверждением учредителем либо сразу назначаются учредителем. При этом не стоит полагать, что учредитель обязан в обязательном порядке утверждать кандидатуры, выбранные коллегиальными органами управления, что подтверждает ч. 1 ст. 51 Федерального закона «Об образовании в РФ». Важно, что двухступенчатая система выбора главного администратора школы позволяет учитывать мнение всех участников образовательного процесса и не позволяет претендовать на должность «случайным» кандидатам.
Согласно ч. 2 ст. 51 Федерального закона «Об образовании в РФ» кандидаты на должность главного администратора ОО должны обладать рядом профессиональных качеств, полный перечень которых содержит раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее – ЕКС). В ЕКС указано, что руководитель школы обязан соответствовать таким требованиям:

  • иметь высшее образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж работы в области педагогики не менее 5 лет;
  • или иметь высшее образование, дополнительное профессиональное образование в сфере государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики, стаж работы на педагогических или административных должностях не менее 5 лет.

Лица, не допущенные к осуществлению педагогической деятельности в соответствии с основаниями, представленными в трудовом законодательстве (ст. 331 ТК РФ), не могут претендовать на должность главного администратора школы (ч. 3 ст. 51 Федерального закона «Об образовании в РФ»).

Важные этапы организации труда руководителя образовательной организации

Прохождение аттестации руководителей образовательных учреждений 2016 является обязательным условием для получения руководящей должности. Сроки и порядок проведения аттестации устанавливает учредитель ОО в соответствии с ч. 4 ст. 51 Федерального закона «Об образовании в РФ».
Следует отметить, что организация труда руководителя образовательной организации строится таким образом, что главный администратор не может совмещать выполнение должностных обязанностей с педагогической деятельностью. Поэтому отсутствие трудовых отношений с другим работодателем – важный момент, который должен учитываться коллегиальными органами и учредителем ОО.
Заключение трудового договора с кандидатом на пост руководителя может происходить в срочном порядке. Типовая форма трудового договора для школьных администраторов закреплена постановлением Правительства РФ от 12.04.2013 № 329, а срок действия этого документа определяется в соответствии с соглашением сторон, внутренними локальными актами образовательной организации.
В ст. 275 ТК РФ содержатся также другие нормативные требования к заключению трудового договора такого типа, в которых обращается внимание на необходимость:

1) при составлении документа учитывать не только нормы трудового права, внутренние локальные акты ОО, мнения сторон, но и требования Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 3);
2) сотрудник, который хочет выполнять обязанности директора ОО, по требованию работодателя обязан предоставить актуальную информацию о состоянии доходов, имуществе и имущественных обязательствах. Представление указанных сведений осуществляется:

  • претендентом на вакансию руководителя федерального государственного учреждения, – в порядке, утвержденном постановлением Правительством РФ от 13.03.2013 № 208;
  • претендентом на вакансию главного администратора государственного учреждения субъекта РФ, – в порядке, утвержденном нормативным правовым актом субъекта РФ;
  • претендентом на вакансию директора муниципального учреждения, – в порядке, утвержденном нормативным правовым актом органа местного самоуправления.
Читать еще:  Как узнать новый кадастровый номер по старому

Регламентация организации труда руководителя образовательной организации

Особенности регламентации и организации труда руководителя образовательной организации во многом объясняется его двойным статусом: с одной стороны, он наемный работник, с другой – работодатель. При этом ошибочно полагать, что работодателем для него является образовательная организация. Трудовые отношения в силу ч. 1 ст. 16 ТК РФ возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ. Соответственно если учредитель заключил трудовой договор с директором ОО и назначил (утвердил) его на должность, то он и будет считаться его работодателем. Что касается образовательной организации, то она является для руководителя просто местом работы (рабочим местом).

Также ошибочно полагать, что руководитель образовательной организации является педагогическим работником. Номенклатурой должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 № 678 (далее – Номенклатура должностей), должности директора (заведующего) отнесены к подразделу 1 «Должности руководителей» раздела 2 «Должности руководителей образовательных организаций». Ввиду того что указанные должности не отнесены Номенклатурой должностей к должностям педагогических работников, они таковыми не являются. Это значит, что все особенности регулирования трудовых отношений, применяемых при регулировании труда педагогических работников, нельзя автоматически применять при регулировании труда руководителей ОО — следует учитывать стандарт руководителя образовательной организации.

Тем не менее организация труда руководителя образовательной организации должна строится с учетом установленных законодательством (ТК РФ, Федеральным законом «Об образовании в РФ») права, гарантии и меры социальной поддержки. Для получения одних социальных гарантий руководителю образовательной организации достаточно только работать в своей должности, для получения других – выполнять дополнительные условия, предусмотренные законодательством.

Организация труда руководителя образовательной организации: социальные гарантии

Современное трудовое законодательство предусматривает досрочные основания для прекращения трудового договора с главным администратором школы, например, по причине принятия соответствующего решения учредителем ОО (п. 2 ч. 1 ст. 278 ТК РФ). При этом, если не была факта выявления неправомерных действий или преступного бездействия со стороны уволенного сотрудника, руководителю выплачивается компенсация в размере, предусмотренном трудовым договором (сумма компенсации должна быть эквивалентна как минимум трем месячным заработным платам). Увольняемый администратор имеет право на получение такой же компенсации в случае назначения нового собственника имущества ОО, что подтверждает ст. 181 ТК РФ.
Однако для руководителей государственных и муниципальных учреждений размер таких выплат ограничен: таким сотрудникам выплачивается компенсация в размере трехкратного среднего месячного заработка.
Руководитель образовательной организации также имеет право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск. Для приобретения права на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск руководителю образовательного учреждения, организации дополнительных условий выполнять не требуется, что подтверждает п.1 постановления Правительства РФ от 01.10.2002 № 724 «О продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам» директорам (заведующим) общеобразовательных учреждений установлена продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска 56 календарных дней.
Главный администратор школы также может претендовать на возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренного подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон № 173-ФЗ). Досрочное назначение трудовой пенсии предлагается руководящим работника, которые осуществляли педагогическую деятельность на протяжении как минимум 25 лет.
Перечень должностей и организаций, осуществление педагогической деятельности в которых дает право на досрочное назначение пенсии по старости, представлен в пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Список должностей) и Правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Правила), утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781. Список должностей применяется с учетом положений Правил.
В соответствии со Списком должностей работа в должности директора ОО включается в стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. При этом в соответствии с подп. «а» п. 8 Правил в стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости включается работа в должности директора ОО за период до 1 сентября 2000 г. независимо от ведения преподавательской работы. Указанная работа за период, начиная с 1 сентября 2000 г., засчитывается в стаж работы при условии ведения преподавательской работы в том же или в другом учреждении для детей в объеме не менее 6 ч в неделю (240 ч в год). Соответственно, для включения в стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости работы в должности администратора ОО необходимо не только работать в указанной должности, но и иметь (с 1 сентября 2000 г.) учебную нагрузку не менее 6 ч в неделю (240 часов в год).
Социальная защита прав руководителей школ также реализуется через предоставление компенсации жилищных расходов: оплату помещения, электроэнергии, отопления. Так, администраторы школ в селах, поселках городского типа имеют право получить компенсацию жилищных расходов на условиях, предусмотренных Правительством РФ, а именно за счет бюджетных средств (ч. 8 ст. 47 Федерального закона «Об образовании в РФ»).
В конце прошлого года постановлением Правительства РФ от 26.10.2013 № 963 были утверждены Правила предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педработникам, директорам школ и их заместителям, заведующим филиалов и их заместителям. Директора федеральных государственных школ, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), могут реализовывать свое право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения наравне с педагогическими работниками, ориентируясь на данный документ. Руководителям ОО, находящихся в ведении субъектов РФ и муниципалитетов, следует обращаться к действующим нормативным актам соответствующих субъектов и муниципалитетов.

Нормативные документы

Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
Постановление Правительства РФ от 08.08.2013 № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций»
Постановление Правительства РФ от 12.04.2013 № 329 «О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения»
Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”»

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector