Оценка земли как недвижимого имущества

Понятие и виды оценки земельных участков как недвижимого имущества

Для установления кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года.

Результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов, осуществляющих ведение государственного кадастра недвижимости.

В случае отсутствия кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения (если результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 1 января календарного года не утверждены в установленном порядке до 1 марта этого года) в отношении этих земельных участков авансовые платежи и земельный налог не уплачиваются до их утверждения.

Проведение государственной кадастровой оценки земель установлено Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. N 316 и действующими в части, не противоречащей ЗК РФ.

Кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования:

1) государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости;

2) государственная кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий вне черты городских и сельских поселений и земель лесного фонда осуществляется на основе капитализации расчетного рентного дохода;

3) государственная кадастровая оценка иных категорий земель вне черты городских и сельских поселений осуществляется на основе капитализации расчетного рентного дохода или исходя из затрат, необходимых для воспроизводства и (или) сохранения и поддержания ценности их природного потенциала.

В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. При этом оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков. В зависимости от территориальной величины оценочных зон их границы совмещаются с границами земельных участков с учетом сложившейся застройки и землепользования, размещения линейных объектов (улиц, дорог, рек, водотоков, путепроводов, железных дорог и др.), а также границами кадастровых районов или кадастровых кварталов.

По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.

Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости, вносятся в государственный кадастр недвижимости. Указанные сведения предоставляются органом кадастрового учета по запросам любых лиц.

Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения также размещаются на официальном сайте органа кадастрового учета в сети Интернет.

От кадастровой стоимости необходимо отличать рыночную стоимость земельного участка, которая устанавливается в соответствии с ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ». Распоряжением Минимущества России от 6 марта 2002 г. N 568-р утверждены Методические рекомендации по определению рыночной стоимости земельных участков, содержащие следующие принципы оценки рыночной стоимости земельных участков:

1) стоимость имеют те земельные участки, которые способны удовлетворять потребности пользователя (потенциального пользователя) в течение определенного времени (принцип полезности);

2) рыночная стоимость земельного участка зависит от спроса и предложения на рынке и характера конкуренции продавцов и покупателей (принцип спроса и предложения);

3) рыночная стоимость земельного участка не может превышать наиболее вероятные затраты на приобретение объекта эквивалентной полезности (принцип замещения);

4) рыночная стоимость земельного участка зависит от ожидаемой величины, срока и вероятности получения дохода от земельного участка за определенный период времени при наиболее эффективном его использовании без учета доходов от иных факторов производства, привлекаемых к земельному участку для предпринимательской деятельности (принцип ожидания);

5) рыночная стоимость земельного участка изменяется во времени и определяется на конкретную дату (принцип изменения);

6) рыночная стоимость земельного участка зависит от изменения его целевого назначения, разрешенного использования, прав иных лиц на земельный участок, разделения имущественных прав на земельный участок;

7) рыночная стоимость земельного участка зависит от его местоположения и влияния внешних факторов (принцип внешнего влияния);

8) рыночная стоимость земельного участка определяется исходя из его наиболее эффективного использования, т.е. наиболее вероятного использования земельного участка, которое является физически возможным, экономически оправданным, соответствующим требованиям законодательства, финансово осуществимым и в результате которого расчетная величина стоимости земельного участка будет максимальной (принцип наиболее эффективного использования).

Наиболее эффективное использование земельного участка определяется с учетом возможно обоснованного его разделения на отдельные части, отличающиеся формами, видом и характером использования. Наиболее эффективное использование может не совпадать с текущим использованием земельного участка.

При определении наиболее эффективного использования принимаются во внимание:

— целевое назначение и разрешенное использование;

— преобладающие способы землепользования в ближайшей окрестности оцениваемого земельного участка;

— перспективы развития района, в котором расположен земельный участок;

— ожидаемые изменения на рынке земли и иной недвижимости;

— текущее использование земельного участка.

В соответствии с Законом РФ «О плате за землю» нормативная цена земли — показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости.

Нормативная цена земли ежегодно должна определяться органами исполнительной власти субъектов РФ для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам.

В настоящее время нормативная цена земли применяется только в случаях, когда кадастровая стоимость земли не определена, для целей, указанных в ст. 65 ЗК РФ, а именно для целей налогообложения и для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

93.79.221.197 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Оценка земли

Для целей регулирования земельно-налоговых и земельноимущественных отношений в действующем законодательстве предусмотрено установление нескольких стоимостных показателей, отражающих оценку земельных участков как объектов недвижимости с учетом их экономической и иной ценности. К числу таких показателей относятся кадастровая стоимость земельного участка, рыночная стоимость земельного участка, выкупная цена земельного участка, нормативная цена земли.

Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается и применяется для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, другими федеральными законами, в частности, для определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности (п. 5 ст. 65 ЗК РФ).

Закон об оценочной деятельности в ст. 3 подразумевает под кадастровой стоимостью стоимость, установленную в результате проведения государственной кадастровой оценки либо в результате рассмотрения споров об определении кадастровой стоимости в суде или в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Читать еще:  Как узнать коды статистики организации по ИНН

Согласно ст. 66 ЗК РФ кадастровая стоимость земельного участка может быть определена двумя способами. Во-первых, она устанавливается по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель. Во-вторых, согласно п. 3 ст. 66 ЗК РФ кадастровая стоимость земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости в тех случаях, когда определена рыночная стоимость земельного участка.

Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с положениями ст. 24.11–24.22 Закона об оценочной деятельности. Регулирование отношений в сфере кадастровой оценки также осуществляется иными нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами:

  • – Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель (в части, не противоречащей действующему законодательству);
  • – нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, в том числе Минэкономразвития РФ;
  • – федеральными стандартами оценки, разрабатываемыми Национальным Советом по оценочной деятельности;
  • – стандартами и правилами оценочной деятельности, разрабатываемыми и утверждаемыми саморегулируемыми организациями оценщиков.

Закон об оценочной деятельности в ст. 24.11 определяет государственную кадастровую оценку земель как совокупность следующих действий: 1) принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки земель и формирование перечня объектов, подлежащих государственной кадастровой оценке земель; 2) выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки; 3) определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; 4) экспертиза отчета об определении кадастровой стоимости; 5) утверждение результатов определения кадастровой стоимости, их опубликование и внесение в государственный кадастр недвижимости.

Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере организации проведения государственной кадастровой оценки земель, является Росреестр (его территориальные органы).

Согласно ст. 5 Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об оценочной деятельности в Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 января 2013 г. полномочия по принятию решения о проведении государственной кадастровой оценки и полномочия заказчика работ по определению кадастровой стоимости реализует Росреестр. В дальнейшем решения о проведении государственной кадастровой оценки будут принимать исполнительные органы государственной власти субъектов РФ или в случаях, установленных законодательством субъектов РФ, органы местного самоуправления.

Решение о проведении государственной кадастровой оценки принимается не реже чем один раз в пять лет. Перечень объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки формируется органами Росреестра.

Определение кадастровой стоимости осуществляется профессиональными оценщиками, являющимися членами саморегулируемой организации, на основании договора с заказчиком и в соответствии с установленными требованиями, правилами и стандартами в области оценки.

Отчет, составляемый оценщиком по результатам определения кадастровой стоимости, передается на экспертизу саморегулируемой организации оценщиков, которая по результатам экспертизы отчета дает положительное или отрицательное экспертное заключение на отчет об определении кадастровой стоимости. Результаты определения кадастровой стоимости утверждаются заказчиком работ в порядке, предусмотренном ст. 24.17 Закона об оценочной деятельности.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся соответственно в государственной или муниципальной собственности. Комиссии по рассмотрению указанных споров создаются органами Росреестра на территории соответствующего субъекта РФ в порядке, установленном ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности.

Согласно п. 13 ст. 3 Закона о введении в действие ЗК РФ в случае, если кадастровая стоимость земельного участка по каким- либо причинам не определена, для целей налогообложения применяется другой показатель – нормативная цена земли.

Нормативная цена земли была введена ст. 25 Закона РСФСР от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю». Данный показатель определяется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.03.1997 № 319 «О порядке определения нормативной цены земли». Нормативная цена земли ежегодно устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам и не должна превышать 75% от рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения.

Ситуация, когда кадастровая стоимость земельного участка является неопределенной (неустановленной), может возникнуть, например, при наличии вступившего в законную силу решения суда об отмене кадастровой стоимости, утвержденной нормативным правовым актом органа исполнительной власти субъекта РФ.

В постановлении Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога» (п. 7) определено, что если кадастровая стоимость земельного участка на момент возникновения спорных правоотношений не установлена, следует руководствоваться положениями Закона о введении в действие ЗК РФ, согласно которым в этом случае для целей налогообложения и иных предусмотренных законом целей применяется нормативная цена земли, если она утверждена в установленном порядке.

Таким образом, кадастровая стоимость земельных участков и нормативная цена земли являются взаимозаменяемыми показателями и применяются в аналогичных случаях, указанных в п. 3 ст. 65 ЗК РФ, – для целей налогообложения, определения арендной платы за землю и для иных, предусмотренных ЗК РФ и другими федеральными законами, целей.

Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Законом об оценочной деятельности (п. 1 ст. 66 ЗК РФ). Согласно ст. 3 указанного Закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Земельным и иным законодательством предусмотрены случаи, когда определение рыночной стоимости земельного участка является обязательным. Распоряжением Министерства имущественных отношений РФ от 06.03.2002 № 568-р были утверждены Методические рекомендации по определению рыночной стоимости земельных участков. Практически рыночная стоимость земельного участка определяется с учетом ряда факторов: местоположения участка, влияния внешних факторов (экологических факторов, перспектив развития района, в котором расположен участок, и пр.), разрешенного использования земельного участка, в том числе наличия обременений и ограничений, спроса и предложения на рынке земли, сроков и вероятности получения дохода от использования земельного участка и ряда других.

В отличие от кадастровой стоимости, которая устанавливается по состоянию на 1 января текущего года, рыночная стоимость не является величиной постоянной и определяется на конкретную дату.

В ЗК РФ предусмотрено определение рыночной стоимости земельного участка в случае его реквизиции и невозможности последующего возврата реквизированного земельного участка его собственнику (п. 3 ст. 51), а также при изъятии у собственников земельных участков для государственных или муниципальных нужд (п. 4 ст. 63).

Согласно ст. 281 ГК РФ при определении выкупной цены в случаях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Читать еще:  Земли сельхозназначения снт днп что это такое

Закон об обороте земель предусматривает приобретение по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения при реализации субъектами РФ либо муниципальными образованиями предоставленного им права преимущественной покупки таких участков (п. 3 ст. 5). Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, также могут быть приобретены их арендаторами по рыночной стоимости, сложившейся в соответствующей местности (и. 4 ст. 10 Закона об обороте земель).

Рыночная стоимость подлежит установлению при обращении взыскания на заложенный земельный участок в порядке, установленном ст. 55 Закона об ипотеке.

Основания и особенности определения рыночной стоимости земельных участков также установлены Федеральным законом от 24.07.2008 № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» (п. 5.2 ст. 4), Законом об Олимпийских играх (ч. 21 ст. 15), Федеральным законом от 08.05.2009 № 93-ΦЗ «Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран – участников форума “Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество” в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ч. 19 ст. 6).

Рыночная стоимость земельного участка может быть оспорена при наличии спора о достоверности ее величины, указанной в отчете оценщика, в том числе и в связи с имеющимся иным отчетом об оценке этого же объекта. Такой спор подлежит рассмотрению судом, арбитражным судом в соответствии с установленной подведомственностью, третейским судом по соглашению сторон спора или договора или в порядке, установленном законодательством РФ, регулирующим оценочную деятельность (ст. 13 Закона об оценочной деятельности).

В п. 1 информационного письма от 30.05.2005 № 92 «О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком» ВАС РФ разъяснил, что оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки, определенной независимым оценщиком, путем предъявления самостоятельного иска возможно только в том случае, когда законом или иным нормативным актом предусмотрена обязательность такой величины для сторон сделки, государственного органа, должностного лица, органов управления юридического лица.

В случаях, предусмотренных законодательством, стоимость отчуждаемого из государственной или муниципальной собственности земельного участка определяется но итогам торгов, проводимых в форме конкурсов или аукционов в порядке, установленном ст. 38, 38.1, 38.2 ЗК РФ.

Рыночная оценка земли

Если кадастровая стоимость земли имеет значение для налогообложения, то понятие рыночной стоимости земельного участка обладает важным практическим значением для субъектов земельных правоотношений.

Рыночная оценка земли

Определение рыночной стоимости земли необходимо для совершения с ней разрешенных видов сделок. Как и в случае с кадастровой стоимостью, оценкой рыночной стоимости уполномочены заниматься профессиональные оценщики, действующие в рамках Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Под рыночной стоимостью земли понимается наиболее вероятная цена, за который оцениваемый объект может быть продан на открытом рынке. Эта определение включает в себя несколько сопутствующих обязательных факторов:

  • Наличие конкурентного рынка оборота земли, так как его отсутствие приводит к искусственному ограничению спроса и предложения и напрямую влияет на ценовые характеристики объекта.
  • Наличие у сторон необходимой информации в отношении объекта сделки. Для формирования рыночной цены на земельный участок участники сделки должны полной, достоверной информацией о всех характеристиках земли, наличием либо отсутствием обременений и ограничений в пользовании участком, а также иными сведениями, влияющими на принятие свободного волеизъявления.
  • Отсутствие чрезвычайных обстоятельств, влияющих на свободу выбора субъектов сделки, а также на характеристики участка, являющегося предметом правоотношения.
  • Отсутствие принуждения к совершению сделки, когда обе стороны не обязаны ее осуществлять, а действуют в собственных интересах, основанных на доброй воле.

Рыночную оценку земли не используют для целей налогообложения, однако ее можно применять в качестве доказательства в судебном споре об изменении кадастровой стоимости земли.

Назначение рыночной оценки земель

Главная цель проведения рыночной оценки – соблюсти баланс интересов продавца и покупателя при заключении сделки отчуждения земельного участка. Также рыночная оценка имеет значение для целей бухгалтерского учета.

Из субъектного состава данного правоотношения следует, что проведение рыночной оценки не является обязательным условием для совершения сделки. Стороны вправе сами решать, заказывать ли оценку перед отчуждением земли или определить цену самостоятельно на свой страх и риск.

Тем не менее, субъекты потенциальной сделки могут не обладать всей полнотой данных, влияющих на цену земли:

  • Могут не знать текущее состояние спроса и предложения на рынке оборота земли;
  • Могут не владеть информацией, влияющей на ценовые характеристики земли;
  • Могут неверно оценивать влияние физических характеристик участка на его цену.

В силу профессионального статуса, оценщики обязаны владеть всей информацией, необходимой для проведения рыночной оценки объекта, а также несут ответственность за недостоверность составленного отчета.

Субъекты, осуществляющие независимую рыночную оценку

Федеральный закон 135-ФЗ определяет, что определением рыночной стоимости земли уполномочены заниматься профессиональные оценщики, внесенные в соответствующий реестр.

Оценщик является физическим лицом и должен состоять членом одной из саморегулируемых организаций оценщиков. Обязательным условием для деятельности оценщика является факт страхования его ответственности за потенциальный ущерб, который он может причинить в результате недобросовестного предоставления услуг.

Выбор конкретного оценщика зависит сугубо от желания заказчиков. На это решение может влиять наличие опыта оценщика, сложившаяся в регионе деловая репутация, а также иные факторы. Оценщик, выбранный для проведения работ, обязан заключить с заказчиков договор в простой письменной форме, который помимо описания объекта оценки предусматривает согласование размера вознаграждения на выполненную работу.

Правила проведения рыночной оценки

Правила проведения рыночной оценки земель определены ФЗ-135 и включают в себя следующие этапы:

  • Принятие решения о проведении оценки;
  • Выбор оценщика;
  • Проведение работ по определению рыночной стоимости объекта;
  • Составление итогового отчета;
  • Подписание акта выполненных работ и сдача результата заказчику.

Хотя для процедуры рыночной оценки предусмотрены единые правила, в отношении некоторых конкретных случаев они подразумевают исключения или особенности, влияющие на итоговый результат.

В частности, оценщик может самостоятельно применять совокупность методов исследования и оценки рынка оборота земель. Указанные методы оценщик выбирает исходя из собственного опыта работы на рынке, а также по итогам объективной оценки всех факторов, присущих обороту земли в регионе проведения исследования. Все выбранные методы оценщик обязан указать в итоговом отчете о рыночной стоимости с уточнением причин такого выбора.

Читать еще:  Когда нужно проходить техосмотр на авто

Наибольший объем проводимых исследований связан с оценкой земель населенных пунктов, так как именно эти объекты имеют самый распространенный оборот сделок и представляют особую ценность для осуществления предпринимательской деятельности. Для оценки земель населенных пунктов оценщик обязан исследовать не только текущее состояние спроса и предложения на рынке, но и применять нормы территориального зонирования и кадастрового деления. Только сочетание этих предметов исследования даст максимально объективную оценку объекта.

Для клиента оценщика важно знать следующие условия:

  • Оценщик выступает в качестве члена саморегулируемой организации, а значит, контроль за его деятельностью осуществляет конкретная СРО. При возникновении конфликтной ситуации между заказчиком и оценщиком для разрешения спорных вопросов заказчик имеет право привлекать специалистов СРО.
  • Наличие заключенного договора с оценщиком дает возможность привлечь его к ответственности в случае предоставление недостоверной или искаженной информации в итоговом отчете. Ответственность оценщика наступает в рамках страхования его деятельности.
  • Заказчик имеет право привлекать оценщика на своей стороне при разрешении спорных вопросов в судебном порядке. В этом случае отчет об оценке будет использоваться в качестве доказательства, а сам оценщик будет выступать в суде в роли эксперта, специалиста или свидетеля.
  • Отчет об оценке земельного участка будет являться не только основанием для установления цены объекта при совершении сделки, но и может использоваться для изменения кадастровой стоимости земли, применяемой для целей налогообложения.

Оценка земельных участков

Земля — невосполнимый и ограниченный ресурс, используемый в жилищном и промышленном строительстве и сельскохозяйственной деятельности. Как любое недвижимое имущество, земельные участки являются объектом финансовых сделок, проведение которых невозможно без предварительной независимой оценки их рыночной (ликвидационной, инвестиционной) стоимости.

Оценка стоимости земельного участка проводится на основании анализа цен предложений на продажу и заключенных сделок на аналогичные земельные участки, а также прогнозируемых доходов от их использования в будущем. Отчет об оценке стоимости земельного участка, подготовленный специалистами Гранд Реал, оформляется согласно требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности» и имеет статус официального документа.

Методология оценки дачных земельных участков (под индивидуальное жилищное строительство, дачное строительство, личное подсобное хозяйство, садоводство и огородничество), как правило отличается от методологии, применяемой для оценки коммерческой земли (промышленные земли, земельные участки под автозаправочные станции, земельные участки для строительства торговых и офисных объектов, гостиниц и так далее). Прежде всего, отличия кроятся в различном наборе ценообразующих факторов в сравнительном подходе. Более того, очевидно, что оценка в рамках доходного похода стоимости участка под садоводство будет значительно отличаться от оценки стоимости участка под автозаправочную станцию, поскольку доходы с таких участков генерируются по-разному.

Цели оценки земельного участка

(Когда требуется оценка земельного участка)

Виды стоимости земельных участков

При совершении операций с недвижимым имуществом, в частности с земельными участками, возникает необходимость в определении их стоимости. При этом, в зависимости от характера совершаемой сделки, экспертом-оценщиком используются различные виды оценки земельных участков.

В проведении оценки могут определяться следующие виды стоимости земли:

  • рыночная;
  • кадастровая;
  • инвестиционная;
  • ликвидационная.

Рыночная стоимость земли является выражением денежного вознаграждения, которое можно получить при продаже участка в условиях существования открытого и конкурентного рынка.

Неотъемлемым условием при этом является осведомленность сторон операции купли-продажи обо всех деталях сделки, принятие решения без принуждения, разумно и в личных интересах.

Кроме того, предполагается, что:

  • не существует условий, оказывающих влияние на сокращение обычного срока экспозиции;
  • никакие чрезвычайные обстоятельства не влияют на цену;
  • владелец не вынужден отчуждать землю, а покупатель не обязан становиться ее собственником;
  • цена является разумным вознаграждением за реализуемый земельный участок;
  • плата выражается в денежной форме.
  1. Наиболее эффективного варианта использования объекта недвижимости.
  2. Основных характеристик участка:
    • местонахождения;
    • площади;
    • текущего целевого назначения;
    • качества, плодородность и специфической полезности, обусловленной территориальным положением;
    • категории;
    • наличие существующих улучшений (инженерных сетей и сооружений, дорожной и транспортной инфраструктуры)
  3. Задач и целей, для которых производится оценка стоимости:
    • для покупки (продажи);
    • для нотариуса;
    • для страхования;
    • для кредитования;
    • для раздела имущества при разводе;
    • для внесения земли в учредительный капитал компании или в связи с возможной реорганизацией предприятия.

В прошлом при отчуждении или совершении сделок с залоговым имуществом также использовалась нормативная цена земли.

Определение нормативной цены земли осуществлялось исходя из месторасположения и возможного (прогнозируемого) будущего дохода, который планировалось получить за расчетный срок окупаемости.

Кадастровая

Кадастровая стоимость земли – это стоимость объекта недвижимости, определяемая по указанию государственных органов с использованием методов массового оценивания. При этом массовые способы оценки земли базируются на основаниях:

  • выделения единых групп, классов и категорий объектов недвижимости, исходя из их схожих характеристик;
  • построения универсальных моделей расчета.

В ситуации, когда использование массовых методик невозможно (недостаточно информации для формирования оценочных моделей и регрессионных анализов), кадастровая оценка земельных участков устанавливается в индивидуальном порядке для каждого отдельного объекта.

Данный вид оценки земель применяется для целей налогообложения и служит базой для расчета:

  • налога на недвижимое имущество;
  • арендной ставки, если арендодателем выступает государство;
  • налога, уплачиваемого при совершении операций купли-продажи;
  • штрафов;
  • прочих пошлин и платежей.

В случае перехода в собственность арендованного участка, а также при выкупе земли органами власти или ее изъятии, на основании кадастровой оценки рассчитывается выкупная стоимость земли.

Ключевой особенностью является то, что выкупная цена земли отличается статичностью, и не подвержена влиянию факторов, которые учитываются в условиях действующего рынка недвижимости.

Инвестиционная

Под инвестиционной стоимостью принято понимать стоимость, определяемую с позиции инвестора или группы лиц, заинтересованных в использовании земельного участка в инвестиционных целях.

При этом оценка осуществляется исходя из конкретных запросов и предпочтений инвесторов, а также с учетом возможных факторов риска. Для установления инвестиционной стоимости, как правило:

1) проводится анализ дисконтированных расходов;

2) осуществляется прогнозирование будущих доходов от пользования объектом недвижимости;

3) рассчитывается период окупаемости и ставка доходности;

4) учитываются ключевые моменты, способные оказать влияние на результаты расчетов:

  • экономическая ситуация в стране;
  • динамика валютных курсов;
  • уровень развитости законодательной базы;
  • качество управленческих процессов;
  • риски возникновения технических нарушений и ошибок в документах.

Ликвидационная

Ликвидационная стоимость – это денежное выражение цены участка, которую возможно извлечь при его вынужденной быстрой продаже (ликвидации). Оценка стоимости земельного участка в подобном случае происходит с учетом условий вынужденной продажи недвижимости, при этом данный вид стоимости устанавливается путем вычитания из полученной стоимости суммы издержек, связанных с ликвидацией объекта.

Отличительными чертами определения ликвидационной стоимости выступают:

  • вынужденное отчуждение прав собственности;
  • ограниченное время экспозиции;
  • отсутствие возможности ознакомить с предложением купли-продажи достаточное количество потенциальных покупателей;
  • учет влияния чрезвычайных юридических либо физических обстоятельств.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector