Образовательная организация получает имущество в какое пользование

Статья 83. Имущество образовательных организаций

Статья 83. Имущество образовательных организаций

1. Образовательная организация вправе без согласия учредителя предоставлять во владение и (или) пользование движимое и недвижимое имущество, на возмездной или безвозмездной основе:

медицинской организации для медицинского обслуживания учащихся и работников образовательной организации;

организации общественного питания для обеспечения учащихся и работников образовательной организации питанием;

научной организации для ведения деятельности, соответствующей уставным целям образовательной организации.

Предоставление права владения и (или) пользования движимым и недвижимым имуществом, являющимся государственной или муниципальной собственностью и закрепленным за государственным или муниципальным образовательным учреждением на праве оперативного управления, в случаях, предусмотренных настоящей частью, осуществляется без проведения конкурса или аукциона.

2. Государственное и муниципальное имущество, используемое для осуществления образовательной деятельности, подлежит включению в перечни государственного и муниципального имущества, утверждаемые федеральными органами исполнительной власти, государственными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Сведения о государственном и муниципальном имуществе, включенном в указанные перечни, подлежат опубликованию на официальных сайтах в сети Интернет федеральных органов исполнительной власти, государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, образовательных учреждений.

Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, должно использоваться для целей образования.

3. Имущество, включенное в перечни, указанные в части 2 настоящей статьи, в случае ликвидации государственного (муниципального) образовательного учреждения или изъятия из его оперативного управления передается в оперативное управление иному государственному (муниципальному) образовательному учреждению или в установленном законодательством Российской Федерации порядке во владение и (или) пользование иной образовательной организации, иной организации для ведения образовательной деятельности.

4. Государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие образовательные программы для детей, вправе сдать в аренду закрепленное за ними на праве оперативного управления имущество только после проведения экспертной оценки последствий заключения договора аренды для условий обеспечения образования, воспитания, социальной защиты и социального обслуживания детей. Договор аренды не может быть заключен, если в результате экспертной оценки установлена возможность ухудшения указанных условий.

5. Орган государственной власти (орган местного самоуправления), выполняющий функции учредителя государственного (муниципального) образовательного учреждения, реализующего образовательные программы для детей, вправе принять решение об изъятии имущества, закрепленного за такими образовательными учреждениями на праве оперативного управления только при условии проведения экспертной оценки последствий принятого решения для условий обеспечения образования, воспитания, социальной защиты и социального обслуживания детей.

Если в результате экспертной оценки установлена возможность ухудшения указанных условий, изъятие имущества не допускается.

Решение об изъятии имущества у образовательного учреждения, принятое без указанной экспертной оценки или при установленной в ходе экспертной оценки возможности ухудшения условий обеспечения образования, воспитания, социальной защиты и социального обслуживания детей, признается недействительным с момента его вынесения.

6. Порядок проведения экспертной оценки, предусмотренной частями четвертой и пятой настоящей статьи устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области образования.

7. Государственное (муниципальное) образовательное учреждение вправе с согласия собственника использовать закрепленные за ним финансовые средства и иные объекты собственности для осуществления приносящей доход деятельности. В этом случае собственник получает право на часть дохода от использования закрепленных за учреждением объектов собственности в размере, определенном договором между собственником и образовательным учреждением.

8. Государственные и муниципальные образовательные учреждения, закрепленные за ними на праве оперативного управления или находящиеся в их самостоятельном распоряжении объекты производственной и социальной инфраструктуры, в том числе общежития, а также клинические базы учреждений медицинского образования, находящиеся в оперативном управлении образовательных учреждений или в ином ведении, приватизации (разгосударствлению) не подлежат.

9. Имеющим государственную аккредитацию негосударственным образовательным организациям недвижимое государственное и муниципальное имущество предоставляется в аренду на условиях, установленных для государственных и муниципальных образовательных учреждений.

10. Негосударственные образовательные организации пользуются преимущественным правом на приобретение ранее закрепленного за ними или арендуемого ими отчуждаемого государственного и (или) муниципального имущества.

11. Государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего и профессионального образования, за исключением казенных, в том числе созданные государственными академиями наук, имеют право без согласия собственника их имущества быть учредителями (соучредителями) хозяйственных обществ, деятельность которых направлена на практическое применение (внедрение) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат данным образовательным учреждениям, — программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау).

При этом образовательное учреждение в течение семи дней с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации такого хозяйственного общества обязано уведомить федеральный орган исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области научной и научно-технической деятельности.

Указанные образовательные учреждения в качестве вклада в уставные капиталы таких хозяйственных обществ вносят права использования результатов интеллектуальной деятельности, с сохранением за собой исключительных прав на них. При этом, если иное не установлено федеральным законом, внесенные в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ права использования результатов интеллектуальной деятельности не могут предоставляться хозяйственными обществами третьим лицам по договору, а также передаваться третьим лицам по каким-либо основаниям.

Денежные средства, оборудование и иное имущество, находящиеся в оперативном управлении указанных образовательных организаций, могут быть внесены в качестве вклада в уставные капиталы создаваемых хозяйственных обществ.

Денежная оценка права, вносимого в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества по лицензионному договору, утверждается решением общего собрания учредителей (участников) хозяйственного общества, принимаемым всеми учредителями (участниками) хозяйственного общества единогласно. Если номинальная стоимость (увеличение номинальной стоимости) доли или акций участника хозяйственного общества в уставном капитале хозяйственного общества, оплачиваемых таким вкладом, составляет более чем пятьсот тысяч рублей, такой вклад должен оцениваться независимым оценщиком.

Указанные образовательные учреждения вправе привлекать других лиц в качестве учредителей (участников) хозяйственного общества, если доля образовательной организации в уставном капитале акционерного общества будет составлять не менее 25 процентов, в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью — не менее одной трети. При этом доля (акции) других лиц в уставном капитале хозяйственного общества должна быть не менее чем наполовину оплачена денежными средствами. Оставшаяся часть доли (акций) других лиц в уставном капитале хозяйственного общества может быть оплачена исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, правами использования результатов интеллектуальной деятельности, материалами, оборудованием или иным имуществом, необходимыми для практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые либо права использования которых вносятся в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества.

Указанные образовательные учреждения вправе распоряжаться долями (акциями) в уставном капитале хозяйственных обществ, владельцами которых они являются, только с согласия их учредителя.

Указанные образовательные учреждения осуществляют управление долями (акциями) в уставных капиталах хозяйственных обществ в качестве участников в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. При этом права участников хозяйственных обществ от имени учреждений осуществляют их руководители.

Доходы от распоряжения долями (акциями) в уставных капиталах хозяйственных обществ, учредителями (участниками) которых являются указанные образовательные учреждения, часть прибыли хозяйственных обществ (дивиденды), полученная указанными образовательными учреждениями, поступают в их самостоятельное распоряжение, учитываются на отдельном балансе и направляются только на осуществление их уставной деятельности, правовую охрану результатов интеллектуальной деятельности, выплату вознаграждения их авторам.

Статья 102. Имущество образовательных организаций

1. Образовательные организации должны иметь в собственности или на ином законном основании имущество, необходимое для осуществления образовательной деятельности, а также иной предусмотренной уставами образовательных организаций деятельности.

2. Государственные и муниципальные образовательные организации, закрепленные за ними на праве оперативного управления или находящиеся в их самостоятельном распоряжении объекты (здания, строения, сооружения) учебной, производственной, социальной инфраструктуры, включая жилые помещения, расположенные в зданиях учебного, производственного, социального, культурного назначения, общежития, а также клинические базы, находящиеся в оперативном управлении образовательных организаций или принадлежащие им на ином праве, приватизации не подлежат.

Читать еще:  Как считается утс автомобиля

3. При ликвидации образовательной организации ее имущество после удовлетворения требований кредиторов направляется на цели развития образования в соответствии с уставом образовательной организации.

Комментарий к Ст. 102 закона «Об образовании в Российской Федерации»

Статья посвящена вопросам имущественного режима деятельности образовательных организаций.

Особенности использования образовательной организацией закрепленного (приобретенного) имущества определяются целями деятельности образовательных юридических лиц.

Прежде всего стоит отметить, что законодатель вернулся к модели имущественного режима, допускающего право собственности образовательной организации на имеющееся у нее имущество. Изначально такая возможность допускалась, но в последствии была изъята из положений образовательного законодательства. Такие действия законодателя были продиктованы проблемами в определении статуса имущества, прежде всего государственных (муниципальных) учреждений образования, которое получало одновременно двух собственников. В то же время в литературе наличие нормы о возможности образовательных юридических лиц обладать имуществом на праве собственности связывалось только со случаями приобретения имущества по гражданско-правовым сделкам. Создавал дополнительные трудности неопределенный для учреждения круг распорядительных полномочий в рамках права оперативного управления — ограниченного вещного права, вытекающего из права собственности.

В конечном итоге, за образовательными организациями было оставлено лишь право оперативного управления, которое в большей степени соответствовало организационно-правовой форме большинства образовательных юридических лиц, созданных в качестве учреждений.

На современном этапе законодатель отдает приоритет праву собственности образовательных организаций, не исключая при этом возможность нахождения за ними и на другом законном основании. Следует полагать, что иное законное основание подразумевает как вещно-правовые, так и обязательственные режимы принадлежности имущества за образовательной организацией.

В первом случае речь идет об упомянутом выше праве оперативного управления (производного) от права собственности, во втором — о праве безвозмездного пользования или аренды, оформляемого с учетом использования отдельных видов обязательств в форме соответствующих гражданско-правовых договоров.

Правовой режим нахождения земли у образовательных организаций определяется с учетом норм земельного законодательства. Речь идет об установленном для государственных и муниципальных учреждений права постоянного (бессрочного) пользования (ст. 20 ЗК РФ). Образовательные организации не являются исключением, и потому в большинстве случаев режим права постоянного (бессрочного) пользования на имеющиеся у них в распоряжении земельные участки будет применяться и к ним. Стоит отметить, что указанный режим не допускает возможности распоряжения закрепленными за образовательной организацией земельными участками. Это исключает возможность передачи земли по любым гражданско-правовым сделкам (например, купли-продажи, аренды, дарения, безвозмездного пользования, залога и т.п.).

Исключение составляют образовательные организации, созданные в форме частных учреждений. На них обозначенные законодательством ограничения не распространяются, поскольку любым имуществом они могут обладать на праве собственности, а отсюда и правом распоряжения таким имуществом без каких-либо ограничений.

На образовательную организацию возлагается ответственность за сохранность и эффективное использование закрепленного за ней имущества, что обеспечивается также контрольными мероприятиями, проводимыми уполномоченными органами. Речь идет, помимо прочего, и об управлении имуществом в широком представлении. Эффективность использования предполагает как уменьшение расходов на содержание имущества, так и получение дохода с помощью его использования в допускаемых законом формах и объеме (например, сдача в аренду свободных (неиспользуемых) площадей).

Как следует из смысла комментируемой статьи, контроль может быть внутренним и внешним.

Внутренний контроль (аудит) осуществляют коллегиальные органы управления самой образовательной организации, которые определены в качестве таковых в Уставе юридического лица. В частности, в зависимости от направленности и уровня образования это могут быть педагогический (общеобразовательные организации) или ученый совет (профессиональные организации высшего образования).

Внешний контроль возложен на учредителя и собственника имущества образовательной организации. Что касается государственных (муниципальных) образовательных организаций, то, как известно, учредителем образовательной организации является конкретное публично-правовое образование в лице уполномоченного государственного (муниципального) органа власти, в том числе с учетом отраслевой принадлежности или подведомственности (например, в отношении сельскохозяйственных вузов полномочия учредителя выполняет Министерство сельского хозяйства РФ).

Функции (полномочия) собственника имущества выполняют различные профильные органы публичного управления, создаваемые на различных уровнях публичной власти, на которые возложены функции по управлению публичным имуществом (например, в отношении имущества федеральных образовательных организаций (т.е. основанных на федеральной государственной собственности) функции собственника выполняет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, а в регионах (субъектах РФ) его территориальные управления.

В некоторых случаях учредитель и собственник имущества образовательной организации могут совпадать в одном лице (например, частные образовательные организации).

Имущество образовательных организаций

Образовательные организации должны иметь в собственности или на ином законном основании имущество, необходимое для осуществления образовательной деятельности, а также иной предусмотренной уставами образовательных организаций деятельности.

Государственные и муниципальные образовательные организации, закрепленные за ними на праве оперативного управления или находящиеся в их самостоятельном распоряжении объекты (здания, строения, сооружения) учебной, производственной, социальной инфраструктуры, включая жилые помещения, расположенные в зданиях учебного, производственного, социального, культурного назначения, общежития, а также клинические базы, находящиеся в оперативном управлении образовательных организаций или принадлежащие им на ином праве, приватизации не подлежат.

При ликвидации образовательной организации ее имущество после удовлетворения требований кредиторов направляется на цели развития образования в соответствии с уставом образовательной организации.

Образовательные организации высшего образования, являющиеся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, имеют право без согласия собственника их имущества с уведомлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, быть учредителями (в том числе совместно с другими лицами) хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат указанным образовательным организациям (в том числе совместно с другими лицами). При этом уведомления о создании хозяйственных обществ или хозяйственных партнерств должны быть направлены указанными в настоящей части образовательными организациями высшего образования в течение семи дней со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации хозяйственного общества или хозяйственного партнерства.

Образовательные организации высшего образования в качестве вклада в уставные капиталы таких хозяйственных обществ и складочные капиталы таких хозяйственных партнерств вносят право использования результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат указанным образовательным организациям (в том числе совместно с другими лицами). Денежная оценка права, вносимого в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества или складочный капитал хозяйственного партнерства по лицензионному договору, утверждается решением единственного учредителя (общего собрания учредителей) хозяйственного общества или участников хозяйственного партнерства, принимаемым всеми учредителями хозяйственного общества или участниками хозяйственного партнерства единогласно. Если номинальная стоимость или увеличение номинальной стоимости доли либо акций участника хозяйственного общества в уставном капитале хозяйственного общества или доли либо акций, оплачиваемых вкладом в складочный капитал хозяйственного партнерства, составляет более чем 500 тыс. руб., такой вклад должен оцениваться независимым оценщиком.

Денежные средства, оборудование и иное имущество, находящиеся в оперативном управлении образовательных организаций высшего образования, могут быть внесены в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ и складочные капиталы хозяйственных партнерств в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

Образовательные организации высшего образования вправе привлекать других лиц в качестве учредителей (участников) хозяйственного общества или участников хозяйственного партнерства.

Образовательные организации высшего образования, являющиеся бюджетными учреждениями, вправе распоряжаться долями или акциями в уставных капиталах хозяйственных обществ и вкладами в складочных капиталах хозяйственных партнерств, владельцами которых они являются, только с предварительного согласия соответствующих собственников.

Читать еще:  Как получить гражданство Канады россиянину

Такие образовательные организации высшего образования осуществляют управление долями или акциями в уставных капиталах хозяйственных обществ и вкладами в складочных капиталах хозяйственных партнерств в качестве участников в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. Права участников хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств от имени указанных образовательных организаций высшего образования осуществляют их руководители.

Доходы от распоряжения долями или акциями в уставных капиталах хозяйственных обществ и вкладами в складочных капиталах хозяйственных партнерств, учредителями (участниками) которых являются образовательные организации высшего образования, поступают в их самостоятельное распоряжение.

Образовательное кредитование

Образовательные кредиты предоставляются банками и иными кредитными организациями гражданам, поступившим в организации, осуществляющие образовательную деятельность, для обучения по соответствующим образовательным программам, и являются целевыми.

Образовательные кредиты могут быть направлены на оплату обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в размере стоимости обучения или части стоимости обучения (основной образовательный кредит) и (или) на оплату проживания, питания, приобретения учебной и научной литературы и других бытовых нужд в период обучения (сопутствующий образовательный кредит).

В Российской Федерации предоставляется государственная поддержка образовательного кредитования граждан, обучающихся по основным профессиональным образовательным программам.

Условия, размеры и порядок предоставления государственной поддержки образовательного кредитования определяются Правительством Российской Федерации.

Спорные аспекты правового режима имущества автономных образовательных учреждений

Рубрика: 9. Гражданское право и процесс

Дата публикации: 14.01.2015

Статья просмотрена: 272 раза

Библиографическое описание:

Тищук М. О. Спорные аспекты правового режима имущества автономных образовательных учреждений [Текст] // Актуальные вопросы юридических наук: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 82-84. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/140/6950/ (дата обращения: 23.11.2019).

Правовой режим имущества можно определить как совокупность правовых предписаний по поводу источников формирования и присвоения имущества, объемов правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом, особенностей ответственности за использование имущества. [6]

Согласно ФЗ «Об образовании» образовательная организация должна не только владеть, пользоваться, но и распоряжаться имуществом для осуществления образовательной деятельности, которое в случае ее ликвидации после удовлетворения требований кредиторов направляется на развитие образования [2].

Куров С. С. обобщая способы приобретения имущества, пришел к выводу о существовании двух правовых режимов:

— имущества, закрепленного собственником (учредителем) в процессе образования организации на праве собственности или на праве оперативного управления и переданного в процессе ее деятельности на праве собственности или на праве оперативного управления;

— имущества, приобретенного образовательной организацией в процессе экономической деятельности. [12]

Последний названный способ при ближайшем рассмотрении приводит нас к проблемам толкования регламентирующих его норма права.

Имущество образовательных организаций, созданных в форме автономных учреждений, подразделяется на следующие категории: недвижимое имущество; особо ценное движимое имущество, переданное учредителем или приобретенное за счет выделенных им средств; остальное имущество, что определено в ст. 3 Федерального закона «Об автономных учреждениях» [1] и в п. 10 ст. 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» [3]. Критериями отнесения имущества автономного и бюджетного учреждения к особо ценному движимому имуществу являются: стоимостный барьер, целевое назначение, специальный порядок отчуждения. Используя имеющееся имущество в процессе осуществления образовательной, научной, иной деятельности, обеспечивающей образовательный процесс, образовательная организация достигает целей, ради которых создавалось.

Для определения особенностей режима имеет значение правомочие образовательной организации распоряжаться имуществом, под которым, в первую очередь, понимают возможность его отчуждения (ст.298 ГК РФ). [5] Следует логичный вывод — требует разъяснения, в каком правовом режиме находятся доходы автономных образовательных учреждении и на чье имя регистрировать недвижимое имущество, приобретенное за счет этих доходов. Собственник имущества, переданного в оперативное управление образовательной организации, не меняется. Во всех остальных случаях собственником имущества является образовательная организация, однако ее право самостоятельного распоряжения принадлежащим ей имуществом ограниченной целью его использования.

По мнению Е. А. Суханова, смысл данного права не в установлении права собственности на это имущество, а в расширении способности автономной образовательной организации распоряжения своими доходами. [10]

Право самостоятельного распоряжение имуществом можно рассматривать как особое вещное, отдельное, право, как «суженый» вариант права хозяйственного ведения, как «расширенный» вариант права оперативного управления и как «недо» право собственности. [9] Наиболее обоснованной и перспективной выглядит концепция восприятия права самостоятельного распоряжения, как углубленного вид права оперативного управления.

В Постановлении от 22.06.2002 N 21 (ред. от 19.04.2007) Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ указал, что учреждение в силу ст. ст. 120, 296, 298 ГК РФ не может обладать данным имуществом на праве собственности, поскольку ГК РФ не регламентирует содержание права самостоятельного распоряжения имуществом, приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доходы деятельности, и ответственность учреждения за счет приобретенного за счет доходов имущества невозможна. [4] Данное суждение дополнительно подкрепляется постановлениями ФАС Северо-Кавказского округа от 17.01.2011 N А63–18793/2009, ФАС Дальневосточного округа от 27.11.2007 N Ф03-А59/07–1/5155, ФАС Северо-Западного округа от 15.07.2008 N А42–6049/2007).

По логике ВАС РФ если бы законодатель вознамерился приравнять право самостоятельного распоряжение имуществом автономных организаций к праву собственности, то прямо бы указал на это в ст. 298 ГК РФ словами: «приобретенное за счет этих доходов имущество поступает в собственность автономной организации». Но поскольку законодатель этого не оговаривает, сущность права автономной организации на самостоятельное распоряжение доходами и приобретенным за их счет имуществом несколько иная и ее нельзя признавать равнозначной праву собственности.

В ГК РФ отсутствует какое-либо другое упоминание об особом режиме прав на имущество «самостоятельное распоряжение». Приходиться признать, что данном случае имеет место законодательный промах.

Законодатель оставил возможность образовательным организациям осуществлять практически любую предпринимательскую деятельность, прежде всего, платные образовательные услуги по основным и дополнительным программам образования. Образовательные услуги должны оказываться в помещениях, которые предоставлены образовательной организацией собственником либо на праве собственности, либо на праве оперативного управления. Поэтому данную деятельность и доходы, получаемые от нее нельзя считать абсолютно независящими от учредителя и, следовательно, принадлежащими образовательной организации.

Автономное образовательное учреждение может заниматься научно-технической деятельностью приносящей доход: создание и передача научной и научно-технической продукции, объектов интеллектуальной собственности, в том числе на экспорт, оказание услуг научного характера (патентные работы, экспертиза, рецензирование), выполнение научно-технических работа конкурсной основе, включая гранты. [11] Практически невозможна экономическая деятельность автономного образовательного учреждения без любого даже малозначительного участия учредителя — предоставления им площадей, вложений в повышение квалификации педагогического, административно-вспомогательного персонала и научных сотрудников, приобретения для научно-технических целей оборудования.

Теоретически возможным, но крайне сложно реализуемым, представляется вариант поступления доходов автономному образовательному учреждению от деятельности научного сотрудника, включающей в себя, например, оказание платных консультационных услуг, проведение экспертиз, получение грантов, патентов, создание и реализация научно-технической продукции без использования средств, помещений и оборудования учредителя, или приобретенного учредителем для образовательной организации, а профессиональных знаний, умений и навыков, полученных сотрудников за счет учредителя.

Деятельность автономного образовательного учреждения неразрывно связана с имуществом учредителя, поэтому режим «самостоятельного распоряжения» нельзя и невозможно приравнивать к режиму собственности. Таким образом, даже если автономное образовательное учреждение приобрело объект недвижимости за счет дохода от своей экономической деятельности, оно не становится собственником объекта недвижимости. В зависимости от того, кто является собственником учреждения, приобретенное образовательным автономным учреждением недвижимое имущество становится собственностью, например, Министерства образования Российской Федерации, субъекта РФ либо муниципального образования и закрепляется за учреждением на праве оперативного управления.

1. Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об автономных учреждениях»

2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации»

Читать еще:  Организация застройщик это

3. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 04.11.2014) «О некоммерческих организациях»

4. Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2002 N 21 (ред. от 19.04.2007) «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации».

5. Гражданский кодекс Российской Федерации

6. И. Ф. Сюбарева «Правовой режим предпринимательской деятельности, осуществляемой образовательными организациями», Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта, № 3, 2013г.

7. И. Ф. Сюбарева «Правовой режим имущества образовательных организаций». «Журнал российского права», N 10. 2013г.

8. Беляков С. А. «Новые формы образовательных организаций и некоторые проблемы организации управления образованием», Университетское управление, № 3, г. 2013г.

9. В. А. Яговкина «Правовой режим имущества государственных и муниципальных учреждений», «Практика муниципального управления», № 03, 2012

10. Суханов Е. А. Лекции о праве собственности. М.: Юрид. лит., 1991. С. 197.

11. Кванина В. В. Гражданско-правовое регулирование отношений в сфере высшего профессионального образования. М.: Готика, 2012. С. 250–251.

12. С. В. Куров «Образование и гражданское право», М.: Москва, 2004г.с.9

Похожие статьи

Особенности формирования и использования имущественного.

Ключевые слова: образовательное учреждение, имущественный комплекс, состав имущества, право оперативного управления, право собственности, имущественные права, обязательственные права, юридическая ответственность.

Преимущества и риски при переводе бюджетного учреждения.

хозяйственное ведение, ГК РФ, оперативное управление, унитарное предприятие, собственник имущества, Российская Федерация, предприятие, имущество, собственность, недвижимое имущество.

Характеристика права хозяйственного ведения. Соотношение.

унитарное предприятие, Российская Федерация, имущество, Гражданский кодекс, коммерческая деятельность, предприятие, извлечение прибыли, коммерческая организация, недвижимое имущество, муниципальная. Особенности управления имуществом казенного.

Особенности управления имуществом казенного предприятия

хозяйственное ведение, ГК РФ, оперативное управление, унитарное предприятие, собственник имущества, Российская Федерация, предприятие, имущество, собственность, недвижимое имущество.

Особенности договора аренды, заключенного с бюджетной.

Имущество учреждения, которым наделяет его собственник (Российская Федерация, ее субъект или муниципальное образование), закрепляется за бюджетным учреждением на праве оперативного управления [3]. В соответствии с нормами ст. 296 Гражданского кодекса РФ.

Правовой режим имущества унитарного предприятия

муниципальная собственность, Российская Федерация, местное самоуправление, муниципальное образование, ГК РФ, имущество, государственная собственность, частная собственность. Способы управления имуществом муниципального.

Проблемы управления муниципальной собственностью.

муниципальная собственность, Российская Федерация, местное самоуправление, муниципальное образование, ГК РФ, имущество, государственная собственность, частная собственность. Муниципальная собственность как ключевой компонент.

К вопросу регистрации права оперативного управления.

хозяйственное ведение, ГК РФ, оперативное управление, унитарное предприятие, собственник имущества, Российская Федерация, предприятие, имущество, собственность, недвижимое имущество.

Нормативно-правовая база управления муниципальной.

муниципальная собственность, Российская Федерация, местное самоуправление, муниципальное образование, ГК РФ, имущество, государственная собственность, частная собственность. Проблемы управления муниципальной собственностью.

Комментарий к статье 39

§ 1. Цель статьи — установить особенности регулирования отношений собственности в системе образования.

§ 2. Имущество образовательного учреждения делится на два вида: а) собственность учредителя (учредителей); б) собственность образовательного учреждения.

§ 3. Правовой режим собственности учредителя состоит в следующем:

учредитель (учредители) закрепляет за образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности объекты права собственности — землю, здания, сооружения, имущество, оборудование.

Эти отношения фиксируются в договоре между учредителем (учредителями) и образовательным учреждением, который заключается в соответствии с п. 3 ст. 11 Закона об образовании.

К договору нередко прилагают передаточный акт, в котором точно определяют все имущество, которое передается образовательному учреждению.

Особый правовой режим установлен в статье для земельных участков: они закрепляются за образовательными учреждениями в бессрочное бесплатное пользование. Этим правом пользуются лишь государственные и муниципальные образовательные учреждения.

§ 4. Объекты собственности, которые учредитель закрепляет за образовательным учреждением, находятся у него на правах оперативного управления согласно ст. 296 гк рф.

По отношению к этому имуществу образовательное учреждение осуществляет права владения, пользования и распоряжения им. Однако эти права ограничены согласно ст. 296 ГК РФ: целями деятельности образовательного учреждения; заданиями собственника; назначением имущества.

Собственник имущества, закрепленного за учреждением, вправе изъять имущество при следующих условиях: если оно излишне; не используется; используется не по назначению.

В договоре образовательного учреждения с учредителем следует конкретно определить объем прав владения, пользования и распоряжения имуществом образовательного учреждения. В этом же договоре нужно определить и порядок изъятия имущества у образовательного учреждения, а также причины такого изъятия. Если такие причины в договоре не предусмотрены, то согласно п. 6 ст. 39 изъятие и (или) отчуждение собственности, закрепленной за образовательным учреждением, допускаются только по истечении срока договора.

§ 5. Образовательное учреждение может иметь на правах собственности денежные средства, имущество и иные объекты собственности.

Способы образования этой собственности указаны. Это:

1) дар физических и (или) юридических лиц;

4) деятельность образовательного учреждения, в том числе продукты интеллектуального и творческого труда, а также предпринимательская деятельность, оказание платных образовательных и других услуг.

§ 6. Образовательное учреждение самостоятельно распоряжается своим имуществом, которым оно владеет на правах собственника. Для этого не нужно согласие учредителя или органа управления образованием. Например, образовательное учреждение может самостоятельно продать, обменять или другим способом распорядиться судьбой имущества.

Собственное имущество образовательное учреждение учитывает отдельно от имущества учредителя на отдельном балансе, согласно ст. 298 ГК РФ. Отсутствие отдельного баланса является грубым нарушением гражданского законодательства.

§ 7. Как и любое другое юридическое лицо, образовательное учреждение отвечает по своим обязательствам своим имуществом (ст. 48 гк).

При недостатке у образовательного учреждения таких средств ответственность по его обязательствам несет учредитель. Это ответственность субсидиарного характера в соответствии со ст. 120 ГК.

Субсидиарная ответственность учредителя — это в соответствии со ст. 399 ГК РФ ответственность, дополнительная к ответственности образовательного учреждения. Кредитор, предъявив иск к образовательному учреждению и не получив ответа, может обратиться с иском к учредителю.

Если учредителю предъявлен иск кредитором, то он должен предупредить об этом основного должника — образовательное учреждение.

§ 8. При ликвидации образовательного учреждения денежные средства и иные объекты собственности, которые принадлежат ему на праве собственности, направляются на цели развития образования, которые должны быть определены в его уставе. Эта обязанность ограничивает права образовательного учреждения как собственника, так как оно не может, например, продав это имущество, распределить вырученные денежные средства между работниками.

§ 9. Образовательное учреждение имеет право сдавать в аренду свои помещения и снимать помещения в других организациях. Для этого Закон не требует получения согласия учредителя, хотя в договоре между образовательным учреждением и учредителем этот вопрос может быть урегулирован.

Решение о сдаче в аренду может принять руководитель образовательного учреждения. Он может воспользоваться своим правом при наличии двух условий:

1) согласия совета образовательного учреждения;

2) цена аренды не может быть ниже цены, сложившейся в данном регионе.

Если одного из этих условий нет, то руководитель не вправе сдавать помещения в аренду.

Право, рассматриваемое в этом параграфе, — одно из прав юридического лица.

Учредитель — орган государственной власти или орган местного самоуправления не вправе взимать арендную плату с образовательного учреждения, которое он создал. Кроме того, учредитель обязан нести расходы на текущий и капитальный ремонт и содержание образовательного учреждения.

В договоре между учредителем и образовательным учреждением могут быть установлены иные условия.

§ 10. Пункт 13 ст. 39 запрещает приватизацию государственных и муниципальных образовательных учреждений. Запрещена приватизация находящихся в их самостоятельном распоряжении объектов производственной и социальной инфраструктуры, в том числе жилых помещений, расположенных в зданиях учебного, производственного, социального, культурного назначения и в сельской местности, общежития, а также клинических баз учреждений медицинского образования, находящихся в оперативном управлении образовательных учреждений или в ином ведении.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector