Какая организация может быть признана банкротом

Какая организация может быть признана банкротом — условия, позиция закона

Разбираясь в вопросе, какая организация может быть признана банкротом, важно вспомнить следующие нормы законодательства — ГК РФ (статью 65) и ФЗ №127. В обоих случаях говорится о несостоятельности, а также критериях определения этого фактора. По каким признакам можно определить, банкрот ли организация? Что говорит закон? Кто вправе подать заявление в арбитражный суд? Поговорим об этом подробнее.

Какая организация может быть признана банкротом — позиция закона

В ГК РФ (статье 65) прописана возможность признания банкротства всех юридических лиц, за исключением следующих организаций:

  1. Государственные учреждения (компании).
  2. Религиозные структуры.
  3. Политические партии.
  4. Публично-правовые структуры.

Основания для признания кредитной или иной организации банкротом, порядок ликвидации и принципы удовлетворения требований устанавливаются ФЗ о банкротстве (№127).

Исключением является ряд предприятий, для которых процесс банкротства проходит по отдельной схеме. В эту категорию входят финансовые структуры, с/х и градостроительные компании, стратегические предприятия и застройщики.

Чтобы узнать, какая организация признается банкротом, достаточно заглянуть в ФЗ №127 от 26.10.2017 года. В нем указано, что факт банкротства представляет собой особое состояние, систему связанных процедур, а также достижение конечного результата.

Признание организации-должника банкротом возможно только по решению арбитражного суда.

Главное основание — неспособность предприятия в течение продолжительного времени рассчитаться с долгами перед кредиторами. Для признания банкротом должны соблюдаться следующие условия:

  1. Организация не выполняет финансовых обязательств в срок от трех месяцев и больше.
  2. Общий размер задолженности больше 300 000 р.
  3. Наличие решения арбитражного суда.

Иными словами, при отсутствии решения судебного органа (даже при наличии иных факторов), несостоятельность компании не признается.

Что нужно знать о признании организации-должника банкротом

В процессе признания несостоятельности участвует три группы заинтересованных:

  1. Субъекты со стороны государства.
  2. Лица с личным интересом.
  3. Сторона, обеспечивающая правосудие.

К первой категории относится ФНС РФ, органы исполнительной и местной власти. Ко второй — кредитор и организация-должник. В третью категорию входят участники суда и арбитражный управляющий. Последний должен иметь членство в саморегулируемой организации и соответствовать ряду квалификационных требований.

Сам процесс банкротства условно делится на два этапа:

  1. Попытка «вылечить» компанию-должника, восстановить ее платежеспособность.
  2. Реализация ликвидационного процесса.

Если первый этап не дает результатов, уполномоченные органы приступают к реализации следующего шага.

В роли заявителей для признания кредитной или иной организации банкротом может выступать кредитор, сама компания и ФНС. Для должника начало процедуру признания несостоятельности считается обязательством (при наличии оснований). На практике бывают ситуации, когда судебный орган одновременно получает три заявления. Первый, кто обратился в суд, вправе определиться с арбитражным управляющим.

Банкрот ли организация

Рассмотренных выше факторов достаточно для понимания сути и оснований для запуска процесса банкротства. При этом компания-должник вправе раньше обратиться в арбитражный суд, при появлении первых признаков несостоятельности и понимании будущих трудностей. В ряде случаев можно прийти в ФНС РФ и получить отсрочку по налоговым платежам (достаточно подать заявлением и указать соответствующее основание).

Добавить комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Какая организация в России не может быть признана банкротом

При нынешнем экономическом кризисе, который продолжает свое прямое воздействие на экономику России, все больше предприятий любого размера остаются перед перспективой банкротства. Однако не все знают, что не каждое из них может признаваться таковым. Рассмотрим, каким организациям не грозит банкротство, и дальнейшие законные процедуры по признанию их неплатежеспособными.

Что такое банкротство и кто не объявляется банкротом

Банкротом является сторона, которая в соответствии с решением суда не имеет возможности выполнить все действия по удовлетворению законных требований кредиторов по финансовым обязательствам, или не может оплатить обязательные платежи. Банкротство наступает через три месяца после наступления последнего срока оплаты по обязательствам. Эти положения регламентированы в Федеральном законе «О несостоятельности» (статья 3).

По каким признакам организация может быть признана банкротом:

  • денежное обязательство с долговым характером;
  • задолженность в размере более 100 тысяч рублей;
  • невозможность оплатить обязательные платежи;
  • документальное признание факта несостоятельности судебными инстанциями.

В России не каждое юридическое лицо объявляется банкротом – таковыми не могут быть признаны государственные предприятия и организации, долги которых являются субсидиарными. Также признать банкротом нельзя политическую силу или религиозную организацию, долги которой вызывают совместную ответственность ее учредителей, при том, что эти сообщества считаются некоммерческими.

Сюда же можно отнести такие организации, которые, не являясь коммерческими, не имеют права на предпринимательскую деятельность, например, общественные движения.

Признание банкротства

Платежная несостоятельность признается лишь судебными инстанциями, кроме тех случаев, когда сам должник заявляет об этом. Банкротство признается или по требованию кредитующих лиц (организаций), или по заявлению должника, который утратил возможность оплатить свои ранее взятые финансовые обязательства. После признания судом должника банкротом, ликвидация юридического лица может быть, как добровольной, так и принудительной.

Как гласят положения статьи 30 закона «О банкротстве», властные органы (в оговоренных ситуациях) совместно с учредителями обанкротившейся организации обязаны принять все возможные меры для того, чтобы банкротство не состоялось. В качестве таких мер в законе упоминается использование любой возможности, чтобы восстановить платежеспособность должника при признаках банкротства. Речь в данном случае идет о различных формах реорганизации долга, реализации имущества, смене руководящего звена, закрытии убыточных подразделений и прочих антикризисных мерах, способных вернуть должнику платежеспособность.

Процедуры при банкротстве

Во время рассмотрения дела о банкротстве юрлица могут быть применены такие механизмы:

  1. Наблюдение. Арбитражный суд вводит некое временное управление, не заменяющее обычные органы управления предприятием или любым другим бизнесом. Но такое лицо имеет право на подачу заявления об отстранении руководства от занимаемых должностей. Производственные процессы на период временного управления приостанавливаются. Также замораживаются все дела по исковым процессам против организаций, находящихся в процедуре банкротства. При этом все финансовые требования к таким должникам могут быть предъявлены лишь в порядке конкурсного отбора.
  2. Внешнее управление. Эта мера воздействия назначается судом на срок не более 18 месяцев, после чего может быть продлена еще на полгода. Во время действия внешнего управления все платежи в пользу кредиторов и по обязательствам замораживаются, а к специально назначенному внешнему управляющему переходят все полномочия по руководству проблемным предприятием.
  3. Финансовое оздоровление. Такая процедура является реабилитационной для пошатнувшегося бизнеса и может быть введена на срок не более 24 месяцев. При этом составляется график по погашению долгов, которого необходимо строго придерживаться. Предоставление такого вида помощи по выходу из кризиса может быть назначено судом без учета мнения собрания кредиторов при наличии банковской гарантии, обеспечивающей их требования.
  4. Конкурсное производство. Начинается с того момента, когда должник признан банкротом. Данная процедура является не реабилитационной, а ликвидационной, и приводит к завершению коммерческих действий юридического лица.
  5. Мировое соглашение. Такой вид решения финансовых проблем является наиболее мягким, особенно, если он оказывается приемлемым для всех сторон отношений. В данном случае заключается договор с определенными условиями, который устраивает обе стороны.

ВНИМАНИЕ!
В рамках нашего портала действует бесплатный юридический раздел, где наши эксперты отвечают на актуальные вопросы наших читателей. Все что необходимо — все лишь задать вопрос в форме ниже и ждать ответ нашего специалиста в течение 5 минут. Для вашего удобства консультации проводятся в любое время суток (круглосуточно). Задавайте вопрос:

Банкротство предприятия: понятие, виды, процедура ликвидации компаний с долгами

К банкротству организации могут привести разные причины — предприятие стало убыточным, финансовый кризис привел к тому, что владельцы не могут расплатиться с кредиторами или с банком. Банкротство предприятия — законный способ выйти из бизнеса с наименьшими потерями.

Все вопросы банкротства в нашей стране регулируются Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Последние изменения и дополнения к закону вступили в силу 8 июня 2018 года.

Читать еще:  Как узнать какие организации зарегистрированы по адресу

Понятие, признаки и цели банкротства

Банкротство компании по определению Федерального закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)» — это неспособность предприятия в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанности по уплате обязательных платежей.

Банкротство юридических лиц, а точнее — суть процедуры заключается в следующем: если компания не может расплатиться по долгам, она либо предоставляет свое имущество кредиторам для его реализации в счет долга, либо в отношении нее вводятся специальные мероприятия, направленные на восстановление платежеспособности для погашения задолженности.

Далеко не любая организация, испытывающая финансовые трудности, может считаться банкротом. Основной признак банкротства — долг в размере более 300 000 рублей, срок расчета по которому наступил более 3 месяцев назад. Компания признается банкротом по решению арбитражного суда.

Обратиться в суд могут не только кредиторы или налоговая инспекция – само предприятие-должник также может потребовать признать себя банкротом.

Зачастую компания становится банкротом в силу объективных причин, что не должно принести репутационных потерь ее владельцам.

Кейс

Ситуация: Строительная компания после кризиса имеет долги на 30 000 000 рублей. Новых заказов у нее не предвидится. Однако заказчики компании должны выплатить ей по итогу выполненных работ около 40 000 000 рублей. Притом заказчики успели объявить себя банкротами, т. е. взыскать с них долги уже невозможно. Репутация строительной компании на рынке безукоризненна, поэтому часть ее кредиторов готова списать долги. Но другая часть войти в положение не готова и угрожает судебными исками и обращением в правоохранительные органы.

Решение: Чтобы выйти из этой ситуации, потребовалась процедура банкротства строительной компании и ее ликвидация. Компания была ликвидирована без выплат кредиторам, что обеспечило ее собственнику возможность открыть новый бизнес, т. к. финансовых обязательств у него больше не было. Разумеется, для достижения подобного результата потребовалось привлечь команду грамотных юристов и аудиторов из консалтинговой группы.

Виды банкротства организации

Реальное банкротство. Этот вид характеризуется неспособностью предприятия восстановить свою платежеспособность в силу реальных потерь капитала. Компания объявляется арбитражным судом несостоятельной в соответствии с законом о банкротстве. Банкротство организации наступает вследствие неэффективного управления компанией.

Временное (условное) банкротство. Вызывается превышением актива баланса компании над ее пассивом или же большим размером дебиторской задолженности. В этом случае при помощи процедур административного и внешнего управления можно восстановить платежеспособность предприятия.

Преднамеренное (умышленное) банкротство. Ситуация, когда руководство предприятия специально доводит его до банкротства, различными способами расхищая его средства. Умышленное банкротство юридического лица преследуется по закону.

Фиктивное банкротство. Заведомо ложное объявление о несостоятельности в целях получения от кредиторов отсрочки и рассрочки платежей. Виновные в фиктивном банкротстве и утаивании активов для погашения долгов также преследуются в уголовном порядке.

Процедура банкротства предприятия

Процедура банкротства начинается с подачи заявления о признании компании-должника банкротом, причем, как уже было сказано, такое заявление могут подать как кредиторы, так и само предприятие, которое таким образом в добровольном порядке объявляет себя банкротом. После принятия заявления о признании должника банкротом арбитражный суд рассматривает обоснованность такого заявления.

Процедура банкротства организации состоит из нескольких этапов.

Наблюдение

Этап, необходимый для обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа его финансового состояния, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Срок наблюдения не может превышать семь месяцев с даты принятия заявления

Финансовое оздоровление

Финансовое оздоровление — это процедура, призванная спасти предприятие от ликвидации. Оно направлено на восстановление платежеспособности и покрытие долгов. Для этого проводится реструктуризация долгов и разрабатывается специальный график их погашения, утвержденный арбитражным судом. На этой стадии управляющий не имеет права принимать решения, приводящие к увеличению долга предприятия, он должен согласовывать свои действия с собранием кредиторов. Этот этап может растянуться на срок до 2 лет.

Внешнее управление

По требованию кредиторов арбитражный суд может назначить внешнего управляющего банкротирующей компании. Внешний управляющий заступает на должность на срок, не превышающий 18 месяцев. Во время осуществления внешнего управления должнику не начисляются штрафы или пени по его долгам.

В статье 101 пункте 6 вступившей в силу редакции Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» указано, что внешний управляющий не вправе распоряжаться депонированным имуществом должника, являющегося депонентом по договору условного депонирования (эскроу).

Конкурсное производство

Начинается, если арбитражный судья решит, что шансы на восстановление платежеспособности компании в ходе реабилитационных процедур отсутствуют либо эти процедуры на практике не доказали своей целенаправленной эффективности. Конкурсное производство организуют с целью соразмерного удовлетворения кредиторских требований по погашению накопленных долгов. В качестве дополнительных задач этого этапа можно выделить нацеленность на ликвидацию организации, поиск и аккумулирование в конкурсную массу всего имущества должника-юрлица. Срок конкурсного производства — до 18 месяцев.

Упрощенная процедура банкротства

Как видно из вышесказанного, банкротство фирмы — очень долгий и сложный процесс. Но существует и упрощенная процедура банкротства предприятия, которая позволяет осуществить все необходимые процедуры в сжатые сроки и с минимальными финансовыми потерями. Упрощенная процедура банкротства начинается с ликвидации юридического лица. После внесения соответствующих записей в ЕГРЮЛ производится официальная публикация сообщения о ликвидации компании в печати.

Через два месяца со дня публикации оформляется промежуточный ликвидационный баланс компании, после чего ликвидатор компании в силу прямого указания ч. 2 ст. 224-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» обязан уведомить кредиторов о наличии признаков несостоятельности, а также обратиться в арбитражный суд с исковым заявлением о признании предприятия банкротом.

Суд рассматривает обоснованность заявления на основании предоставленных документов и, если доказательства будут весомыми и достаточными, признает должника банкротом и введет процедуру конкурсного производства сроком 6 месяцев. При упрощенной процедуре банкротства наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление не применяются, что заметно сокращает сроки проведения всей процедуры.

Представление интересов и юридическое сопровождение банкротства

Несмотря на исключение нескольких этапов, упрощенная процедура банкротства остается очень сложным и запутанным процессом, во время которого не обойтись без помощи опытного юриста. Абсолютное большинство руководителей просто не в состоянии справиться с ним самостоятельно, поэтому все чаще юридическое сопровождение банкротства передается на аутсорсинг.

Так называемое «упрощенное банкротство» имеет заметные преимущества для компании-должника. К ним можно отнести продолжение деятельности фирмы до момента ликвидации юридического лица, защиту имущества предприятия от кредиторов. Однако при этом инициатор банкротства должен суметь защитить себя от обвинений в преднамеренном или фиктивном банкротстве. К тому же пакет необходимых документов очень велик, и во время его оформления нельзя допустить ни одной ошибки.

Поэтому надежнее и проще выбрать компанию, юристы которой подготовят все бумаги и будут представлять компанию-должника в суде.

Куда можно обратиться за юридическим сопровождением банкротства?

Мы попросили дать комментарий для наших читателей представителя компании КСК групп.

«Важно понимать, что юридическое сопровождение процедуры банкротства требуется с самых ранних ее этапов, а не только во время судебных разбирательств. Грамотно составленное и поданное в арбитражный суд заявление сэкономит время и расходы вашей компании, а это возможно только при глубоком знании законодательства и понимании всех нюансов процедуры банкротства. В КСК групп можно получить комплекс аудиторских услуг, предшествующих банкротству. Наши специалисты проанализируют правовые риски и защитят вашу компанию от возможной недобросовестности кредиторов, помогут избежать собственных ошибок. Помните, что при запуске процедуры банкротства требуется минимизировать расходы и создать наиболее выгодные условия для вашей компании по выходу из сложившейся неприятной ситуации. В нашей практике бывали случаи, когда компанию удавалось ликвидировать за полгода, а ее собственник мог начинать новый бизнес с нуля. Работая на рынке аудиторско-консалтинговых услуг более 20 лет, мы имеем достаточный опыт для того, чтобы свести к минимуму репутационные и материальные потери наших клиентов».

P. S. По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», КСК групп занимает 14 место в списке крупнейших аудиторских групп и сетей по итогам 2017 года [1] .

Читать еще:  Как правильно инвестировать в недвижимость

Определение круга юридических лиц, которые не могут быть признаны банкротами

Дата публикации: 19.06.2019 2019-06-19

Статья просмотрена: 81 раз

Библиографическое описание:

Кочарян В. Ю. Определение круга юридических лиц, которые не могут быть признаны банкротами // Молодой ученый. — 2019. — №25. — С. 305-306. — URL https://moluch.ru/archive/263/60827/ (дата обращения: 23.11.2019).

Статья 65 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает перечень юридических лиц, которые могут и не могут быть признаны банкротами. Так согласно п. 1 ст. 65 ГК РФ юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом). Государственная корпорация или государственная компания может быть признана несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда. Публично-правовая компания не может быть признана банкротом. [1]

Как мы видим из п. 1 ст. 65 ГК РФ, существует достаточно большой перечень юридических лиц, которые не могут быть признаны банкротами. Наличие указанных обстоятельств подвергается большой критике в юридической литературе. Попробуем разобраться, из каких соображений законодатель сделал столько исключений из общего правила на примере казенных предприятий и учреждений, а также религиозных организаций политических партий.

Не вызывает вопросов невозможность признания банкротами казенных предприятий и учреждений, так как согласно п. 3 ст. 7 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», п. 3 ст. 123.21 ГК РФ в случае недостаточности имущества, денежных средств по их долгам субсидиарную ответственность несут их учредители. [2]

Относительно политических партий и религиозных организаций профессором Попондопуло В. Ф. со ссылкой на ст. 13–14 Конституции Российской Федерации была высказана позиция о том, имеющийся в законодательстве запрет на банкротство данных видов юридических лиц объясняется особой ролью указанных организаций в развивающемся российском обществе, обеспечением им гарантий идеологического и религиозного многообразия. [3, с. 44–52]

Однако имеется и противоположная точка зрения. Так Третьяков И. А. в своем научном труде обращает внимание на то, что изъятие из перечня политических партий и религиозных организаций выглядит необоснованным, особенно с учетом того, что указанные организации могут заниматься приносящими доход видами деятельности. По мнению автора, также представляется, что свобода вероисповедания, политические права и свободы граждан вряд ли могут быть нарушены вследствие неисполнения политической партией или религиозной организацией своих хозяйственных обязательств. [4, с. 293–297]

Позиция И. А. Третьякова в отношении политических партий и религиозных организаций представляется актуальной и достаточно обоснованной в силу следующих обстоятельств.

Согласно ст. 29 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» денежные средства политической партии формируются, в частности, за счет: средств федерального бюджета; поступлений от мероприятий, проводимых политической партией, ее региональными отделениями и иными структурными подразделениями, а также доходов от предпринимательской деятельности; поступлений от гражданско-правовых сделок. [5]

Таким образом, мы видим, что политические партии имеют множество каналов для законного извлечения прибыли, в том числе, политическая партия может быть участником сделок, приносящих доход, более того, она может иметь доходы от предпринимательской деятельности, в связи с чем не понятна позиция законодателя относительно запрета на банкротство данного юридического лица.

Представляется возможным выдвинуть позицию, в соответствии с которой запрет на банкротство политических партий, прежде всего, обусловлен защитой государством бюджетных денежных средств.

Так информационное агентство «РБК» 15.06.2018 выложило на своем электронном ресурсе информацию о том, что 04.06.2018 Центральная избирательная комиссия Российской Федерации опубликовала сводные финансовые отчеты партий за 2017 год. Проведенный РБК анализ партийных отчетов начиная с 2005 года (более старые отчеты на сайте ЦИК РФ недоступны) показал, что парламентские партии в 2017 году впервые оказались зависимы от бюджета не менее чем на 75 %. [6]

Согласно сведениям ЦИК РФ, на 2017 год в политической партии «Единая Россия» бюджетные деньги составляют 80 % дохода, в политической партии КПРФ — также 80 %, в политической партии ЛДПР — 97 %, в политической партии «Справедливая Россия» — 75 %. [7]

Из вышеизложенного следует, что если бы банкротство политических партий было разрешено, то фактически бюджетные средства поступали бы в частную собственность граждан и (или) юридических лиц, что, безусловно, не выгодно с точки зрения защиты государственных интересов.

Из вышеизложенного следует, что законодатель устанавливает разные стандарты в отношении частных юридических лиц и юридических лиц, которые владеют на праве собственности имуществом, которое было передано им Российской Федерацией. Указанный подход законодателя справедливо критикуется в юридическом сообществе и обозначается как политика «двойных стандартов».

Представляется необходимым совершенствование законодательства о несостоятельности (банкротстве) в области уточнения круга юридических лиц, которые могут быть признаны несостоятельными (банкротами) ввиду того, что действующее законодательство сформулировано таким образом, что нарушается важнейший принцип гражданского законодательства — принцип равенства участников экономических отношений.

Банкротство стратегических предприятий и градообразующих организаций: порядок, условия и особенности

Когда возможно признание банкротства стратегических предприятий и градообразующих организаций. Какие особенности предполагает судебная процедура и в каком порядке присваивается статус банкрота

Один из наиболее сложных вариантов признания несостоятельности – банкротство стратегических предприятий и организаций. Это отдельная форма юр. лица, регламентирующихся только российским законодательством. В статье подробно рассмотрим, что собой представляет данная процедура, какие особенности и последствия имеет.

Понятие и нюансы признания несостоятельности

В соответствии со ст. 169 Закона о несостоятельности, под градообразующей организацией понимается юридическое лицо, отвечающее одному из следующих признаков:

  • число сотрудников составляет не менее 25% от общего количества работоспособных жителей конкретного населенного пункта;
  • количество работников больше 5 тысяч.

Банкротство градообразующих организаций имеет свои нюансы, объясняющиеся особым статусом. Ликвидация предприятия имеет последствия не только для руководящего состава и владельцев бизнеса, но и для населения, в котором оно расположено.

Итак, особенности банкротства градообразующих организаций следующие:

  • период финансового оздоровления юридического лица данного типа либо внешнего управления может быть продлен на 1 год, если в арбитраж будет предоставлено соответствующее поручительство;
  • в договоре купли-продажи стратегического предприятия допускается включение условия о сохранении рабочих мест (до 50%) в течение конкретного периода, но не больше, чем на 3 года с даты продажи компании.

Перечень стратегических предприятий утвержден распоряжением Правительства РФ от 9 января 2004 г. №22-р, благодаря чему определение категорий юридических лиц перестало вызывать затруднения.

Кто не может быть признан банкротом

Ст. 65 ГК РФ устанавливает перечень организаций, отношении которых не может быть запущено производство признания несостоятельности.

Итак, кто не может быть банкротом? Подобный статус не может быть присвоен:

  • публично-правовым компаниям;
  • казенным предприятиям;
  • государственным и муниципальным учреждениям;
  • политическим партиям;
  • религиозным организациям.
Читать еще:  Как использовать мат капитал на строительство

Градообразующие предприятия не включены в данный список, а значит, они могут быть признаны финансово-несостоятельными.

Условия для признания банкротства

Процесс признания банкротом стратегических предприятий имеет свои особенности. Они также касаются условий, при которых может быть запущена процедура признания компании несостоятельной.

Итак, какая организация может быть признана банкротом? Процедура признания несостоятельности запускается, если:

  1. Общий долг превышает 500 тыс. рублей (правительство рассматривает увеличение данного порога до 5 млн.). Для сравнения, банкротство юр лиц другого статуса возможно, когда долг больше 300 тыс. рублей. А признание гражданина банкротом (в том числе, ИП) возможно при задолженности от 500 тыс. рублей.
  2. Обращение в арбитраж возможно только через полгода с даты последнего запланированного платежа, если в течение этого времени руководством не принимаются никакие меры для расчета с долгами. При банкротстве ООО и других юридических лиц, данный срок сокращен до 3-х месяцев.

Возможные инициаторы

Процесс банкротства стратегических предприятий и организаций может быть запущен по заявлению:

  • директора компании-должника;
  • государственных органов, перед которыми у компании имеется долг;
  • любыми лицами, имеющими право на выставление финансовых претензий к градообразующему предприятию;
  • действующих и бывших сотрудников фирмы, не получивших причитающиеся выплаты (зарплаты, премии, пособия).

Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

Руководители организации обязаны ходатайствовать о начале процесса банкротства, если:

Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

  • образовалась ситуация, при которой выплата по одному долгу сделает исполнение обязательств по остальным платежам невозможным;
  • имеются реальные признаки несостоятельности.

Остальные могут инициировать процедуру только после того, как суд рассмотрит дело о взыскании долгов и вынесет соответствующее постановление.

Обращение кредитора в арбитраж с заявлением об инициировании процесса банкротства в отношении стратегических предприятий возможно только при условии предварительной публикации о планируемом признании несостоятельности в официальных источниках.

Возможные участники дела о банкротстве

Проведение процедуры признания банкротом возможно при наличии 2-х сторон: истца и ответчика, роль которых исполняют кредиторы и должник. Также, в соответствии со ст. 170 №127-ФЗ, к делу о несостоятельности градообразующих организаций привлекается:

  • орган местного самоуправления (в обязательном порядке);
  • федеральные и муниципальные органы исполнительной власти (при необходимости).

В случае банкротства стратегического предприятия предполагаются стандартные стадии судебного процесса, но с учетом того, что сроки каждого этапа будут максимально продлены.

Объясняется это тем, что все участники процесса будут прикладывать усилия для спасения организации (в отличие от дел о признании банкротом граждан и юридических лиц других типов) по причине огромного количества сотрудников и стратегического статуса предприятия.

Рассмотрим подробно все стадии банкротства градообразующих организаций.

Наблюдение

Это стандартное начало процедуры банкротства стратегических предприятий.

На стадии наблюдения осуществляется:

  • анализ финансовых отчетов;
  • определение сделок, которые были заведомо убыточными для компании;
  • поиск резервов для выхода из ситуации без оформления банкротства.

Максимальный срок – полгода.

Финансовое оздоровление

Это ключевой этап процедуры банкротства стратегических предприятий.

Цель данной стадии – проведение мероприятий для восстановления платежеспособности и прекращения дела о признании несостоятельности компании. На этом этапе:

  • осуществляется государственная поддержка градообразующей организации, путем выделения денежных средств из бюджета различных уровней;
  • проводится реструктуризация фирмы;
  • оптимизируется штат;
  • проводится оптимизация и экономия активов компании.

Таким образом, в основе правового регулирования банкротства стратегических предприятий лежит осуществление мероприятий с поддержкой государства, направленных на восстановление платежеспособности.

Внешнее управление

Это еще один важный этап, цель которого – выявление факторов, препятствующих оздоровлению стратегических организаций, например:

  • функционирование убыточных филиалов;
  • наличие нерациональных должностей, приводящее к необоснованному расширению штата;
  • эксплуатация оборудования, являющегося устаревшим и энергозатратным.

Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

На данном этапе проводятся мероприятия, направленные на повышение показателей, для чего в числе прочих процедур осуществляется:

Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

  • продажа филиалов, признанных убыточными;
  • постепенное списание энергозатратного оборудования и его замена современными аналогами;
  • оптимизация штата путем сокращения количества сотрудников.

Срок проведения данных процедур устанавливается в зависимости от конкретной ситуации и может быть продлен (общий период, включая этап финансового оздоровления не должен превышать 2 года).

Поручительство и конкурсное производство

При проведении процедуры банкротства в отношении стратегического предприятия используется дополнительный этап, невозможный при признании банкротом физических и других юридических лиц – поручительство.

Поручителями могут выступать только органы власти, от лица которых подписываются дополнительные контракты, по которым предприятию-должнику предоставляется отсрочка по выплатам.

В случае неисполнения обязательств по поручительству, вводится конкурсное производство. На этом этапе градообразующее предприятие продается другому собственнику. В данном случае не проводятся торги по отдельным объектам собственности должника – все имущество продается единовременно. Это важно для продолжения деятельности оранизации и максимального сохранения рабочих мест.

Если новый владелец градообразующего предприятия не исполняет положения ч.2 ст. 175 №127 ФЗ (о сохранении не менее половины рабочих мест в течение следующих 3-х лет), сделка будет признана недействительной.

Очередность выплат

Финансовые претензии кредиторов удовлетворяются за счет средств, порученных от продажи предприятия-банкрота. Необходимо отметить специфику очередности выплат:

  1. Ликвидация последствий банкротства, оказавших влияние на жизнедеятельность региона;
  2. Выплата заработных плат сотрудникам.
  3. Перечисление компенсация и пособий, положенных работникам за период, в течение которого организация не функционировала;
  4. Погашение кредитных долгов.

В последнем случае возможно частичное списание данного вида задолженности, если после выплат по первоочередным платежам, денежных средств на исполнение кредитных обязательств недостаточно.

Последствия признания банкротства

Последствия банкротства стратегических организаций могут стать настоящим бедствием для региона, в котором оно было основным местом работы подавляющего числа жителей.

Выделяются несколько категорий последствий несостоятельности таких юридических лиц:

  1. Экономические. Выражаются в общем упадке финансового благосостояния населенного пункта, невозможности наполнения государственной казны и уменьшения общих доходов бюджета.
  2. Социальные. Начинается безработица и, как следствие, снижается уровень жизни граждан.

Именно из-за глобальности последствий признания банкротом градообразующих предприятий, признание несостоятельности данной категории юридических лиц достаточно редкое явление, благодаря государственной поддержке должника-банкрота.

Проведение процедуры банкротства стратегических предприятий достаточно редкое, но возможное явление. Оно имеет свои нюансы, существенно осложняющие признание несостоятельности. Итак, особенности банкротства градообразующих организаций:

  • инициируется при размере долга свыше 0,5 млн. рублей, а также в случае, если с даты последнего планируемого платежа прошло более полугода;
  • перечень стратегических предприятий установлен законодательно (основные характеристики – количество сотрудников превышает 5 тыс. либо свыше 25% от общего числа работоспособных граждан конкретного населенного пункта);
  • инициировать процесс признания банкротом могут как кредиторы, так и сам руководитель организации, также привлекается третья сторона – местный орган власти;
  • этапы процедуры стандартные, но срок каждого увеличен за счет проведения максимального количества мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности;
  • дополнительная стадия процедуры, не предусмотренная для остальных юридических лиц – поручительство органов власти, благодаря которому должнику предоставляется отсрочка по выплатам;
  • при невозможности финансового оздоровления, запускается конкурсное производство, в ходе которого реализуется весь имущественный комплекс предприятия единовременно;
  • новый владелец обязан сохранить не менее половины рабочих мест в последующие 3 года, иначе сделка купли-продажи будет аннулирована;
  • выплаты по долгам имеют строгую очередность: сначала ликвидируются последствия для региона, далее выплачиваются зарплаты, затем компенсации и пособия. Оплата кредитов производится в последнюю очередь, если оставшихся средств не хватает, эти долги списываются;
  • признание банкротом стратегических предприятий имеет масштабные последствия для экономики и социальной жизни региона.

Нельзя сказать, что градообразующие организации полностью защищены от банкротства, но признание их несостоятельности самый сложный и длительный процесс.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector