Государственный кадастровый учет недвижимого имущества это

Государственный кадастровый учет объектов недвижимости

В Федеральном законе от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», вступившем в силу с 1 января 2017 года, дано следующее определение государственного кадастрового учета (ч.7 ст.1):

«Государственный кадастровый учет недвижимого имущества — внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также — объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее — государственный кадастровый учет)».

Государственный кадастровый учет осуществляется органом регистрации прав.

Для справки: орган регистрации прав — уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти и его территориальные органы, осуществляющий государственный кадастровый учет, государственную регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

В настоящее время самый простой способ обратиться в орган регистрации прав – это подать документы в МФЦ (многофункциональный центр «Мои документы»), который уже направит Акт обследования на рассмотрение в орган регистрации прав.

Основания для осуществления государственного кадастрового учета

Каждый правообладатель объекта недвижимости должен понимать, что для полноценного распоряжения своим объектом недвижимости сведения о его объекте недвижимости должны быть внесены в ЕГРН. Внесение в ЕГРН сведений об объекте недвижимости осуществляется путем проведения государственного кадастрового учета органом регистрации прав.

Государственный кадастровый учет – это заявительная процедура и производится он соответственно на основании заявления заинтересованного лица.

Помимо заявления для проведения государственного кадастрового учета в каждом конкретном случае требуется определенный комплект документов, которые являются основанием для его проведения. Общий перечень документов-оснований содержится в части 2 статьи 14 Федерального законе от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Кадастровый инженер из приведенного перечня в ч.2 ст. 14 Закона от 13.07.2015 №218-ФЗ для возможности осуществления государственного кадастрового учета подготавливает все виды документов, перечисленные в пункте 7 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ, а именно: межевой план, технический план, акт обследования и карта-план территории.

Таким образом, к заявлению о государственном кадастровом учете для проведения органом регистрации прав государственного кадастрового учета объекта недвижимого имущества прилагаются в соответствии с ч.4 ст. 18 Федерального законе от 13.07.2015 №218-ФЗ следующие документы:

  1. документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
  2. документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (ч.2 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ);
  3. иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

Следует иметь ввиду, что в некоторых случаях государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав в связи с вступлением в силу с 1 января 2017 года Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ осуществляются одновременно. Такие случаи изложены в части 3 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ. Государственная регистрация прав при этом сопровождается уплатой госпошлины (ст. 17 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ).

Важно знать:

  • За проведение государственного кадастрового учета государственная пошлина не взимается;
  • государственный кадастровый учет осуществляется в течении семи рабочих дней с даты приема МФЦ заявления на осуществление государственного кадастрового учета и прилагаемых к нему документов (п.4 ч.1 ст.16 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ);
  • датой государственного кадастрового учета является дата внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) записи об объекте недвижимости (ч.3 ст.16 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ);
  • государственный кадастровый учет удостоверяется выпиской из ЕГРН (ч.1 ст.28 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ).

Выписка из ЕГРН об объекте недвижимости выдается в целях удостоверения осуществления государственного кадастрового учета при учете изменений объекта недвижимости (п.11 Приказа Минэкономразвития России от 25.12.2015 №975).

Выписка из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости выдается в целях удостоверения осуществления государственного кадастрового учета при постановке на учет объекта недвижимости или снятии с учета объекта недвижимости (п.7 Приказа Минэкономразвития России от 20.06.2016 №378).

Сотрудники компании «ЗЕМЛЕМЕРиЯ» предоставляют широкий спектр услуг в области государственного кадастрового учета объектов недвижимого имущества. Вы всегда можете получить грамотную консультацию по вопросам государственного кадастрового учета и заказать у нас любой документ, предусмотренный пунктом 7 части 2 статьи 14 федерального законе от 13.07.2015 №218-ФЗ, а именно: межевой план, технический план, акт обследования и карта-план территории.

Кадастровый учет объектов недвижимости.

Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости (далее – ГКН) сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных сведений о недвижимом имуществе в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре).

Полномочия по государственному кадастровому учету и ведению ГКН осуществляются Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (далее – Росреестр) в соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года № 457.

В сфере государственного кадастрового учета и ведения ГКН Росреестр выступает органом кадастрового учета.

Росреестр осуществляет полномочия непосредственно и через свои территориальные органы (Управления Росреестра по субъектам Российской Федерации), их структурные подразделения (далее – обособленные подразделения).

За государственный кадастровый учет государственная пошлина не взимается.

В соответствии с приказом Росреестра от 11.03.2010 № П/93 полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенный в государственный кадастр недвижимости, переданы ФГУ «Земельная кадастровая палата» по субъектам Российской Федерации.

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества[1] (далее- государственный кадастровый учет) осуществляется по месту нахождения объекта недвижимости.

Постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в срок не более чем двадцать рабочих дней со дня получения органом государственного кадастрового учета соответствующего заявления о государственном кадастровом учете, если иное не установлено законодательством.

Учет адреса правообладателя осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения органом государственного кадастрового учета соответствующего заявления об учете адреса правообладателя.

Перечень необходимых документов

межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка);

копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 Закона о кадастре местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ);

документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя);

копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости (при учете изменений такого объекта недвижимости, учете адреса правообладателя или снятии с учета такого объекта недвижимости и отсутствии сведений о зарегистрированном праве данного заявителя на такой объект недвижимости в государственном кадастре недвижимости);

копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право собственности заявителя на объект недвижимости либо подтверждающего установленное или устанавливаемое ограничение (обременение) вещных прав на такой объект недвижимости в пользу заявителя (при учете части такого объекта недвижимости, за исключением случая, если заявителем является собственник такого объекта недвижимости и в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о зарегистрированном праве собственности этого заявителя на такой объект недвижимости);

копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель (при кадастровом учете в связи с изменением сведений категории земель, к которой отнесен земельный участок);

Читать еще:  Как узаконить газовое оборудование на авто

копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка (при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением сведений о виде разрешенного использования земельного участка)

Способы подачи заявлений и документов, необходимых для осуществления кадастрового учета

Заявления и документы для осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимости могут быть предоставлены заявителями:

— лично в местах приема заявителей территориального органа или федерального государственного учреждения (обособленного подразделения, отдела);

— посредством почтового отправления на почтовый адрес для приема заявлений и документов, представляемых для осуществления государственного кадастрового учета территориального органа или федерального государственного учреждения (обособленного подразделения, отдела);

— в форме электронных документов с использованием сетей связи общего пользования.

Заявление и документы, направленные на иной почтовый адрес территориального органа или федерального государственного учреждения (обособленного подразделения, отдела) не рассматриваются как заявление и документы, представленные для осуществления государственного кадастрового учета.

Приостановление осуществления кадастрового учета

Осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если:

имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем для осуществления такого кадастрового учета документах, и кадастровыми сведениями о данном объекте недвижимости (за исключением случаев, если при осуществлении такого кадастрового учета вносятся изменения в указанные кадастровые сведения);

одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, пересекает одну из границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости);

местоположение помещения, о кадастровом учете которого представлено заявление, в соответствии с кадастровыми сведениями частично или полностью совпадает с местоположением другого помещения (за исключением случая, если другое помещение является преобразуемым объектом недвижимости);

не представлены необходимые для кадастрового учета документы.

Отказ в осуществлении кадастрового учета

Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если:

имущество, о кадастровом учете которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, кадастровый учет которого осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом;

заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям Закона о кадастре;

объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образуется из объекта недвижимости или объектов недвижимости и раздел или выдел доли в натуре либо иное совершаемое при таком образовании действие с преобразуемым объектом недвижимости или преобразуемыми объектами недвижимости не допускается в соответствии с установленными федеральным законом требованиями;

4) объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образован из объекта недвижимости, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о котором носят временный характер;

с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо;

истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении;

межевой план, технический план или акт обследования заверен подписью неуправомоченного лица.

Выдача заявителям документов, подготовленных по результатам осуществления кадастрового учета

При постановке на учет объекта недвижимости, учете изменений объекта недвижимости, учете части объекта недвижимости или снятии с учета объекта недвижимости орган кадастрового учета в случае принятия соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета начиная с рабочего дня, следующего за днем истечения срока осуществления государственного кадастрового учета, обязан выдать заявителю или его представителю лично под расписку:

кадастровый паспорт объекта недвижимости (при постановке на учет такого объекта недвижимости);

кадастровую выписку об объекте недвижимости, содержащую внесенные в государственный кадастр недвижимости при кадастровом учете новые сведения о таком объекте недвижимости (при учете изменений такого объекта недвижимости);

кадастровую выписку об объекте недвижимости, содержащую внесенные в государственный кадастр недвижимости при кадастровом учете сведения о части такого объекта недвижимости, на которую распространяется ограничение (обременение) вещных прав (при учете части такого объекта недвижимости);

кадастровую выписку об объекте недвижимости, содержащую внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о прекращении существования такого объекта недвижимости (при снятии с учета такого объекта недвижимости).

93.79.221.197 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Государственный кадастровый учет объектов недвижимости: что это такое? Особенности идентификации

Все объекты недвижимости на обязательной основе должны быть учтены, путем их внесения в общую систему кадастра.

Не всем обычным гражданам сразу понятно для чего это требуется и на что повлияет данный вид учета. Официальная государственная регистрация имущества по установленным законом правилам подтверждает индивидуальность имеющихся владений.

Здесь вы узнайте, что представляет собой постановка на кадастровый учет, как ее осуществить и обязательно ли это делать.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — просто позвоните, это быстро и бесплатно !

Регистрация объектов в кадастре — что это такое?

Постановка на кадастровый учет происходит по конкретно прописанным правилам. Для участков земли они приобрели свою силу, согласно законодательству, в январе 2008 г., а для зданий (сооружений) стали действительны с января 2013 г.

Постановка на кадастровый учет объекта недвижимости – манипуляции по занесению в систему кадастра всех сведений об объекте, придание ему индивидуальных признаков.

Действия, осуществляемые при регистрации объекта в системе кадастра:

  • сбор данных об объекте;
  • определение признаков, позволяющих описать его;
  • запись полученной информации, указание изменений, если таковые появились;
  • исключение из государственного реестра.

Цель постановки на учет по кадастру:

  1. Придание объекту индивидуальных признаков.
  2. Присвоение номера в системе кадастра.
  3. Подтверждение существования этой недвижимости.
  4. Исключение из ЕГРН, по причине ликвидации.

Все существующее недвижимое имущество должно быть зарегистрировано в ЕГРН. Там будут расписаны все имеющиеся о нем сведения. Эти данные понадобятся при следующих манипуляциях с недвижимостью:

Отсюда выходит заключение – недвижимость должна быть зарегистрирована в кадастровой системе как можно скорее.

Снять же с кадастрового учета объект недвижимости просто так не удастся. Для этого должны появиться веские причины. Таковыми являются изменения первоначального вида имущества, по признакам которого оно регистрировалось в ЕГРН:

  • масштабное повреждение недвижимого имущества (реконструкция нецелесообразна);
  • объединение 2х и более объектов в один или наоборот;
  • изменение площади земельного участка.

Увеличение размера объекта – не причина для его снятия с учета.

Объекты недвижимости, подлежащие регистрации

Недвижимым имуществом, являющимся обязательным к регистрации в кадастровой системе, являются:

  • одна часть земли, выделенная из другой;
  • вновь созданный земельный участок, прежде не учтенный;
  • любая из долей земли, выделенная из одного участка;
  • вновь отстроенное здание;
  • новые объекты недвижимости, образовавшиеся вследствие раздела сооружения, дома;
  • видоизмененный земельный участок или здание;
  • имущественные комплексы.

Учету подлежит все недвижимое имущество, за исключением:

  1. требующейся ВС РФ.
  2. Используемой ФСБ РФ.
  3. Представляющей собой культурную ценность (заповедники и т. д.).
  4. Кораблей.
  5. Лесных фондов.
  6. Водоохранных зон.
  7. Участков недр (земель с полезными ископаемыми).

При желании что-либо сделать с таким недвижимым имуществом (перепродать, передать в аренду), придется сначала его зарегистрировать в системе кадастра.

Как узнать об осуществлении процедуры?

Имеется 2 способа:

  1. Посмотреть через Интернет по базе ГКН (быстрый вариант).
  2. Самолично посетить МФЦ или Росреестр (наиболее длительный процесс, с оформлением запроса по нужному объекту и, впоследствии, выдачей выписки из ЕГРН).

О том, как выяснить стоит ли дом на кадастровом учете, говорится здесь.

Кто должен выполнять?

Согласно действующему законодательству, это могут сделать:

  • непосредственно собственник недвижимости;
  • гражданин, являющийся наследником данного имущества;
  • лицо, имеющее право пользования имуществом долгосрочно;
  • арендатор, при сроке аренды более 5 лет.

Вместо вышеперечисленных лиц, может заняться оформлением недвижимого имущества их законный представитель, имеющий на руках доверенность (обязательно заверенную).

Обратившийся должен иметь с собой следующую документацию для постановки объекта недвижимости на учет в систему кадастра:

  1. Паспорт хозяина (представителя) объекта.
  2. Заявление о постановке на кадастровый учет и получение кадастрового паспорта.
  3. Технический план регистрируемой недвижимости.
  4. План межевания.
  5. Документы, доказывающие собственничество по отношению к конкретному имуществу.
  6. Учредительная документация (для юридического лица).
  7. Платежные чеки о погашении полагающейся госпошлины.
  • Скачать бланк заявления о постановке на кадастровый учет
  • Скачать образец заполнения заявления о постановке на кадастровый учет и получении кадастрового паспорта
Читать еще:  Что проверяет прокуратура в организации

Какими законами регламентируется выбор сторон?

Ст. 4 этого законопроекта гласит, что участниками отношений являются:

  • собственники и другие лица, имеющие права на недвижимость, включая граждан, приехавших из-за границы;
  • лица без гражданства;
  • юридические лица;
  • органы власти;
  • инженеры кадастровой службы;
  • исполнители судебных решений;
  • нотариусы и другие граждане, допущенные по закону;
  • регистрационные органы.

Обязан ли застройщик оформлять жилые помещения в ГКН?

Нет, обязанностью застройщика не является регистрация недвижимого имущества в кадастре, особенно, если в ближайшем будущем он не планирует совершать какие-либо манипуляции с ним.

Однако, существуют ситуации, при которых застройщику придется зарегистрировать строение в ГКН:

  1. Если по окончании строительства недвижимость будет продаваться.
  2. По причине передачи объекта УК.

Что предпринять, если это не сделано?

Сделка купли-продажи строения, не прошедшего учет, не будет официально зарегистрирована. Недвижимое имущество попадает в гражданский оборот только после его занесения в систему кадастра, поэтому обязательно надо настоять, чтобы застройщик до конца прошел процедуру учета.

Бывает, что застройщик пытается продать неучтенное строение, сильно занижая его рыночную стоимость. Покупая такую недвижимость, покупатель попадет в ситуацию, когда уполномоченные органы откажутся регистрировать имущество и придется оплачивать штрафы.

Обязательно обращайте внимание на всю документацию, которую передает застройщик.

Идентификация зданий и сооружений

Этот вид учета делается для присвоения специального номера, под которым здание (сооружение) будет числиться в ЕГРН. После этого, конкретное строение станет идентифицироваться, как находящееся по определенному адресу. Собственнику (представителю), по окончании процедуры, будет выдан кадастровый паспорт.

Подробнее про то, что такое постановка на кадастровый учет зданий и сооружений и как ее осуществить, мы писали в отдельной статье.

Особенности внесения изменений

Именно ст. 41 данного закона описывает особенности учета недвижимого имущества в ГКН.

Вот некоторые особенности:

  • при создании 2х и более объектов из одного разделенного, либо наоборот их объединения, изменения планировки, смене границ помещений, оформление прав на все недвижимое имущество проходит одновременно;
  • раздел машино-мест или изменение расстояния между соседними машино-местами не допускается, если установленный нормами размер не соблюден и т.д.

Особенностей довольно много и удобнее с ними будет ознакомиться по данной ссылке – ФЗ №218 ст.41.

Перед тем как регистрировать недвижимое имущество необходимо изучить правила, прописанные в Кодексе, соответствующем его виду. После изучить закон «о кадастровом учете» и можно приступать к постановке на учет.

Полезное видео

Посмотрите видео по теме:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Кадастровый учет – что это такое?

Понятие кадастровый учет дается в п.7 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Государственным кадастровым учетом признается внесение сведений в ЕГРН (Единый государственный реестр недвижимости) для того, чтобы подтвердить существование объекта недвижимости. Объектом служит не только сама земля, но и все постройки неразрывно с ней связанные.

То есть все значимые сведения о любом недвижимом имуществе, перечень которых установлен законодательными актами, вносятся в единую базу государства. Как показывает практика, чтобы сведения эти внести одного желания мало. Так, для постановки на учет строения, необходимо собрать пакет технической документации (подготовить технический план). Кадастровый учет земельного участка тоже не обойдется без его замеров и привязке к определенным координатам (межевой план). Все эти документы являются юридически значимыми и готовятся только специалистами в области кадастра – кадастровыми инженерами. Кроме того, подготовка подобного рода документации требует дополнительных материальных затрат. (Рассчитать примерную стоимость кадастровых работ можно по калькулятору: https://geostart.ru/work/mezhevanie_podolsk) Зато взамен, вы получите имущество, которое зарегистрировано государством надлежащим образом, а значит подтвердите свое право на него. А где право, там и обязанность в виде налогообложения.

Кадастровый учет для чего нужен

Целью кадастрового учета является внесение сведений об имуществе в государственный кадастровый реестр. Таким образом подтверждается факт существования недвижимого имущества, или же наоборот факт того, что этого имущества теперь нет. Так как для собственника недвижимость представляет определенную ценность, то и интерес в постановке на кадастровый учет возникает в первую очередь у него. Ведь для полноценного распоряжения любой вещью необходимо ее индивидуализировать.

Ответственность за внесение сведений в кадастр недвижимости несет Росреестр, поэтому сотрудники данного госоргана (регистраторы) наделены правами проверки предоставленных сведений, и в случае обнаружения недостоверности данных могут отказать в приемке документов. Заявитель, в свою очередь, может обжаловать действия регистраторов.

При появлении ЕГРН, многие данные вносились туда на основании раннее учтенных. Однако перенос сведений проходил не совсем гладко. На Публичной кадастровой карте встречаются неточности и кадастровые ошибки. Да и многие данные, на основании которых заносились сведения, зачастую указывались в документах приблизительные. Сейчас, для учета новых объектов, требования стали более жесткими. Поэтому, для постановки земли или строения на кадастровый учет требуется межевой план или технический план соответственно. Без этих документов, содержащих привязку объектов недвижимости к земельным координатам, кадастровый учет невозможен.

Кадастровый учет и регистрация права собственности

Мы выяснили, что кадастровый учет недвижимости очень важен. Все действия, необходимые для выполнения постановки недвижимости на кадастровый учет, направлены на то, чтобы подтвердить существование объекта. Зачем это надо? Чтобы иметь возможность в дальнейшем распоряжаться своим имуществом, то есть иметь на него право собственности. Право собственности, зарегистрированное в ЕГРН – это юридический акт государства, подтверждающий признание и подтверждение этого права. А право зарегистрировать возможно только на имущество, поставленное на кадастровый учет. Вот такой вот замкнутый круг – без кадастрового учета невозможно зарегистрировать право собственности.

На самом деле, постановка на кадастровый учет и регистрация права собственности на вновь возникшее недвижимое имущество по законодательству происходит одновременно, по единому заявлению. Однако, существуют моменты, когда кадастровый учет может проводиться без одновременной регистрации и наоборот. Например, при переходе права собственности, когда объект недвижимости уже стоит на кадастровом учете. Также, при изменениях характеристик объекта, на кадастровый учет ставится имущество с новыми характеристиками, а право собственности на это имущество не меняется.

Когда появился кадастровый учет в РФ

Сегодняшние требования к кадастровому учету, действуют с начала 2017 года, когда вступил в силу 218-ФЗ. Конечно, с этого момента закон не раз претерпевал изменения – и это для нашего государства норма. А вообще, кадастровый учет приближенный к такой форме, в которой он существует сейчас появился в начале 90-х годов, когда была узаконена частная собственность. Тогда в земельном кодексе 1991 года звучит понятие государственный земельный кадастр – система сведений о собственниках земель. Также существует порядок ведения кадастра, установленный Советом Министров РСФСР.

Официально понятие земельный кадастр появилось еще раньше – в 1969 году, оно касалось целевого использования земель и их регистрации. Появилась новая форма документации – Государственная земельная книга, содержащая в себе учет единого земельного массива, приусадебных участков, земель, находящихся в личном пользовании.

Ныне действующий Земельный кодекс (от 25.10.2001 N 136-ФЗ, ст. 70) за время своего существования неоднократно изменялся, а вместе с ним отменялись, изменялись, издавались и другие законодательные акты, регулирующие регистрацию недвижимости государством. Так, в первое десятилетие нашего века существовал так называемый двойной учет. Отдельно учитывались земельные участки органами государственного земельного кадастра и объекты капитального строительства (учет велся органами БТИ). С 2008 года начинается преобразование кадастрового учета на государственном уровне. Две базы сливаются в одну и возникает Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Появляется единый орган регистрации – Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии (Росреестр).

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества и государственная регистрации прав на недвижимое имущество как единая функция государственного управления

Дата публикации: 16.09.2019 2019-09-16

Статья просмотрена: 51 раз

Библиографическое описание:

Михайловская С. В. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества и государственная регистрации прав на недвижимое имущество как единая функция государственного управления // Молодой ученый. — 2019. — №37. — С. 37-40. — URL https://moluch.ru/archive/275/62410/ (дата обращения: 23.11.2019).

Читать еще:  Земля для лпх как получить

Статья посвящена государственной функции в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Рассмотрены определения государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета. Выявлены положительные стороны введения понятия единой учетно-регистрационной системы.

Ключевые слова: государственная регистрация, недвижимое имущество, государственный кадастровый учет, Федеральная служба, государственная услуга

The article is devoted to the state function in the field of state cadastral accounting and state registration of rights to real estate. The definitions of state registration of rights and state cadastral accounting are considered. The positive aspects of the introduction of the concept of a single accounting and registration system are revealed.

Keywords: state registration, real estate, state cadastral registration, Federal service, state service

Введением в действие Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» ознаменовано рождение в России новой учетно-регистрационной системы. Новая система представляет собой результат слияния двух ранее существовавших структур государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимого имущества в единое целое.

Образование и последующее развитие новой структуры подвело итог длительной работы, которая ориентирована на развитие и совершенствование предоставления государственных услуг в области учетно-регистрационной деятельности.

Одной из приоритетных задач при образовании новой структуры стало усовершенствование результатов оказания государственных услуг в области регистрации прав и кадастрового учета.

Государственная регистрация прав и государственный кадастровый учет определены как целостная значимая функция государства по предоставлению государственных услуг в рассматриваемой сфере. Эта функция предназначена для выполнения комплексной системы мер по охране конституционно закрепленных прав обладателей недвижимости, а также по развитию современного рынка недвижимости.

Необходимо отметить, что структура государственных действий по регистрации недвижимого имущества предопределена статьей 131 Гражданского Кодекса Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ. «Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами» [1].

Фактический смысл и юридический результат регистрации прав четко установлены Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О государственной регистрации недвижимости» (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.08.2019). Указанным законом регламентирован порядок проведения процедуры и принципы регистрации и учета недвижимого имущества.

Полное определение понятия государственного кадастрового учета дается в части 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». «Государственный кадастровый учет недвижимого имущества — внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машиноместах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также — объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости» [2].

Отнесение процедур государственной регистрации и государственного кадастрового учета к публичной функции заложено уже в самом названием процедур как государственные.

Неоспорим тот факт, что государственная регистрация и государственный учет имеют в целом общую форму и дополняют друг друга по содержанию, несмотря на наличие различий по юридическому смыслу. В принципе, государственную регистрацию права можно рассматривать как основную функцию, а государственный кадастровый учет в качестве вспомогательной функции.

Нужно отметить, что государственная регистрация как публичная услуга квалифицируется некой правоохранительной и правоустанавливающей особенностью, а также обладает направленностью юридически властного характера. Фундаментальной основой государственной регистрации является волеизъявлении юридических и физических лиц.

В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» «Государственная регистрация прав на недвижимое имущество — юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества» [2].

В качестве характерной черты государственного кадастрового учета можно отметить наличие особенности информационно-обеспечительного характера. Необходимо так же отметить, что государственный кадастровый учет производится вследствие прямого действия закона. Конечным результатом государственного кадастрового учета является полная идентификация и учет объектов недвижимого имущества.

С момента введения в действие Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (начало действия 01.01.2017 год) действует единый одновременный порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, а также предусмотрена возможность дифференцированного проведения каждой процедуры. Эта возможность предопределена значимой целью максимального повышения эффективности и сокращения временных затрат предоставления публичной услуги по государственному учету и государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества.

Реализация государственных функций по регистрации и учету недвижимого имущества производится исключительно государственными органами и учреждениями. Иными словами, передача каких либо публичных функций в рассматриваемой сфере частным структурам не представляется возможным.

При реализации своих функций, которые носят учетно-регистрационный характер, государство не взимает плату с заявителей за предоставленные сведения и проведение рассматриваемых процедур. При осуществлении учетно-регистрационных действий налоговым законодательством предусмотрена уплата государственной пошлины.

Необходимо отметить, что государственная регистрация прав и государственный кадастровый учет недвижимого имущества в своей совокупности рассматриваются в качестве единого административно-правового процесса, который регламентирован юридическими правилами деятельности государства управленческого характера.

Общая структура государственной регистрации и государственного кадастрового учета состоит из определенных правил, которые по своей сути координируют все отношения органа регистрации и учета, которому делегирована государственная функция по осуществлению и реализации публичных учетно-регистрационных процессов, и заявителем, который обращается за предоставлением государственной услуги соответствующей направленности.

Основная цель государственной регистрации заключается в полной охране прав на объекты недвижимости субъектов гражданского оборота. Главная задача государственной регистрации заключается в предотвращение, а так же недопущение каких либо правонарушений в сфере отношений, которые связаны с недвижимостью.

Важно отметить то, что именно государственная регистрация представляет собой уникальную констатацию факта возникновения и наличия зарегистрированного какого-либо вида права на объекты недвижимого имущества.

Неоспоримым является факт очевидности корреляции государственной регистрации и государственного учета объектов недвижимости, несмотря на различие этих действий. Тесная взаимосвязь предопределена единством предмета регистрации и учета, а так же абсолютным сходством параметров объектов недвижимого имущества, которые применяются при реализации операций правоприменительного характера, а также применением документов, которые относятся к регистрационным, в формате проведения государственного учета, а так же применением результатов государственного учета в целях осуществления каких либо регистрационных действий.

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества и государственная регистрация прав на недвижимое имущество являются значимыми функциями государственного управления, при объединении которых и была образована единая учетно-регистрационная система.

Учетно-регистрационные функции осуществляет Федеральная служба регистрации, кадастра и картографии в рамках осуществления своей деятельности, которая регламентирована актуальным законодательством.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» «Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества недвижимости» [3].

Для сравнительного анализа изменений объемов предоставления государственных услуг в области кадастрового учета и регистрации прав, которые связаны c созданием совокупной функции учета и регистрации, рассмотрим статистическую информацию о количестве учетно-регистрационных действий, которые были проведены Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области за первые шесть месяцев каждого года в период с 2016 по 2019 года (табл.1).

Статистическая информация околичестве регистрационных действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра икартографии по Челябинской области

Наименование показателя период

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector