Что такое утилизационный сбор на автомобили

Утилизационный сбор на автомобили в России

Утилизационный сбор на транспортные средства был введен на территории России не так давно.

По этой причине у водителей возникает большое количество вопросов — что такое утилизационный сбор, когда его нужно оплачивать, кто освобождается от оплаты, а также можно или нет самостоятельно рассчитать размер сбора.

Ответы на все эти вопросы можно найти в данной статье.

Утилизационный сбор – что это?

Граждане РФ обязаны оплачивать утилизационный сбор сразу, в процессе покупки автомобиля. Правило установлено законом об отходах потребления и производства, статьей № 89-ФЗ, введенной в 2012 году.

Согласно законодательству, сбор по утилизации, представляет собой разовый платеж, направленный в пользу государства.

Он взимается с покупателей транспортных средств и направляется на обеспечение экологической безопасности окружающей среды, а также охраны здоровья и жизни человека от неблагоприятного влияния эксплуатации транспорта.

Говоря иными словами, средства, которые получаются в качестве сбора по утилизации в процессе приобретения автомобиля, далее будут направлены на его утилизацию, которая будет полностью соответствовать всем установленным экологическим нормам.

На кого возлагается оплата утилизационного сбора?

Отвечая на вопрос, кто уплачивает утилизационный сбор и в каких ситуациях, можно дать следующую информацию. Согласно современного законодательства, граждане РФ обязаны оплачивать утилизационный сбор в двух основных случаях:

  1. В процессе покупки автомобиля из-за рубежа. Это может быть приобретение транспортного средства в Японии и последующий его самостоятельный привоз на территорию РФ.
  2. Покупка средства передвижения у лиц, ранее освобожденных законом от уплаты сбора по утилизации или не оплатившие его в установленном законе порядке.

Утилизационный сбор взимается за весь период существования автомобиля один раз. Оплачивает его изготовитель, если это российский автопром или один из собственников.

Освобождение от сбора

Есть несколько ситуаций, при которых не потребуется оплачивать утилизационный сбор. Здесь можно отметить следующие установленные законом обстоятельства:

  • автомобиль находится в эксплуатации более 30 лет. В этой ситуации должны быть соблюдены два основных условия – автомобиль должен быть некоммерческого назначения, а также важно наличие оригинальной рамы, кузова и двигателя;
  • нахождение автомобиля в собственности у диппредставительств, а также консульств, международных организаций и у сотрудников указанных учреждений и членов их семей;
  • привоз авто на территорию РФ в качестве личного имущества участников уникальной программы по добровольному переселению соотечественников из иных государств.

В процессе приобретения транспортного средства у физических лиц, обозначенных в крайних двух пунктах, сбор по утилизации будет автоматически взиматься с покупателя.

Размер утилизационного сбора

Размер сбора может быть рассчитана по следующей формуле — ∑ УС = БС × К.

Расшифровать данные обозначения можно следующим образом:

  1. ∑УС – общая сумма сбора.
  2. БС – основная базовая ставка.
  3. К – коэффициент по расчету суммы, основанный на Перечне размеров утилизационного сбора. Список утвержден специальным Постановлением Правительства РФ № 1291 от 26.12.2013 года.

Стандартная базовая ставка может быть определена в прямой зависимости от категории приобретенного автомобиля.

Сюда можно отнести легковые транспортные средства особого некоммерческого назначения, сбор на которые составляет 20 тысяч рублей, а также коммерческие легковые и грузовые автомобили и автобусы. В этом случае сбор по утилизации будет составлять 150 тысяч рублей.

Расчет утилизационного сбора сбора прямо зависит от года выпуска транспортного средства. Также имеют значение его общие параметры – масса, размер и объем двигателя.

Коэффициент расчета для российских легковых транспортных средств старше 3 лет и массой менее 2,5 тонн будет равен 0,88. На основании этого можно сделать вывод, что сумма сбора будет равна 20 088 рублей.

Сбор по утилизации – важные моменты при покупке

Отметка относительно уплаты сбора по утилизации фиксируется в разделе с «особыми отметками» паспорта средств передвижения.

Отсутствие подобной отметки возможно только в двух основных случаях:

  1. ОПТС на автомобиль российского производства был выдан ранее 01.09.2012 года или на зарубежную машину, ввезенную на территорию России до обозначенной даты. В этих случаях не стоит беспокоиться, так как обязанность по оплате сбора на подобные автомобили не распространяется.
  2. Покупка транспортного средства зарубежного производства за границей с последующим его самостоятельным ввозом его в Россию. В этом случае обязательства по уплате сбора возлагаются на покупателя, как на лицо, которое осуществляет ввоз авто в РФ.

В паспорте транспортного средства, в отношении которого взимается утилизационный сбор, обязательно должна быть проставлена специальная отметка. В ней обозначаются основания для полного освобождения от уплаты утилизационного сбора.

Это и есть ответ на вопрос, что значит отметка в ПТС утилизационный сбор.

Если ПТС на российский автомобиль был выдан на руки водителю в период с 01.09.2012 по 31 декабря 2013 года включительно, в документе вместо отметки, подтверждающей оплату сбора по утилизации, может присутствовать информация относительно принятия обязательств по утилизационному сбору.

В этом случае потребуется убедиться в том факторе, что на момент выдачи документа на руки производитель не был исключен из официального реестра компаний, которые взяли на себя обязательства по проведению утилизации продукции.

Данную информацию есть возможность получить на официальном сайте Минпромторга РФ. Здесь особое внимание нужно обратить на раздел «дата исключения из реестра».

Если в ПТС отсутствует отметка относительно уплаты утилизационного сбора без законных оснований, может свидетельствовать только о том, что предыдущий собственник по какой-то причине избежал данной процедуры.

В этом случае обязанность по оплате автоматически возлагается на покупателя. При обнаружении отсутствия оплаты сбора лучше отказаться от сделки или постараться снизить стоимость продаваемого автомобиля.

Штрафы за неуплату сбора

Зарегистрировать авто без предварительной оплаты утилизационного сбора невозможно. Даже при наличии официального паспортного средства автомобиль будет считаться не прошедшим регистрационный процесс в установленном законом порядке.

Перемещаться на подобном автомобиле допускается только на протяжении 20 суток. Именно столько по правилам Дорожного движения России действуют транзитные номера.

После этого срока управление автомобилем, не прошедшим регистрацию, согласно статье 12.1 КоАП РФ, на водителя будет возложен штраф размером от 500 до 800 рублей, в зависимости от того, с какого года не было оплаты.

Если после назначенного штрафа водитель нарушает данное право снова, он может быть лишен удостоверения водителя на срок до 90 дней.

Возможное возвращение утилизационного сбора

Есть определенные ситуации, при которых утилизационный сбор может быть возвращен. В первую очередь это касается ошибочной оплаты сбора.

Например, человек оплачивает сбор после того, как ранее его уже оплатила компания-производитель или прежний собственник машины. При обнаружении подобного фактора потребуется обратиться в организацию, которая приняла сбор.

Это может быть два основных варианта:

  1. Таможенные организации – для транспортных средств, привезенных из иных стран.
  2. Налоговая инспекция — для российских автомобилей.

Чтобы получить ошибочно уплаченные средства обратно, потребуется заполнить специальное заявление, касающееся возврата утилизационного сбора по колесным транспортным средства и по шасси. Бланк предоставляют сами сотрудники таможни, а также работники налоговой инспекции.

Кроме грамотно составленного заявления потребуется предоставить копии следующих документов:

  • паспорта собственников транспортных средств. Здесь потребуется представить копии основных страниц;
  • ПТС – оригинал и копия;
  • квитанция по оплате утилизационного сбора — приходно-кассовый ордер или официальное платежное поручение;
  • обязательно предоставляется документ, который подтверждает ошибочность взыскания сбора.

Решение относительно возвращения сбора или об официальном отказе в его полном возмещении в среднем принимается на протяжении 30 дней. Полностью вернуть средства можно в течении трех лет от даты его уплаты.

Читать еще:  Как продать участок земли

При этом нужно помнить, что сумма внесенных денежных средств не индексируется и может быть возвращена без учета начисленных комиссионных платежей. Возврат производится посредством перевода средств на счет заявителя.

Многие водители задаются вопросом, установлен ли утилизационный сбор на полуприцепы в 2019 году. Ответ на данный вопрос дает постановление постановление 81 от 06.02.2016, в котором говорится об обязательной оплате сбора по утилизации в отношении автомобилей и прицепов, для них предназначенных.

В постановлении утверждены правила и условия по взиманию, уплате, исчислению и взысканию установленного законом сбора на утилизацию. Подобному сбору подлежат самоходные машины и разной категории прицепы к ним.

Заключение

Назначенный утилизационный сбор на автомобили в России уплачивается собственником автомобиля самостоятельно. Опираться при этом требуется на номера счетов для уплаты сбора.

Данная информация доводится до сведения плательщиков из ФТС России, ФНС России, найти ее можно на официальных сайтах этих организаций. Сразу после поступления оплаты в ПТС автомобиля проставляется специальная печать относительно уплаченной суммы сбора.

Если начисления по утилизации не предусмотрены, на бланке паспорта проставляются особые отметки относительно основания для неуплаты сбора.

Утилизационный сбор в РФ 2019

Важно!

Как говорится, «срочно в номер»:

10 сентября стало известно, что Министерство промышленности и торговли РФ направило в Правительство предложение о повышении ставки утилизационного сбора на автомобили с 1 января 2020 года. По предварительным расчетам ведомства, в среднем ставки могут вырасти на 80%, в сегменте легкового транспорта — на 110%.
Причина очередной индексации ставки утилизационного сбора (последняя была проведена в 2018 году) — необходимость сохранить барьер для импорта готовых автомобилей в Россию после недавнего снижения пошлин.

В случае положительного решения межведомственной комиссии ждём очередного повышения цен на автотранспорт.

В 2018 году Правительство РФ утвердило новые ставки утилизационного сбора на автомобили на 2018 и 2019 годы. Ранее МинПромТорг заявлял, что средний рост сбора на все типы транспортных средств составит около 15%, однако ставки не поменялись, а вот коэффициенты выросли сильно. Постановление опубликовано 21.03.2018 на официальном сайте Правительства.

Новые размеры коэффициентов утильсбора на легковые и грузовые авто вступили в силу с 1 апреля 2018 года:

  • Новые автомобили с объемом двигателя до 1 л — 33 000 рублей (+16,2%). Старый коэффициент — 1,42, новый — 1,65. Для машин старше трех лет коэффициент вырос с 5,3 до 6,15.
  • Новые автомобили с объемом двигателя от 1 до 2 л — 84 000 рублей (+90%). К ним относятся Lada Vesta, Skoda Rapid, Kia Rio. Старый коэффициент — 2,21, новый — 4,2. Для подержанных авто коэффициент вырос с 8,26 до 15,69.
  • Новые автомобили с объемом двигателя от 2 до 3 л — 126 000 рублей (+49,3%). Это Kia Sorento, Ford Kuga и т. д.
  • Новые автомобили с объемом двигателя от 3 л — остаются прежними.
  • Электромобили — рост на 14,8%.

Что такое утилизационный сбор на автомобили и в чем его суть?

Приобретение автомобиля на российском рынке или за рубежом связано с определенными расходами. Одним из видов доп. платежей, введенных с 2012 года, является утилизационный сбор. Вопросов у автомобилистов в связи с этим нововведением много. Это и увеличение утилизационного сбора, и его размеры, и калькулятор расчета, льготы и т. д. Давайте разбираться со всем этим по порядку.

Утильсбор — это разовый платеж, взимаемый в пользу государства. Уплата утилизационного сбора возлагается на производителя или импортера. На покупателя ТС возлагается только в том случае, если взнос не был внесен до заключения договора купли-продажи.

Впервые вопрос о том, что значит утилизационный сбор и зачем он нужен, поднялся в 2012 году. Президент РФ внес изменения в 5 главу Федерального закона №89. Он был дополнен статьей 24.1. В ней указывались лица, обязанные оплачивать сбор, цели и задачи, сроки внедрения, категории ТС и т. д. А 1 января этого года вступило в законную силу постановление Правительства РФ № 401, в котором обозначено изменение утилизационного сбора на автомобили в 2018. О нем мы и поговорим ниже.

Последние новости о введении нового утилизационного сбора активно обсуждались внутри страны и за рубежом. Импортеры волновались о повышении цен для покупателей за счет увеличения базовой ставки, коэффициента сбора. Новость о повышении утилизационного сбора на автомобили в России с 1 января 2018 стала доступной гражданам в конце 2017 года. Размер платы увеличился на 13-15%.

Когда и кому нужно платить?

Оплата утилизационного сбора — это обязанность производителя или одного из собственников ТС. Согласно закону, юридическое или физическое лицо оплачивает утилизационный сбор в следующих ситуациях:

  1. При ввозе автомобиля из-за рубежа.
  2. При производстве ТС на территории РФ.
  3. При покупке ТС у собственника, ранее не оплатившего сбор.

Кто освобождается от уплаты

От уплаты освобождаются автовладельцы в таких случаях:

  • ТС возрастом более 30 лет. Автомобиль не должен быть источником дохода, использоваться как коммерческий. На нем должны быть установлены оригинальные запчасти — двигатель, рама, кузов.
  • Машина является собственностью переселенцев, участвующих в программе добровольного возвращения на Родину из-за границы.
  • Автомобиль используется в качестве средства передвижения дипломатического представителя, его семьи, сотрудников дипмиссии.
  • В ПТС стоит штамп об утилизационном сборе, то есть производитель или предыдущий владелец внесли плату до продажи автомобиля.

На какие категории транспорта распространяется

Закон 2012 года включил в себя перечень категорий ТС для оплаты утилизационного сбора, а именно:

  • легковые, повышенной проходимости;
  • электроавтомобили;
  • автобусы;
  • грузовые.

С полуприцепов утилизационный сбор не взимается.

Полный перечень ставок на утилизационный сбор 2019 в рублях

Виды и категории транспортных средств

Утилизационный сбор на автомобили 2018

Что такое утилизационный сбор на автомобили в России в 2018 году? Это плата, которая взимается за транспортное средство в целях обеспечения экологической безопасности в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ. Считается, что уплата такого сбора направлена на защиту здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств с учетом их технических характеристик и износа (п. 1 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ ). Подробнее об утилизационном сборе на машины расскажем в нашем материале.

Кто платит утилизационный сбор на автомобили?

Плательщики утилизационного сбора на автомобили – это лица, которые (п. 3 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ ):

  • ввозят транспортные средства в Россию;
  • производят транспортные средства на территории России;
  • приобрели транспортные средства на территории России у лиц, не уплачивающих утилизационный сбор в соответствии с абз. 2 и 3 п. 6 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (это, к примеру, переселенцы в РФ по госпрограмме, которые ввезли автомобиль как свое личное имущество, или дипломатические сотрудники), или у лиц, не уплативших сбор в нарушение закона;
  • являются владельцами автомобилей, по которым утилизационный сбор не был уплачен в соответствии с абз. 5 п. 6 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ , т. е. по автомобилям возраста до 3 лет, по которым завершено действие таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории ОЭЗ в Калининградской области и которые помещаются под иную таможенную процедуру (кроме реэкспорта).

Утилизационный сбор на автомобили 2018: ставки

Где можно найти ставки утилизационного сбора на автомобили 2018? В Постановлении Правительства от 26.12.2013 № 1291. А как рассчитать утилизационный сбор на автомобили? Размер утилизационного сбора определяется как произведение базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретного транспортного средства. Базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора в 2018 году не изменилась и составляет:

  • 20 000 рублей для транспортных средств, указанных в разделе I Перечня видов и категорий колесных транспортных средств, утв. Постановлением Правительства от 26.12.2013 № 1291;
  • 150 000 рублей – для иных транспортных средств, перечисленных в Перечне.
Читать еще:  До какого года можно приватизировать землю

А вот расчетные коэффициенты возросли с 01.04.2018. О том, какие в отношении утилизационного сбора на автомобили 2018 последние новости, мы рассказывали в отдельном материале. Можно сказать, что в целом утилизационный сбор на машины станет выше с апреля 2018 года.

Необходимо иметь в виду, что утилизационный сбор 2018 на автомобили из Японии и любых других стран, равно как и произведенные на территории РФ, зависит от вида и категории транспортных средств.

При этом, скажем, размер утилизационного сбора за легковой автомобиль не всегда зависит от рабочего объема двигателя. Так, для легковых транспортных средств, ввозимых физлицами для личного пользования, размер сбора зависит только от возраста автомобиля. Коэффициент расчета суммы утилизационного сбора составит:

  • 0,17 – на транспортные средства, с даты выпуска которых прошло не более 3 лет (в т.ч. произведенные на базе шасси транспортных средств 2017 года выпуска);
  • 0,26 – на транспортные средства, с даты выпуска которых прошло более 3 лет.

Соответственно, в первом случае сбор составит 3 400 рублей (20 000 рублей * 0,17), а во втором – уже 5 200 рублей (20 000 рублей * 0,26).

В то же время, например, официальный поставщик легковых иномарок с рабочим объемом двигателя свыше 1 000 куб.см., но не более 2 000 куб.см. заплатит за автомобиль 2018 года выпуска 84 000 рублей (20 000 рублей * 4,2).

Очевидно, как влияет утилизационный сбор на стоимость автомобиля. Поскольку этот сбор уплачивает в общем случае российский производитель или импортер (например, официальный автодилер), то внесенную плату он захочет переложить на плечи конечного покупателя и включит в цену автомобиля. А потому вполне логичен рост цен на автомобили при увеличении размеров утилизационного сбора.

Что такое утилизационный сбор в ПТС и кто должен его оплачивать

Такой вид платежа относительно новый. Ввели его не так давно, и многие автовладельцы не знают, что означает отметка в ПТС утилизационный сбор. Закон № 128-ФЗ от 28.07.2012 обязывает уплачивать этот налог с 1 сентября 2012 года. Это касается любого ТС, которое ввозится или изготавливается в России. Давайте разберёмся, что означает утилизационный сбор в ПТС.

Что такое утилизационный сбор и кто его оплачивает

Согласно закону «Об отходах производства» № 89-ФЗ от 26 июня 1998 года, граждане России обязаны уплачивать эту госпошлину покупая автомобиль с 2012 года. Это касается всех транспортных колёсных средств, самоходных машин, прицепов. Но есть некоторые исключения. Иногда особые категории ТС освобождаются от уплаты.

Те, кто впервые об этом слышат задаются вопросом: утилизационный сбор в ПТС что это? Исходя из определения законодательства — это единовременный платёж в доход государства, который взимается с граждан, приобретающих транспортные средства. Введён для обеспечения безопасности окружающей среды, экологии, здоровья и жизни человека от негативных последствий в процессе эксплуатации транспорта. Запись утилизационный сбор уплачен в ПТС означает, что этот транспорт будет бесплатно утилизирован.

Деньги от оплаченного акциза в будущем будут направлены на утилизацию автомобиля по экологическим нормам.

Отметка ставится в ПТС об утилизационном сборе на лицевой части документа в «Особых отметках» (это левая часть страницы). Когда пометка проставлена, означает что владелец уплатил его. Если штамп присутствует, это положительный момент. Значит, владелец имеет право на бесплатную утилизацию машины по окончании срока её эксплуатации.

В связи с тем, что до сентября 2012 года такая оплата не была введена, то приобретая транспорт с паспортом технического средства, выданным до этой даты, отметка стоять не должна. Соответственно покупая автомобиль, на который ПТС был выдан после сентября 2012 года, важно знать – отсутствие такой отметки означает что налог придётся платить новому владельцу. Перед покупкой внимательно изучите документы, чтобы понимать какие расходы вас ещё ожидают.

Поставить на учёт движимое имущество, не оплачивая пошлину, не представляется возможным. Даже если у вас на руках официальный паспорт транспорта, считается, что он прошёл регистрацию в незаконном порядке. Перемещение на таком автомобиле, по правилам дорожного движения, разрешено в течение 20 суток. Потому что это срок действия транзитных номеров. По истечении этого срока, нельзя эксплуатировать машину без последствий. При первой остановке инспектор ГАИ наложит административный штраф в размере от 500 до 800 рублей. В следующий раз за повторное нарушение водителя лишат удостоверения на срок до 3 месяцев.

Статья 24-1 Федерального закона № 89-ФЗ определяет кто должен уплачивать акциз:

  1. Если транспорт ввезён из зарубежных стран в Россию (например, пригнан самостоятельно из Кореи в Россию). При ввозе менее чем на полгода госпошлина не уплачивается.
  2. Если транспортное средство куплено у продавца, который был освобождён от уплаты либо он не был оплачен вообще.

Такая госпошлина платится однократно. Если авто изготовлено отечественным производителем, его платит завод изготовитель или один из собственников. Для ТС, прибывающих на территорию Российской Федерации из других стран обязанность уплаты налога ложится на человека, который ввозит транспорт.

Иногда на отечественных автомобилях вместо пометки «уплачен», может стоять иная – принятие обязательств по утилизации. Тогда нужно убедиться, что изготовитель авто на дату выдачи ПТС состоял в реестре организаций по утилизации продукции и не был оттуда исключён.

Причины, освобождающие от уплаты пошлины:

  • транспорт находится в собственности международных фирм и их сотрудников, консульств и представительств;
  • возраст ТС более 30 лет, если присутствуют условия: некоммерческие цели авто и оригинальные двигатель, кузов и рама;
  • если машина ввезена в Россию личным имуществом участников программы добровольного переселения соотечественников из-за рубежа.

При покупке ТС у сотрудников международных фирм и участников программы переселения госпошлину оплачивает покупатель.

Если отметка в ПТС «утилизационный сбор» не стоит что это значит? Во-первых, автовладелец не сможет поставить свой транспорт на регистрационный учёт в Госавтоинспекции. Во-вторых, денежную сумму всё же придётся оплатить в доход государства.

Кто проставляет отметку

В документах, ввозимых в Россию транспортных средств и самоходных машин пометку об оплате или освобождении гражданина от оплаты проставляет уполномоченный сотрудник таможенных органов. Заверяется отметка личной печатью должностного лица, проставляется в пункте «Особые отметки».

Как может выглядит запись:

  1. «Утилизационный сбор уплачен. ТПО «­___» (указывается номер таможенного приходного ордера, отражающего исчисление).
  2. «Утилизационный сбор не уплачивается» (указывается на основании какого пункта части статьи 24.1 ФЗ № 89 не уплачивается).

Завод изготовитель транспорта на территории Российской Федерации оплачивает пошлину и сдаёт необходимые документы, подтверждающие факт оплаты, вместе с паспортом технического средства или самоходных машин в налоговую службу по месту нахождения производителя. В таком случае отметку проставляет налоговая инспекция.

Крупные производители в России, выпускающие колёсные ТС, самоходные машины и прицепы к ним, могут самостоятельно проставить отметку, если они включены в реестр.

Физические лица и организации, которые не вносили оплату сдают документы (ПТС или ПСМ) в налоговую по месту нахождения или жительства.

Когда ПТС был утерян, похищен или пришёл в негодность, выдаётся дубликат документа. В таком случае пометку в дубликате проставляют сотрудники ГИБДД. Если это самоходная машина – орган Гостехнадзора.

Читать еще:  Как получить землю многодетной семье

Как рассчитывается размер

Расчёт такого налога производится по формуле: УС = БС × К, где: БС означает величину базовой ставки, зависящую от технических параметров авто; К – коэффициент, соответствующий категории транспорта.

Базовая ставка для легкового автомобиля составляет 20 тыс. рублей. Для коммерческого транспорта, автобусов и грузовых машин ставка повышается до 150 тыс. рублей.

Что влияет на размер коэффициента:

  • год выпуска;
  • размер ТС;
  • масса;
  • мощность двигателя.

Для транспорта, который эксплуатируется менее трёх лет, коэффициент равен 0,17. Для более старших машин (свыше трёх лет) – 0,26.

Например, на новый легковой автомобиль физического лица налог составит: 20 000 х 0,17 = 3 400 рублей. За транспорт уже подержанный: 20 000 х 0,26 = 5 200 рублей.

За транспорт юридических лиц стоимость рассчитывается при помощи коэффициента, в котором учитываются категория авто и мощность. Обычно в гараже у организаций присутствуют грузовые и мощные машины.

Для расчёта можно воспользоваться следующей таблицей:

Что такое утилизационный сбор в ПТС на автомобили в 2019 году – закон и правила оплаты

Автомобили и прочая транспортная техника имеют определенный срок службы. После этого их направляют на бесплатную утилизацию. Но происходит это потому, что при производстве транспортного средства или при ввозе его из-за границы уплачивается утилизационный сбор. Его размер зависит от года выпуска ТС, назначения и некоторых других характеристик.

Определение

Утилизационным сбором называется разовый платеж, который должны совершить покупатели либо производители транспортных средств. Он действует на территории РФ с 01.09.2012 г. Целью этого платежа является финансирование утилизации транспорта после эксплуатации в соответствии с требованиями экологического законодательства.

Платить этот сбор должны:

  • производители – перечисляют за изготовленные в РФ транспортные средства;
  • импортеры – за ввезенный в Россию транспорт;
  • покупатели при приобретении авто, по которым ранее сбор не был уплачен.

К покупателям относятся как юридические, так и физические лица. За каждое ТС сбор платится только один раз. Исключением является только его модернизация.

На какие категории транспорта распространяется

В 2012-2015 гг. этим сбором облагали лишь колесные виды транспорта. С 01.01.2016 г. Федеральным Законом № 392-ФЗ от 29.12.2015 г. были внесены изменения. С этой даты платеж распространяется на прицепы к самоходным и колесным транспортным средствам, а также на сами самоходные машины.

Размер утилизационного сбора

Сумма к оплате определяется в зависимости от типа ТС, его массы, грузоподъемности, даты производства, предназначения.

Порядок расчета

Для расчета окончательного размера утилизационного сбора необходимо выбрать коэффициент, который применяется именно для этого транспортного средства, а затем умножить на него базовую ставку.

Коэффициент зависит от даты производства ТС, его предназначения, массы. Например, для легковых автомобилей (в собственности физических лиц), которые были выпущены не позднее трех лет, применяется значение К = 0,17, а для тех, которым три года и более – 0,26. Для юридических лиц эти показатели равны 5,3 и 1,42 соответственно.

В интернете есть специализированные сайты, на которых можно найти калькулятор расчета утилизационного сбора. В форму необходимо ввести данные о ТС и система выдаст результат.

Перечень ставок на утилизационный сбор 2019 в рублях

Ниже в таблице приведены базовые ставки сбора для различных видов транспортных средств, действующие в 2019 году:

Категория и вид ТС

Ставка утилизационного сбора, тыс. руб.

Для ТС до 3 лет

Для ТС старше 3 лет

Легковые автомобили категории В

Грузовые автомобили категорий В и С

Специальный транспорт категории С

Автобусы категории D

Шасси колесных ТС

Колесные перегружатели (в т.ч. погрузчики экскаваторы)

Самоходные краны (кроме кранов на базе шасси колесных ТС)

Дорожная техника (кроме дорожных машин на базе шасси колесных ТС)

ТС для лесного хозяйства

ТС типа «форвардер»

Трелевочные и фронтальные погрузчики для лесного хозяйства

Снегоболотоходы, квадроциклы, мотовездеходы

Колесные сельскохозяйственные тракторы

Гусеничные сельскохозяйственные тракторы

Самоходные сельскохозяйственные машины

Коэффициенты для расчета можно найти в постановлении Правительства РФ № 300 от 19.03.2018 г.

Порядок и сроки оплаты

В законодательном порядке срок уплаты для физических лиц не установлен. Сбор можно внести в любое время. Лишь после этого разрешается поставить ТС на учет и пользоваться им.

Необходимые документы

Для уплаты сбора автовладелец должен иметь при себе паспорт и квитанцию. В дальнейшем квитанцию с отметкой об уплате необходимо предъявить в ГИБДД для регистрации автомобиля. Реквизиты для ее заполнения (ФНС РФ) можно скачать с сайта:

Где можно оплатить

Это можно сделать через любой банк России наличными средствами или сделать перевод по безналу. При оплате в кассе потребуется предъявить паспорт.

Где ставится отметка об оплате

Факт оплаты сбора отмечается в паспорте транспортного средства в разделе «Особые отметки» либо в электронном варианте ПТС. Если же транспортная техника не является объектом данного сбора, то это также должно быть указано в паспорте. Когда ни одной из этих двух отметок нет, то считается, что оплаты не было. Поэтому сделать это придется новому владельцу ТС.

Освобождение от сбора

Владельцы или покупатели транспорта, который не поименован в постановлениях № 81 и № 1291, освобождаются от уплаты сбора.

Кроме этого есть и другие исключения (статья 24.1, пункт 6 закона № 89-ФЗ):

  • личный транспорт беженцев, вынужденных переселенцев либо участников государственной программы по переселению в добровольном порядке въезжающих в РФ;
  • транспорт старше 30 лет, не используемых для коммерческих целей и имеющий оригинальные кузова или двигатели (либо отреставрированные);
  • транспортные средства моложе 3 лет, ввезенные в ОЭС Калининградской области;
  • владельцем транспортного средства является дипломатическое представительство, консульство либо сотрудник (и члены его семьи) этих организаций.

Штрафы за неуплату сбора

Нормативно-правовыми актами не установлены штрафные санкции не неуплату. Но в таком случае в ПТС не будет соответствующей отметки, а без нее транспорт зарегистрировать не получится. Такое требование содержится в постановлении Правительства РФ № 938 от 12.08.1994 г. (п. 4) и в п. 24 Административного регламента (утв. приказом МВД № 605 от 07.08.2013 г.).

Возможное возвращение утилизационного сбора

Иногда случается, что владелец ТС оплачивает утилизационный сбор, а потом выясняется, что это уже было сделано ранее. В таком случае денежные средства можно вернуть. Обращаться нужно в ФНС или ФТС в зависимости от места производства автомобиля:

  • по отечественному транспорту вопрос решается в ФНС;
  • для иномарок следует отправить запрос в ФТС.

Потребуются такие документы:

  • заявление о возврате денег по утилизационному сбору, который был излишне уплачен;
  • паспорт (копии заполненных страниц);
  • ПТС (нужно приложить к заявлению копию и иметь при себе оригинал);
  • квитанция об оплате сбора;
  • подтверждение того, что была произведена лишняя оплата.

После подачи документов ФНС или ФТС дадут ответ по прошествии 30 дней. Денежные средства будут перечислены на счет владельца авто. Важно, чтобы документы были заполнены правильно, иначе последует отказ.

Справка. Обратиться с заявлением о возврате денег можно в течение трех лет с даты оплаты. Но получить назад можно только сам сбор: комиссия не возвращается.

Утилизационный сбор – это платеж, которые совершает производитель транспорта, импортер или покупатель. Денежные средства вносятся один раз за время «жизни» автомобиля. Введен он в 2012 году. Сумма к уплате определяется исходя из базовой ставки и коэффициента, которые можно найти в постановлениях Правительства РФ. Без оплаты не удастся поставить ТС на учет. Если была переплата или вторая оплата, то деньги можно вернуть по заявлению, которое подается в ФТС или ФНС.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector